ПИШИТЕ СПИСКИ — И ВАМ ЗАЧТЕТСЯ,

Поделиться
Еще не было «Зеркала недели»... Был март 1994-го, робкие шаги того, что громко именовалось приватизацией, и каждодневная необходимость зарабатывать журналистикой на хлеб...

Еще не было «Зеркала недели»... Был март 1994-го, робкие шаги того, что громко именовалось приватизацией, и каждодневная необходимость зарабатывать журналистикой на хлеб. Статья одного из авторов этих строк называлась «Пишите письма, или Первая волна 1994-го». Тогда, в пору своего «детства», приватизация, если помните, была волновая, на продажу чохом выставили 152 объекта по всей Украине, и для их приобретения за сертификаты (за деньги - ни-ни, деньги в те времена предпочитали брать в тумбочке, именуемой Нацбанк) гражданам следовало писать письма с заявками непосредственно на предприятия...

Новые времена - иные нравы. Эпистолярный жанр, естественно, не угас, но письма о приватизации пишут все больше не рядовые граждане, а служивые, и не на предприятия, а по казенным адресам: в Кабинет министров, Фонд госимущества, реже - в администрацию Президента и председателю ВР. Зато махровым цветом расцвело спискотворчество: нам известны, по крайней мере, четыре списка, которые тасуются и корректируются, зачастую с оглядкой на конкретные политические и бизнесовые нужды. Именно эти списки, а не приватизационные законы и даже не вступающий на этой неделе в силу президентский указ о Государственной программе приватизации-99, будут определять характер процесса в ближайшие полгода.

Предпосылки

Злые языки уже ехидничают: Александра Бондаря в очередной раз повысили. И впрямь, когда речь идет о поступлениях в бюджет (а когда она не идет!), его фамилия неизменно фигурирует вслед за И.Митюковым и Н.Азаровым. А с чего, собственно, эти поступления - и плановые, и дополнительные - брать? Идея разблокировки приватизации в энергетике, несмотря на календарную весну, в очередной раз вернулась к точке замерзания вместе с проектом так и не подписанного президентского указа «Об особенностях приватизации объектов электроэнергетического комплекса Украины». Приватизация «Укртелекома» гордо профигурировала в правительственном постановлении № 349 от 11 марта, но в практическую плоскость так и не переместилась (ну не считать же чем-то этапным создание в понедельник межведомственной группы «для разработки предложений по ускорению»...) Более того, чтобы успеть продать что-либо из телекомовского добра уже в нынешнем году, пришлось бы не только добиваться благосклонности парламента, но и минимизировать последствия уже инициированных шагов по реструктуризации предприятия электронной связи и по выкупу у западных инвесторов их доли в СП, созданных при участии «Укртелекома». Дело, будем откровенны, в нынешних условиях - дохлое. Но кого это интересует, кого заботит скоординированность политики в области фондового рынка? Деньги давай!

По сути, к началу года в фондовской заначке было чуть более десятка предприятий, которые могли бы обеспечить план денежных поступлений в бюджет, и самыми козырными среди них считались Николаевский глиноземный завод и «Запорожсталь». Но «могли» - еще не значит обеспечат. Ибо у финансовых группировок, всегда готовых бороться за пакеты акций либо уже давно «родных» предприятий, либо тех, которые являются определяющими на конкретном рынке, с недавних пор есть уже не одна, а целых две возможности уйти от уплаты денег в бюджет. Либо добившись приостановки приватизации, либо получив пакет акций в управление. «А я, как руководитель Фонда госимущества, хотел бы, чтобы все происходило в русле законной денежной приватизации», - не устает повторять А.Бондарь.

Так в конце зимы родилась и материализовалась идея списка из 13 предприятий (пакеты общей номинальной стоимостью 485,1 млн. грн.), который, будучи утвержденным постановлением Кабмина, серьезно усложнит облгосадминистрациям, министерствам или отдельным юридическим лицам выведение пакетов акций из-под продажи. Ибо гневного письма или даже премьерского распоряжения уже маловато будет: отменить постановление правительства можно только его же, правительства, постановлением или указом Президента.

Параллельно на рассмотрение Кабмина ФГИ отправил второй перечень - из 83 предприятий (пакеты акций номиналом в 718,3 млн. грн). Фактически был продублирован список объектов, акции которых с подачи Минпромполитики летом прошлого года были выставлены на печально известный 29-й аукцион за компенсационные сертификаты, а затем, после вмешательства парламента, оказались вновь закрепленными в госсобственности. Фонд госимущества предлагает выставить их на продажу в 1999 году - но теперь, естественно, за деньги. И положительное решение правительства, если таковое последует, явит всей стране серьезность намерений исполнительной власти пополнять казну за счет приватизации.

Практика

Пока сие явление стране не состоялось. Зато в начале недели достоянием общественности стал кабминовский ответ на предложения ФГИ по поводу «перечня-13» - постановление КМ № 418 от 18 марта. Ничего сверхъестественного не произошло, более того - могло быть и хуже. Предприятий стало 14 (см. таблицу), но по данным из близких к Фонду источников общая стоимость выставляемых на продажу пакетов существенно снизилась. Самая большая потеря, если судить по деньгам и по инвестиционной привлекательности, - «усыхание» пакета НГЗ с 35 до 10%. Меньшая, но все же потеря, - отказ Кабмина от продажи 25% акций Запорожского завода ферросплавов, который источники почему-то настойчиво связывают с позицией одного недавно рекрутированного в Киев губернатора. Сумское НПО им.Фрунзе выпало из списка по причине того, что приватизационный конкурс уже проведен и результат получен: судя по сообщению агентства «Интерфакс-Украина», 25-процентный пакет за 44 млн. грн. и инвестобязательства достался не известному в Украине латвийскому ООО «Грата»....

А относительно появления в списке 12,7% акций «Киевэнерго» и 10,95% - «Укрнефти» версия существует весьма любопытная. Но сперва о фактах. Как известно, 4 февраля с.г. Верховная Рада в который раз продлила срок вложения приватизационных имущественных сертификатов - теперь до 1 мая, предписав Фонду госимущества провести заключительный, 48-й по счету сертификатный аукцион. 23 февраля докладывавший этот вопрос на сессии заместитель председателя специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Игорь Квятковский обращается с письмом к председателю ВР Александру Ткаченко: так, мол, и так, по стране не вложено около 3,5 млн. приватсертификатов общей стоимостью 1,75 млрд. грн., предлагаем выставить акций предприятий на 1,75 млрд., просим вашей поддержки и соответствующего поручения Кабинету министров... А в приложении к письму - список более чем 40 предприятий, среди которых Алчевский коксохимический завод (выставить на аукцион предлагается 15% акций), «Донецкоблэнерго» (10%), «Западэнерго» (10%), «Запорожьеоблэнерго» (15%), «Киевэнерго» (15%), Никопольский завод ферросплавов (15%), Николаевский глиноземный (18%), Харцызский трубный (10%), «Укрнефть» (14%), два ГОКа - Центральный (10%) и Северный (20%) и много чего прочего.

Рассказывают, что когда этот документ попал в руки Валерию Павловичу, возникла идея: а вот не по-депутатски сделаем! И пакеты акций «Укрнефти» и «Киевэнерго», правда, в несколько откорректированных размерах, перекочевали из «сертификатного» списка в список «денежный». А может быть, и клевещут. Поскольку человеку, постоянно пребывающему под угрозой потери председательского кресла в, условно говоря, ЗАО «Кабинет министров», совсем не с руки ссориться с депутатами правого спектра парламента, тем более, что формально к их позиции придраться трудно.

- От нашей комиссии пошли только предложения, в конце концов, согласиться с ними или не согласиться - дело Кабинета министров, - резонно заявляет И.Квятковский.

И действительно: нигде, ни в одной программе не записано, что на сертификатную приватизацию следует выставлять только «гнилые», по выражению депутата, предприятия. Хотя нигде и не записано, что на 48-й аукцион должны пойти сплошь самые ликвидные, чтобы достаться умникам, которые наверняка знали, что сертификатная приватизация будет продолжена и в 1999-м. Намного ли такая продажа ограниченному кругу лиц лучше, чем конкурсы времен В.Ланового за те же имущественные сертификаты, против которых контрольная комиссия ВР столь жестко выступала в начале 1998-го?

- Игорь Васильевич, но ведь в связи с предыдущими, 47-м, 46-м аукционами таких инициатив со стороны контрольной комиссии не было. Почему?

- Спали, - заразительно смеется своей удачной шутке депутат.

Что ж, результаты переговоров «проснувшихся» депутатов с премьером долго не заставили себя ждать. Интуиция изначально подсказывала, что компромисс будет найден, естественно, не в пользу денежной приватизации. А в пятницу достоянием журналистов стали уточненные планы размещения акций четырех предприятий группы Г, подписанные А.Бондарем - цитируем по приказу по ФГИ № 545 от 25 марта с.г. - «во исполнение отдельного поручения премьер-министра Украины В.П.Пустовойтенко от 24.03.99 №3609/1». В контексте сегодняшнего разговора особо примечательно то, что на 48-й приватизационный аукцион, который пройдет с 1 апреля по 1 мая, выставлены 10,0% акций ГАЭК «Западэнерго», 15% - ГАЭК «Запорожьеоблэнерго», 10% - ОАО «Алчевский металлургический комбинат» и 18% - ОАО «Запорожсталь» (любопытно, как эту «трудовую победу» отметили в парламентской фракции зеленых?). Мы, конечно, понимаем, за аккумуляцию приватизационных сертификатов большие деньги плачены, очень велик соблазн получить на сертификатном аукционе пакет в семь-десять раз дешевле, чем при денежной продаже. Но после нынешних решений грош цена любым призывам премьера к развертыванию денежной приватизации и пополнению бюджета за ее счет.

И по поводу «списка-14» Фонду госимущества особо обнадеживать себя не следует. В Национальном банке удивлены решением о продаже пакета акций Малинской бумажной фабрики: это предприятие, специализирующееся на производстве бумаги для выпуска ценных бумаг, давно входит в сферу его интересов. По данным некоторых источников, критически отнесся к решению по «Киевэнерго» его недавний руководитель, а нынче министр энергетики И.Плачков. Так что попытки пересмотреть «список-14» наверняка будут. И дай Бог, чтоб хотя бы половину объектов из него удалось продать в оговоренные ФГИ сроки.

Комментарии по поводу

Так что же даст, а точнее, могла бы дать государству денежная продажа пакетов акций АО из «списка-14»? Иными словами - насколько такой «ход конем» может пополнить казну? Этот вопрос мы задали специалистам, хорошо знающим ситуацию в двух АО из «списка-14». Ответы, на наш взгляд, получились весьма симптоматичные.

ОАО «Укрнефть»

Несмотря на многострадальную приватизационную и реорганизационно-производственную биографию «Укрнефти», несмотря на многократные попытки «расчленить» это нефтегазодобывающее предприятие на «дюжину маленьких карманных «Укрнефтей», несмотря на передачу 51% акций этого АО в уставный фонд НАКа «Нефтегаз Украины», несмотря на всевозможные разбирательства с главными менеджерами - словом, вопреки, а не благодаря, коллектив и менеджмент «Укрнефти» максимально терпеливо отнесся к последнему решению Кабмина Украины - продать в 1999 году за деньги 10,95% акций уставного фонда АО.

Мнение на сей счет сформулировал начальник управления корпоратизации и приватизации АО «Укрнефть» Владимир Тимонин:

- Мы можем только приветствовать такое решение правительства - наконец-то государство вспомнило о своих правах и решило из этого получить прибыль. Другое дело, что мы крайне обеспокоены тем, что реализация этого плана может быть проведена в, так сказать, авральном порядке. Акционеры, которые большей частью являются и сотрудниками «Укрнефти», заинтересованы, чтобы пакет акций был выставлен на продажу за «живые» деньги только после того, когда курс акций АО «Укрнефть» достигнет или даже преодолеет отметку 10-15 гривен. Сегодня он колеблется в промежутке 2-2,7 грн., хотя до августовского финансового обвала он уже достигал чуть ли не 12 грн. за одну акцию. И это не предел. Результаты работы АО «Укрнефть» за 1998 год красноречиво свидетельствуют, что наше предприятие вопреки всему в прошлом году выполнило все запланированные объемы работ. И если бы не неплатежи и не давление извне, акционеры могли бы рассчитывать на реально заработанные предприятием дивиденды в общей сумме, как минимум, в 19 млн. грн.

Тем не менее, считает В.Тимонин, государство может получить много больше, нежели сегодня, за 10,95% акций УФ «Укрнефти», если будет действовать последовательно.

- Продавать 10,95% акций АО следует лишь после того, когда будет достигнут первый эффект от выхода «Укрнефти» на международный фондовый рынок. Мы надеемся, что еще в марте комиссия по ценным бумагам США поставит точку в оформлении разрешений на выход ADR первого уровня «Укрнефти». Это, наряду со стабильными показателями производственной деятельности, автоматически должно сыграть на повышение стоимости продаваемого ФГИ пакета акций.

Словом, если абстрагироваться от кулуарно-политико-экономических нападок на «Укрнефть», продажа Фондом госимущества пакета акций этого АО может быть весьма удачной для государства сделкой. А для самой «Укрнефти» факт этой сделки будет означать завершение многолетней эпопеи - размещения первой эмиссии акций. После этого можно будет подумать о второй, третьей и о реальных инвестициях в нефтедобычу в Украине.

ОАО «НГЗ»

Ввиду того, что основные менеджеры НГЗ (семь из которых под следствием), мягко говоря, не стремятся к публичности, мы обратились за комментариями к депутату ВР Инне Богословской. Тем более, что именно ей и возглавляемой ею в свое время юридической фирме коллектив НГЗ обязан, как мы понимаем, своим пакетом акций, да и созданием ЗАО «Трудовой коллектив НГЗ».

- Если говорить о попытках организовать продажу акций ОАО «НГЗ» за ПИСы, то, по-моему, вопрос решался, простите за выражение, «пододеяльно». И объективно был обречен на провал... К тому же около 5% акций уставного фонда ОАО «НГЗ» уже переданы на продажу на фондовой бирже. (Это около 2% не выкупленных акций из 5-процентной квоты менеджмента НГЗ и около 3% акций, оставшихся после льготной продажи членам трудового коллектива). Хотя, на мой взгляд, попытка «сформировать рыночную стоимость» 5-процентного пакета совершенно бессмысленна. 5% - слишком незначительный пакет, чтобы влиять на деятельность ОАО «НГЗ», и именно этот фактор, на мой взгляд, станет определяющим в формировании его стоимости.

Что же касается решения Кабмина от 18 марта - в отношении НГЗ оно незаконно и нелогично. Во-первых, есть решение ВР о моратории на продажу акций НГЗ. Значит, легитимная продажа пакета возможна только после соответствующего вердикта Конституционного суда Украины. А, во-вторых, и без вышесказанного, решение КМ о продаже 10% акций ОАО «НГЗ» незаконно, потому что решения по такому вопросу (а конкретно речь идет об изменении уже утвержденного плана приватизации НГЗ) может принимать только общее собрание акционеров - в контексте изменений Устава ОАО «НГЗ». Ведь согласно Уставу ОАО «НГЗ» утвержденный план размещения акций ОАО является его (Устава) составной частью.

- Но и ФГИ, как владелец части акций ОАО «НГЗ», имеет право распоряжаться госдолей акций…

- Лично я считаю, что по согласованию с акционерами НГЗ вполне реально предложить на продажу 17,13% акций ОАО. И стоимость такого пакета объективно будет намного выше.

Ежели говорить о меньшем пакете, таком, как нынешний 10-процентный, то почему, к примеру, КМ не решился на это год-полтора тому назад, когда за пакет можно было получить до 60 млн. долл.? Сейчас, в лучшем случае, могут предложить не более 30 млн… Так что вряд ли это можно считать прибыльной для государства сделкой…

- В разгар «приватизационных страстей»-98 гендиректор Николаевского глиноземного заявил, что завод не нуждается в стратегическом инвесторе. Вы разделяете это мнение? И кто, на ваш взгляд, станет претендовать на любой «освобожденный» пакет акций ОАО «НГЗ»?

- Если говорить об основном - глиноземном производстве, то в этой части НГЗ действительно может обойтись без инвесторов. Если же рассматривать перспективу развития в рамках НГЗ и других производств, то, конечно, инвестиции понадобятся. Например, так называемый цеолитовый проект позволит НГЗ производить еще такой же объем продукции, как в настоящее время глиноземное производство. Достройка Днепро-Бугского порта НГЗ позволит расширить рынок сбыта николаевского глинозема не только в РФ и Узбекистане, но и в других странах.

А потенциальные участники конкурса на пакет акций ОАО «НГЗ», в общем-то, известны. Я думаю, это будет TWG, которая, на мой взгляд, пойдет на конкурс через подставные компании. Возможно, самостоятельно на пакет акций будет претендовать ОАО «Братский алюминиевый завод». И, конечно же, ОАО «Саянский алюминиевый завод», входящий в группу «Сибирский алюминий». Впрочем, думаю, что будет предпринята и попытка заполучить акции НГЗ некой группой украинских претендентов. Денег у них, конечно, нет, но зато желание уж слишком велико…

Но кто бы ни претендовал на часть акций ОАО «НГЗ», считаю, что сейчас и в предложенном объеме продажа этих акций государству ни финансово, ни в стратегическом смысле не выгодна.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме