ПЕРЕГОВОРЫ О ТАРИФЕ НА ТРАНЗИТ РОССИЙСКОЙ НЕФТИ ПРОДОЛЖАТСЯ

26 января, 1996, 00:00 Распечатать

Практически ничем закончился в ночь на 24 января киевский (в принципе, уже второй) раунд переговоро...

Практически ничем закончился в ночь на 24 января киевский (в принципе, уже второй) раунд переговоров о согласовании тарифа на транспортировку российской нефти через Украину государственным предприятием магистральных нефтепроводов «Дружба». Хотя можно сказать и по-другому: переговоры не закончились. Комментарии на сей счет весьма сдержанны и дипломатичны: «позиции сторон сближаются».

Формально подписан протокол о переговорах. Названный документ стороны называют «промежуточным». И поэтому не торопятся оглашать его содержание.

С учетом опыта переговоров с россиянами по другим проблемам для Украины такое окончание хорошо уже тем, что на сей раз хватило мужества не сразу уступить по всем позициям. Это, конечно, не исключает возможности определенных уступок в будущем. Но остается вопрос: что для каждой стороны останется принципиальным к третьему, вероятно, московскому раунду переговоров, ожидаемому в начале февраля?

Чтобы оценить, сколь наступательным или поступательным является «сближение позиций сторон», наверное, стоит вспомнить первый раунд - львовский, в котором...

...Директор «Дружбы» вызвал огонь на себя

Представительная российская делегация в составе трех заместителей главы Минтопэнерго и первых лиц крупнейших нефтеэкспортных компаний на переговорах в Киеве заявила, что считает 22 января началом межправительственных переговоров по согласованию тарифов. Все, что происходило до этого, как заявил заместитель министра топлива и энергетики Петр Нидзельский, российская сторона не может воспринимать всерьез.

Точка отсчета - вопрос процедурный и, на первый взгляд, несущественный. Однако, как выясняется, впоследствии Украине это может обойтись в несколько десятков миллионов долларов.

Поскольку транзит нефти регулируется соответствующими межправительственными договорами (а точнее - протоколом согласования ставки тарифа от 17 января 1995 года), неоднократные сообщения о повышении ставки тарифа с 1 января 1996 года, направленные от имени генерального директора нефтетранспортного предприятия «Дружба» Любомира Буняка, в российском Минтопэнерго не воспринимались как правомерное решение украинской стороны.

Дело в том, что в упомянутом протоколе от 17 января 1995 года (у россиян он датирован 18 января) в пункте 7 оговорено, что «протокол действует до истечения одного месяца с даты, когда одна из сторон уведомит в письменной форме другую сторону о необходимости внесения изменений». «Дружба» информировала своих клиентов о новой тарифной ставке, по словам Любомира Буняка, в ноябре 1995 года. Но, по мнению россиян, сделать это должен был правительственный орган - Госнефтегазпром Украины, равный по «чину» Минтопэнерго России. И хотя наше нефтегазовое ведомство полностью поддерживает позицию Любомира Буняка, россияне настояли на том, чтобы датой уведомления считать 4 января 1996 года - когда им направлено соответствующее официальное уведомление Госнефтегазпрома Украины.

Все эти процедурные «тонкости» не имели бы значения. Но российская сторона считает увеличение тарифа «односторонним решением» и «нарушением действующей процедуры согласования тарифов и цен».

Что из этого следует? Россияне требуют, чтобы украинская «Дружба» - до подписания очередного протокола о транзитном тарифе - прокачивала нефть по старой цене - 4,53 доллара. В лучшем случае, после третьего раунда переговоров (если он окажется последним) удастся договориться о доплате нефтеэкспортными фирмами по новой ставке. Но с точки зрения процедурной это вряд ли возможно (без уступок по другим пунктам договора).

Правда, послания директора «Дружбы» возымели действие на крупнейших российских нефтеэкспортеров, имеющих обязательства перед покупателями нефти в Венгрии, Чехии и Словакии. Они проплатили требуемые «Дружбой» суммы за транзит по новой ставке, однако только за январь. И могут потребовать возврата средств после вмешательства российского Минтопэнерго.

По словам Л. Буняка, в настоящее время 28 экспортеров российской нефти, в том числе одна из крупнейших компаний «Славнефть», заключили контракты на прокачку нефти по новому тарифу. Согласованы еще 17 контрактов.

Но в ходе киевских переговоров участники российской делегации вице-президент «Славнефти» Анатолий Зюнев и начальник отдела экспорта ЮКОСа Александр Атаманюк заявили, что российские нефтеэкспортные компании намерены действовать в рамках межправительственной договоренности. Если же сторонам не удастся договориться, то, как считают представители российских компаний, украинское нефтетранспортное предприятие также понесет убытки: по заявлению россиян, сокращение объема экспорта нефти через Украину может превысить 5 млн. тонн.

«Сближение позиций» исчисляется пока... миллиметрами

Киевский раунд переговоров начался с того, что Госнефтегазпром еще раз подтвердил правомерность тарифных ставок, установленных нефтепроводом «Дружба» с 1 января 1996 года, - 5.2 доллара за 1 тонну нефти. Объяснения украинской стороны россиянам показались неубедительными, но все же они не лишены резона: поскольку «Дружба» является государственным и монопольным предприятием, то все, что касается тарифов на его услуги, однозначно согласовано с правительством Украины. И в этом смысле предупреждение директора госпредприятия есть согласованная позиция Украины.

А затем последовала целая серия проблем, большая часть из которых осталась нерешенной. Российская делегация «держала» постоянную телефонную связь с Москвой из киевского офиса «Роснефти» и была непреклонной. В итоге в подписанном протоколе обе стороны подчеркивают, что ... приняли к сведению позицию другой стороны.

Итак, Госнефтегазпром Украины продолжает настаивать на утверждении ставки тарифа в 5.2 доллара. А российская делегация, судя по словам Петра Нидзельского, настаивает на предоставлении ей украинской «Дружбой» расчетов формирования ставки тарифа (с указанием рентабельности). Украинская сторона, между тем, считает, что требуемые российской стороной документы представляют коммерческую тайну и не подлежат огласке.

Таким образом, повторяется ситуация января 1995 года. Накануне этой даты украинское нефтетранспортное предприятие «Дружба» уже пыталось установить тариф в 5,2 доллара. Тогда это не удалось. И весь 1995 год за транспортировку российской нефти Украине платили 4,53 доллара.

Наиболее смелые члены украинской делегации высказывали (правда, не в ходе переговоров) мнение, что в настоящее время нет необходимости согласовывать тарифы на межправительственном уровне в связи с тем, что экспортом российской нефти через Украину заняты, в основном, негосударственные российские компании. Украинские же нефтетранспортные предприятия остаются государственными и контролируются соответствующими министерствами Украины, что должно гарантировать обязательность нашего нефтетранспортного предприятия «Дружба» и обоснованность устанавливаемых тарифов.

Россияне возражают: украинская «Дружба» - монопольное предприятие, поэтому должен быть представлен соответствующий убедительный расчет (мол, мало ли какую ставку тарифа захочет выставить Л.Буняк). Говорят, в цивилизованных странах монополии жестко контролируются. Даже в России, мол, есть закон о монополиях. Поэтому и требования свои россияне считают уместными.

К слову, о регулировании российских естественных монополий, к которым относится и транспортировка нефти. Федеральный закон-то существует. Однако, по свидетельству российских же нефтеэкспортеров, о «прозрачности» тарифов российских нефтетранспортников говорить пока не приходится.

Оно, конечно, неплохо, что Минтопэнерго России озаботилось украинскими монополиями. Но, надо полагать, украинские чиновники с этой задачей сами справятся.

А тем временем российское Минтопэнерго позаботится о доступе к украинской части нефтепровода «Дружба»: в очередь-то выстраиваются на российской стороне. В этом смысле для украинской части «Дружбы» единственной монопольной привилегией остается тариф. Тот самый, который должен быть согласован с Минтопэнерго России.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно