Перемены на западном фронте

10 декабря, 2010, 17:03 Распечатать

На общенациональном фоне Львовщина смотрится как одна из наиболее успешных и перспективных с точки зрения развития малого и среднего бизнеса...

На общенациональном фоне Львовщина смотрится как одна из наиболее успешных и перспективных с точки зрения развития малого и среднего бизнеса. По данным главного управления экономики Львовской облгосадминистрации, предприятия сектора производят сегодня около 30% регионального продукта, обеспечивая рабочими местами 260 тыс. человек. Это почти 20% трудоспособного и 35% — работающего населения региона.

Согласно официальной статистике, иностранные инвестиции сегодня привлечены в 1091 предприятие области, по их уровню среди регионов Львовщина на четвертом месте в стране. С начала 2010-го зарубежные инвесторы вложили в предприятия области около 96,5 млн. долл., что более чем в полтора раза (на 56%) превышает прошлогодний показатель.

Впрочем, показатели могли бы быть и намного выше. Ведь по оценке авторитетнейшего журнала Times, Львовская область в 2009 году заняла третье место по инвестиционной привлекательности среди регионов Восточной Европы…

Малый, но все же бизнес

По количеству малых предприятий — 76 на 10 тыс. населения — область занимает шестое место в Украине (после Киева, Севастополя, Одесской и Харьковской областей, а также АРК). Примечательно, что около двух третей (63,1%) малых и средних предприятий Львовщины сегодня являются прибыльными, а их доля в освоении капитальных инвестиций в регионе составляет более половины (55,3%).

Впрочем, не все так безоблачно. Убыточные предприятия, по данным статведомства, уже задекларировали в нынешнем году более 2 млрд. грн. убытков, в результате чего общий финансовый результат сектора составляет минус 1,5 млрд. грн.

Не радует пока и динамика по занятости. По данным президента Ассоциации работодателей Львовщины, члена Совета предпринимателей при Кабмине Зеновия Бермеса, за девять месяцев текущего года количество рабочих мест в области сократилось на 12 тыс., а в прошлом году — на 60 тыс.

«По требованию законодательства, сейчас практикуется принятие региональных программ развития предпринимательства. Как по мне, это очень формальный, декларативный документ, — считает г-н Бермес. — На Львовщине в 2009-м и 2010 году бюджет программы достигал около 2 млн. грн. На самом деле, учитывая внушительный перечень мероприятий, суммы, выделяемые на отдельные из них, не являются большими. Поэтому и результаты соответствующие. Я не чувствую улучшения предпринимательского климата. Вообще с 2005 года в действиях власти по отношению к предпринимателям какого-то однозначного позитива не было. Предпринимательский климат не улучшался совсем. Развитие предпринимательства зависит не от наличия программы, а от конкретных действий власти».

Каким будет завтра малого и среднего бизнеса во Львовском регионе, что, кроме фискального давления, больше всего мешает его развитию и насколько реальны перспективы возобновления банковского кредитования этой категории предпринимателей? Эти и многие другие вопросы обсуждались 6 декабря с.г. в ходе круглого стола «Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса во Львовской области».

Основным препятствием как для развития предпринимательства, так и для резкого повышения инвестиционной активности в регионе являются два абсолютно взаимосвязанных явления: чрезмерная сложность регуляторной среды и коррупция в государственных органах, считает глава Львовской областной госадминистрации Василий Горбаль. В подтверждение этого он приводит слова посла США в Украине Джона Теффта о жалобах американских инвесторов. Последние, сумев добиться получения двух разрешений на строительство гостиниц даже в Донецкой области, не могут похвастаться ни одним разрешением на Львовщине — настолько сложными оказались процедуры и неумеренными — аппетиты чиновников.

«Понятно, что эта проблема не в меньшей степени касается инвесторов как из других стран, так и местных, особенно мелких предпринимателей, — говорит львовский губернатор. — Хотя именно с этим сегментом мы связываем основные перспективы предпринимательской активности в регионе. Промышленный сектор восстанавливать сложно, поэтому вопрос поддержки малого и среднего бизнеса чрезвычайно актуален».

Для справки: на Львовщине, по словам губернатора, практически все крупные предприятия обанкротились и потеряли рынки сбыта. Во Львове в рабочем состоянии остался только ЛАЗ.

Государственная поддержка

Как обещают власти, стратегия развития малого предпринимательства на 2011—2012 годы, проект которой вносится на рассмотрение Львовского облсовета в декабре, не должна стать декларативным документом. Она предусматривает поддержку инвестиций в проекты по энергосбережению, в сферу лесного хозяйства, строительство и реконструкцию дорог, развитие придорожной инфраструктуры, а также развитие горных районов. «Это широкая тема для малого и среднего бизнеса», — подчеркнул Василий Горбаль, высказав при этом сожаление, что пока реализация крупных проектов в рамках подготовки к Евро-2012 (строительство аэропорта и стадиона) проводится на государственные средства.

Заместитель главы ГНАУ во Львовской области Юрий Лепецкий считает, что принятый парламентом и уже подписанный президентом Налоговый кодекс не будет препятствовать, а наоборот, посодействует развитию предпринимательства и выходу его из тени, поскольку содержит нормы, стимулирующие создание легального бизнеса. Например, нулевую ставку налога на прибыль на пять лет для новосозданных предприятий с валовым доходом до
3 млн. грн. в год и количеством работников не более 20 человек.

Позитивные сдвиги отметил и представитель Госкомпредпринимательства Тарас Медвецкий. «По всей области созданы единые разрешительные центры. Система идет к тому, чтобы предприниматель в некоторых случаях мог работать по декларативному принципу — просто сообщать о начале своей деятельности, — подчеркнул он. — Кроме того, существенно, на 28 позиций, сокращен список видов деятельности, подлежащих лицензированию». В то же время, по мнению чиновника, необходимо в кратчайшие сроки привести в соответствие с требованиями закона подзаконные нормативные документы. «На данный момент только с МЧС достигнуты договоренности о работе по декларативному принципу», — сообщил
г-н Медвецкий.

Внутренние и внешние резервы

Не отрицая некоторых позитивных моментов в Налоговом кодексе, предприниматели считают, что для серьезной активизации предпринимательской активности этого мало. Председатель совета территориального отделения Ассоциации налогоплательщиков Львовской области Лилия Долинская говорит, что наиболее актуальной для предпринимателей остается проблема бесконтактного общения с чиновниками.

«Этот вопрос предлагали внести в региональную программу развития на 2011—2012 годы. И мы надеемся, что с г-ном Горбалем доработаем эту программу. Также в координационно-совещательный совет входит Государственная налоговая администрация в лице М.Князевича, который предложил пилотный проект по разработке и предоставлению консультаций по электронной отчетности», — рассказывает Л.Долинская.

Эксперты считают, что стимулировать частный бизнес можно, применяя, помимо внешних, и внутрирегиональные механизмы воздействия. Особое значение для предпринимателей имеют местные налоги и сборы.

«Крупные корпорации имеют возможность решить все необходимые вопросы: и земельные, и лицензирования и т.д. У них собственные предприятия, собственные территории, собственные производства. Малые предприятия, как правило, в аренде, они платят за землю, за лицензию, разрешения, патенты и т.д. Это — местные налоги. То есть это то, что может изменить местная власть», — говорит первый заместитель председателя правления «ВТБ Банка» Николай Суганяка.

Он советует проанализировать местные налоги в области, чтобы понять, насколько они дифференцированы. «Почему сегодня те, кто торгует табаком, алкоголем, бензином, платят такие же налоги, что и те, кто торгует продуктами питания? Или те, кто готовит гостиницу для встречи болельщиков из Европы? — задается вопросом банкир. — Видимо, в областном бюджете можно найти возможности, чтобы для кого-то налоги были выше, а для кого-то — ниже».

Сами банкиры тоже готовы идти навстречу малому бизнесу. Но, по словам представителей финучреждений, одной из ключевых проблем малого и среднего бизнеса остается его непрозрачность. «Мы нередко сталкиваемся с тем, что здоровый бизнес без правильной отчетности и приведения в порядок бухгалтерии не может получить кредит, — отмечает директор Западного макрорегиона корпоративного бизнеса «Эрсте Банка» Юрий Лободин.

Вторым проблемным моментом остается низкая доля собственного капитала в бизнесах. «Любой кредитор готов рисковать в определенных пропорциях. И когда в балансе предприятия всего 5—15% собственного капитала, а оставшийся — заемный, риски существенно увеличиваются. Любая управленческая ошибка может обернуться неплатежеспособностью. Не так много предприятий имеют минимально приемлемые для банков 30% «запаса мощности», который мы хотим видеть», — говорит финансист.

«Предприятиям нужна помощь по структурированию бизнеса, финансовому проектированию, привлечению портфельных инвесторов, привлечению стратегических инвесторов. За границей, рядом с нами, достаточно капитала. Единственное, чего не хватает, — прозрачных и понятных правил игры и их соблюдения. И чтобы они не менялись каждый год», — резюмирует г-н Лободин.

Некоторые выводы для себя банкиры тоже сделали. Например, пришло понимание, что малоперспективно бесконечно конкурировать за мизерную долю отвечающих большинству критериев платежеспособности заемщиков из числа малого и среднего бизнеса, бесконечно снижая свои ценовые предложения. «Можно пойти путем поддержки того человека, который еще не стал предпринимателем. Или еще не вырос до того уровня бизнеса, который уже интересен банку. Надо развивать конкурентную среду таким образом, чтобы во Львове, в Украине в целом предпринимателей самозанятых или предпринимателей, которые держат средний или малый бизнес, было не 5—15%, а 30—60%», — считает директор Центра поддержки и развития предпринимательства «OTP Bank» Богдан Ропотилов.

Для развития малого предпринимательства банки уже создают специальные центры — информационного, юридического, финансового, правового консалтинга. «Мы клиента готовы проконсультировать, мы готовы сделать все, чтобы выдать ему кредит, мы готовы предоставить ему всевозможные консультации и рассказать, как правильно этот бизнес делать. И это, по сути, является работой банка, — говорит эксперт. — Мы даже готовы идти по пути создания бесплатных юридических консультаций для всех. Причем для того, чтобы предприниматель мог это сделать анонимно, он может позвонить на номер информационного центра и получить в течение суток ответ на любой вопрос по банковскому, финансовому, хозяйственному праву. Предприниматель может зайти на сайт банка, задать вопросы и анонимно получить ответ на любой вопрос, касающийся этих отраслей права. Эта инициатива уже работает».

Банкиры хотят, чтобы на уровне региона существовала хоть какая-то информационная поддержка для потенциальных мелких клиентов, чтобы, по словам директора регионального центра банка «Форум» Юрия Харчука, «они хотя бы знали, куда и за чем обращаться». Увы, даже подходы предпринимателей к организации бизнеса часто не выдерживают критики. «Экономическая база их довольно слаба. Приходится с ними работать напрямую, потому что они не умеют сформировать даже простой и элементарный бизнес-план. Стратегия банка — это кредитовать бизнес. Правильно отмечалось, что мы пришли на рынок Украины не для того, чтобы продавать обеспечение, а для того, чтобы кредитовать бизнес и развивать его. И сегодня мы меньше обращаем внимание на это обеспечение — слишком часто оно бывает неликвидным. А в большинстве обращаем внимание на бизнес», — говорит г-н Харчук.

Не обошлось и без традиционного вывода, что для резкой активизации кредитования необходимо появление долгосрочного инвестиционного ресурса. «Нужны реформы, которые приведут к детенизации прибыли и зарплат. Это бы позволяло поднимать социальные выплаты, позволяло бы банкам получать депозиты, которые могли бы идти на развитие кредитования и снижение его стоимости, — говорит Зеновий Бермес. — Попытка стимулировать получение кредитов через госбюджет — это не выход. Выход — это пенсионная реформа».

По мнению эксперта, у властей минимум времени, чтобы решить проблему с Пенсионным фондом. «Необходимо перенести бремя нагрузки с работодателя на наемного человека, оставив тот минимум, который есть на работодателе в цивилизованных странах. А по мере наполнения Пенсионного фонда — создавать персонифицированную накопительную систему, как во всем мире», — резюмировал
г-н Бермес.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно