Одесский припортовый: чужим — все, своим — закон? - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Одесский припортовый: чужим — все, своим — закон?

16 мая, 2008, 15:30 Распечатать

ОАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) собираются продавать на протяжении почти половины его тридцатилетней истории...

ОАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) собираются продавать на протяжении почти половины его тридцатилетней истории. Первые попытки были еще в 1994-м, потом в 1996-м, 2004-м и 2005-м. В прошлом году с приватизацией тоже ничего не вышло. Но, похоже, в этом году бесконечный процесс все-таки завершится.

20 февраля с.г. Фонд государственного имущества объявил открытый конкурс с элементами аукциона по продаже 99,52% акций. Начальная цена установлена в 3 млрд. гривен. Причем, по мнению аналитиков, в ходе торгов она может вырасти минимум до миллиарда долларов.

И есть за что платить. По объемам производства азотных удобрений ОПЗ занимает второе, а по производству аммиака и карбамида — третье место в Украине. Он входит в список крупнейших производителей удобрений в мире.

В состав завода входит терминал по экспорту аммиака, заодно являющийся окончанием более чем двухтысячекилометрового аммиакопровода — от химзаводов в российском Тольятти, россошанских «Минудобрений» и украинского горловского «Стирола».

Для приморского региона значение ОПЗ переоценить еще труднее. Предприятие является градообразующим, обеспечивая работой около 4 тыс. человек.

Собственно, все предыдущие попытки приватизации как раз и демонстрировали уникальность предприятия. Каждый раз получалось яркое шоу на всех уровнях. Все же не по каждому заводу парламент преодолевает президентское вето на закон и запрещает приватизацию...

Проблемы самого предприятия при этом отошли на задний план. Подобное равнодушие объясняется довольно просто: на ОПЗ все и так неплохо.

Нынешняя продажа тоже совсем не скучная. Первоначально аукцион должен был состояться 6 мая, но потом его перенесли на 20 мая.

Среди требований к победителю конкурса — довести объемы работы ОПЗ на пятый год после приватизации до 600 млн. долл. и вложить в модернизацию как минимум 255 млн. долл. В течение 10 лет покупатель должен поддерживать численность персонала на нынешнем уровне, а за три года — довести зарплату до уровня средней на аналогичных предприятиях Европейского союза.

Условия вполне достойные, но конкурс по продаже уже несколько месяцев сопровождается скандалами и открытыми перепалками между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко.

Виктор Андреевич в середине апреля приостановил решение правительства об утверждении условий приватизации ОАО «ОПЗ», объяснив свое решение нецелесообразностью продажи в составе завода комплекса по перевалке аммиака, который является завершением аммиакопровода Тольятти — Одесса. Хотя можно вспомнить, что два года назад президент заявлял прямо противоположное — что дробить предприятие нельзя. Тогда, по его словам, независимо от того, будет припортовый завод приватизирован или нет, его следовало рассматривать как одно целое в целях безопасности государства. «Припортовый завод рассматривается как единый комплекс, и это решение обсуждению не подлежит».

Более того, в новом конкурсе закреплена норма о беспрепятственном доступе всех экспортеров к комплексу перевалки (этим, кстати, учли замечания президента к конкурсу 2007 года).

Впрочем, уровень «конструктивного взаимодействия» между секретариатом президента и Кабмином сейчас достиг таких «высот», что стороны друг друга разве что на дуэль не вызывали.

Так, премьер, опираясь на решение Окружного административного суда Киева от 24 апреля с.г., поручила назначенному ею исполняющему обязанности главы ФГИ Андрею Портнову не выполнять указ президента о приостановке конкурса по приватизации Одесского припортового завода. А г-н Портнов заявил журналистам, что «...несмотря на попытки людей, которые преувеличивают свое влияние, даже если они занимают высшие посты в государстве, мы примем систему мер по защите инвесторов».

Для Юлии Тимошенко продажа предприятия имеет ключевое значение. Ее срыв приведет к непоступлению в госбюджет огромных денег, остро необходимых для покрытия дефицита. А ситуация с пополнением госказны, по-видимому, настолько острая, что Кабмин даже вопреки собственным планам и далеко не лучшей обстановке на мировых финансовых рынках собирается проводить внешние заимствования на 6,6 млрд. гривен.

Весной нынешнего года премьер лично обзванивала потенциальных инвесторов ОПЗ. По словам назначенного Кабмином и.о. председателя Фонда госимущества Андрея Портнова, «премьер добрым голосом информирует инвесторов о том, что конкурс, на который они подали заявки, будет проведен, инвестор будет привлечен, будут созданы максимально конкурентные и прозрачные условия, все это будет проходить в присутствии СМИ».

Несомненно, внимание главы правительства полезно. Однако порой в ходе «добрых разговоров» трудно соблюсти беспристрастность. Так, источники в Фонде государственного имущества отметили, что один из потенциальных фаворитов гонки на стадии рассмотрения получил явные преимущества.

Речь шла о норвежской Yara International ASA, которая, по большому счету, в преференциях особо не нуждалась. Компания и так является крупнейшим в мире производителем минеральных удобрений. И в 2006 году получила выручку в 8,7 млрд. долл. Для сравнения: в том же году Одесский припортовый заработал в 23 раза меньше. Между тем штат у норвежцев всего вдвое больше. Т.е. с эффективностью у Yara International все замечательно...

Кстати, норвежская компания является частично государственной — 36,2% ее акций находятся в собственности Министерства торговли и промышленности Норвегии. Второй по величине акционер владеет всего 5,5% акций, остальные — еще меньше. Однако среди них куча именитых компаний: Merrill Lynch, HSBC, Morgan Stanley, Societe Generale и проч.

И вот, по неофициальной информации, такой монстр не стал вносить положенный в соответствии с законодательством Украины залоговый депозит участника приватизационного конкурса. А это всего 300 млн. гривен (10% от стартовой цены), что для Yara International абсолютно не критично.

В результате появилась информация, что участие Yara International ASA в конкурсе по продаже 99,52% акций «ОПЗ» — это личная инициативе менеджеров компании по Восточной и Центральной Европе, не согласованная с топ-менеджментом Yara International ASA.

Собственно, в истории украинской приватизации подобный случай уже был. В 2001-м при продаже облэнерго известная испанская компания тоже работала в «регионально-инициативном» порядке.

В данном случае для перечисления залогового депозита необходимо пройти несколько ступеней бюрократического согласования на уровне правления и совета директоров Yara International ASA. Если деньги действительно не перечислены, значит, что такого согласования не было.

Между тем процедуры согласования подобных вопросов в западных публичных компаниях очень жестко прописаны, и при их нарушении сделка может быть просто аннулирована. В противном случае публичная компания рискует испортить себе рыночную репутацию, что приведет к падению котировок акций и снижению капитализации. На Западе это понимают, и данная коллизия вообще была бы внутренним делом компании, если бы не услужливость украинских чиновников, готовых закрыть глаза на процедуры.

Понятно, что Украине нужны деньги, однако не такой же ценой...

Одна из версий происходящего вообще утверждает, что одной из целей было... отсечение крупных украинских компаний, имеющих серьезные шансы на победу в конкурсе по продаже пакета акций ОПЗ. В результате нерезидентов было решено заманивать «невзирая ни на что».

Если подобное действительно имело место, Украину это совершенно не красит и инвестиционной привлекательности ей точно не добавляет. В стране с избирательным подходом к участникам торгов трудно надеяться на прозрачный бизнес.

В итоге на сегодняшний момент три компании прошли квалификационный отбор и допущены к участию в приватизационном конкурсе по ОПЗ. Одна из них российская, вторая — эстонская, третья — украинская. По словам А.Портнова, заявки на участие в конкурсе по ОПЗ подали четыре компании, однако залог внесли только три из них. Очевидно, четвертые — это норвежцы…

Собственно, мы получили еще один урок на тему «Когда не знаешь, как поступать, поступай по закону». И это, наверное, полезно.

А вот если кому-то кажется, что к отечественному бизнесу можно относиться как к второсортному, это, мягко говоря, не так. Бизнес у нас, конечно, переходного периода, и сказать, что он оброс ангельскими крылышками, трудно. Но какой уж есть…

И в любом государстве именно он, а не иностранный является опорой государства. А лоббирование иностранных компаний — это всегда жуткий скандал для имиджа политика. У нас пока к этому относятся по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно». Но тогда про европейские ценности можно забыть. Только нужно ли?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно