СКИДКАМИ ПО НЕПРЕДОСТАВЛЕННЫМ УСЛУГАМ

9 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Синхронно с введением ответственности за несвоевременную оплату или вообще игнорирование таково...

Синхронно с введением ответственности за несвоевременную оплату или вообще игнорирование таковой за жилищно-коммунальные услуги — вплоть до описи и отчуждения имущества должников — добросовестные плательщики начинают требовать услуг качественных и в полном объеме. Что ж тут удивительного — это, в конце концов, их законное право. И в самом деле, почему производители элементарных жизненных благ, требуя ответственности от потребителей, не должны отвечать сами?

Утвержденные постановлением Кабинета министров от 30 декабря 1997 года Правила предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотводу четко определяют допустимые сроки отклонения количественных и качественных показателей услуг. Но в Тернополе периодическое исчезновение такого блага цивилизации, как вода (свыше шести часов при круглосуточном водоснабжении и свыше 30 процентов общего времени подачи воды по суточному графику), становится обычным явлением. Примерно каждые два месяца напоминает о себе круг долгов: потребители недоплатили за воду, горводоканал должен деньги облэнерго, энергетики прекратили подачу электроэнергии... И когда холодной воды в квартире нет в течение трех суток, не удивляйтесь, что без наличия счетчика вам могут насчитать полную месячную плату. Будто бы ничего и не было. Типичный ответ в водоканале будет такой: «Устанавливайте счетчик — и все о’кей». А если по разным причинам из крана будет течь жидкость, которую трудно назвать водой, то скидку тем более не поспешат применять. Во всем будет виновата «необходимость очищать систему».

И все же общая сумма перерасчетов за непредоставленные-недопредоставленные услуги (плановые ремонты, остановки подачи воды по другим причинам), проведенных КП «Тернопольгорводоканал» только за первый квартал в этом году, составляла ни много ни мало 85,5 тыс. гривен. ОГКП «Тернопольтеплокоммунэнерго» тоже признает свои грехи: за первое полугодие в этом году за недопоставку населению тепловой энергии оно сделало перерасчет годовой платы на еще большую сумму — 318 тыс. гривен.

И многое тепловикам сходит с рук. Никто не доказал или, точнее, не успел доказать — ну, и слава богу. В типовом договоре между теплоснабженческой организацией и потребителем указан срок прибытия ее представителя на место некачественной услуги — до трех суток. Тем не менее, когда температура горячей воды ниже 40 градусов или температура воздуха в комнате не достигает 18 градусов, потребитель традиционно звонит по телефону в теплосеть, и дежурный котельной сразу прибавляет тепло. Никто особенно в набат не бьет. Не доходит до составления акта-претензии. Отсюда — никаких вам скидок.

Скидки за непредоставленные услуги жэков по содержанию жилья и придомовой территории тоже существуют. Госжилкоммунэнерго приказом от 4 августа 1997 года установил сроки и периодичность проведения работ. Разработаны механизмы их фиксации. Однако до сих пор тернопольчанам делали перерасчеты, то есть снижали квартплату, только в случае простоя лифтов свыше 24 часов в месяц. Значит, можно было без каких-либо угрызений совести не делать уборку, не освещать дольше двух дней в месяц места общего пользования, не вывозить менее восьми раз в месяц твердые бытовые отходы. Нехотя городские жэки начали применять такие скидки лишь совсем недавно. Скажем, в сентябре за нарушение сроков уборки они откажутся от 963 гривен, за неосвещение — от целых 39. Тем самым коммунальные организации фактически признали непредоставленные услуги, на что раньше мало кто обращал внимание. Но если вы даже сейчас станете требовать проведения текущего ремонта дома раз в три-пять лет, вам деликатно скажут, что тогда квартплату нужно повышать более чем в два раза — до 68—70 копеек за 1 кв. метр общей площади. Ишь чего захотели!

В областное управление по делам защиты прав потребителей поступают жалобы на недопредоставленные-некачественные жилищно-коммунальные услуги. Но преимущественно в устной форме. Поскольку граждане за годы независимости уже хорошо усвоили принцип мщения со стороны власти или монополистов: станете жаловаться — вас непременно найдут. А когда у вас мизерная зарплата и где-то что-то несвоевременно заплачено — тем более. Пишут заявления уже в совсем критических ситуациях. В нынешнем году жители Тернополя лишь дважды обращались письменно — когда протекали крыши и на голову капала вода. И хотя, по данным городского жилищно-коммунального управления, тернопольчане фактически платят лишь 60 процентов от начисленных сумм квартирной платы (платы за содержание жилья), текущий ремонт многоквартирных домов можно считать относительным достижением в работе соответствующих городских служб. При запланированных 25,7 тыс. кв. м в этом году отремонтировано 31 тыс., в том числе 3800 кв. метров кровли. Для сравнения — городские теплоэнергетики за последние годы ремонтируют только от одного до четырех километров из изношенных более чем 50 км теплосетей. Не лучше ремонтируют и городской водопровод.

Ответственные лица горсовета отбиваются от нареканий со стороны тернопольчан заявлениями — дескать, активнее создавайте объединения совладельцев многоквартирных домов (кондоминимумы). Тогда, глядишь, можно будет самостоятельно распоряжаться собранными деньгами и платить только за выполненную работу. По крайней мере, по содержанию жилья. Но власть уже хорошо изучила психологию рядового потребителя: проявишь инициативу — будешь наказан при первом же удобном случае. Поэтому и разрекламированных кондоминимумов в городе — не более двадцати. И почти все — в новостройках-многоэтажках, где живут люди, мягко говоря, не бедные. А те, что победнее, существуют в мире старых убеждений: захотите скидок — готовьтесь к повышению тарифов...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно