Облгазы.(Анти)монополия

19 октября, 2012, 14:40 Распечатать Выпуск №37, 19 октября-26 октября

Налицо продолжающаяся монополизация рынка поставок газа населению, малому и среднему бизнесу одной структурой… Причем за ее создание новый владелец не переплачивает.

© mattsabo17, flickr.com

В начале октября 2012-го Антимонопольный комитет Украины выдал пачку разрешений на покупку пакетов акций облгазов. Компании "Газтэк" разрешили купить акции "Днепропетровскгаза", "Запорожгаза", "Тысменицагаза" (Ивано-Франковская обл.), "Луганскгаза" и "Сумыгаза". Иначе говоря, структурам, дружественным Дмитрию Фирташу, оформили проданные им государством активы… В первых трех компаниях-газопоставщиках речь идет о контрольном пакете, в двух последних — о превышении уровня блокирующего пакета.

Реально антимонопольщики скромничают. Если учесть все структуры г-на Фирташа, то его доля в обеих компаниях достигает 66—72%. Но в данном случае имеет место эффект "широко закрытых глаз": регулятор делает вид, что не знает, кому принадлежит "Газтэк". Так что скоро будут и следующие разрешения, ведь с августа только на конкурсах Дмитрий Васильевич прикупил 14 компаний. Если добавить к ним ранее имеющиеся пакеты (включая контрольные), то налицо продолжающаяся монополизация рынка поставок газа населению, малому и среднему бизнесу одной структурой…

Причем за ее создание новый владелец не переплачивает. За все государство не получило и 45 млн. долл.

Однако никакой реакции не ожидается — Антимонопольный комитет заранее не только умыл руки, но и публично заявил об этом. По его мнению, так как каждый облгаз сам по себе монополист в своем регионе, то следить за концентрацией газораспределительных компаний в одних руках не столь важно. Лучше сосредоточиться на животрепещущей (и действительно касающейся многих) проблеме… выдачи постельного белья в поездах…

Правда, к такой мудрой позиции антимонопольщики пришли не так давно. Года три назад, после публичного заявления Фирташа о контроле над большинством облгазов, они еще вяло шевелились. У власти тогда были "оранжевые", и в начале 2009 года правительство поручило Антимонопольному комитету Украины, Фонду госимущества, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку проверить информацию о принадлежности компании "РосУкрЭнерго", совладельцем которой является Д.Фирташ, контрольных пакетов украинских облгазов.

Наш регулятор что-то проверил в смысле конкуренции и как-то отчитался, причем дважды и очень по-разному. Сначала оказалось, что всем, включая СБУ и самого Дмитрия Фирташа, все просто померещилось. По словам тогдашнего первого зампреда АМКУ, комитет отправил запросы "РосУкрЭнерго" и всем 52 обл- и горгазам относительно структуры их активов и в итоге получил полную информацию: "По результатам анализа ситуации и полученным данным мы не установили факт осуществления этой структурой контроля над украинскими облгазами".

Именно в этот момент в наблюдательные советы облгазов заходили представители ЗАО "УкрГаз-Энерго" — тогда еще совместного предприятия газотрейдера "РосУкрЭнерго" и НАК "Нафтогаз Украины" (сейчас "Нафтогаза" в этом СП уже нет).

Ответ АМКУ был настолько беспомощный, что для приличия позицию подкорректировали. Тогдашний глава АМКУ заявил: "Исследования еще не закончились. Это связано с очень сложной перепиской с офшорами… Надо понять, здесь единственный субъект или их несколько. Если выяснится, что один держатель, условно, имеет 70% облгазов, то АМКУ должен проверить, на основании какого решения существует такое положение на рынке. Если субъекты находятся под одним владельцем, это усиливает их монопольную или рыночную власть".

А тем временем г-н Фирташ как раз собирал свои газопоставляющие компании в офисном центре "Парус", а "неконтролируемые" облгазы бодро переводили счета в его банк "Надра"…

Сейчас обнаружилось, что монопольная власть — это совершенно не то, с чем должен бороться АМКУ. Точнее, теоретически "дух конкурентного законодательства говорит о том, что монополизации рынка надо препятствовать". Но народ у нас духов не боится, и когда монополизация "достигается законным образом, роль АМКУ… заключается только в контроле за тем, чтобы не было злоупотреблений монопольным положением. Чтобы не было картельных соглашений, чтобы не было недобросовестной конкуренции". Вот оно как. Любопытно, как Антимонопольный комитет собирается выполнять вышеназванные функции, не признавая факта монополизма? До сих пор АМКУ исхитрился заметить только одну группу — "Приват". Все остальные в список монополистов не попали.

Пока шли отписки антимонопольщиков, в офисе Фирташа появилась и управляющая структура — "ООО "Региональная газовая компания". Ее возглавил Александр Притыка, уже имеющий богатый опыт организации взаимодействия групп облэнерго и облгазов. Естественно, формально она является только консультантом.

Так что АМК может спать дальше или продолжать беспощадно сражаться за рынок простыней и табуреток… Напомним, что вообще-то при превышении уровня концентрации на рынке 35% Антимонопольный комитет должен предпринимать некие меры или хотя бы публично обосновывать, почему он этого не будет делать. К слову, политкорректная фраза "связывают с господином…" свидетельствует о полной беспомощности того же комитета.

Чисто юридически происходящее выглядит следующим образом: дочерние предприятия никому не известных офшорок через свои украинские дочерние структуры выкупают газораспределительные и газопоставляющие предприятия, от которых зависит жизнь целых регионов. Собственно, об этом даже писало СБУ, но никакой реакции на это нет, да и не будет. Две трети крупных украинских компаний имеют такую же офшорную структуру собственности, так что когда говорят об украинском бизнесе, то формально такого почти нет — он у нас скорее кипрский.

Сами победители конкурсов по продаже госпакетов акций облгазов пока ведут себя скромно. Например, компания "Газтэк" вяло отрицает связи с газовым олигархом Фирташем. Так же ведет себя и другой участник конкурсов, спарринг-партнер последнего — "Финлекс". Что, в общем-то, правильно: зачем омрачать жизнь людям? Нет у нас монопольных групп и не надо. Да и конкурс с участием двух компаний смотрится куда лучше, чем "битва" двух компаний одного владельца.

А в общем, можно посмотреть карту-схему, красноречиво свидетельствующую о том, кому принадлежат и кем контролируются газораспределительные компании Украины. Там почему-то многовато одного цвета (одного владельца). Причем процесс приватизации облгазов еще не окончен.

Но, может, так и должен выглядеть "немонопольный" украинский рынок? Как вы понимаете, наличие совместных офисов, расчетных счетов в одном банке и зачастую одних и тех же акционеров — это ни разу не монополия.

Новый мир?

К началу конкурсов по приватизации госпакетов облгазов г-н Фирташ подошел во всеоружии. Он уже несколько лет работал над созданием своих структур на газовом рынке. Так как государство долго ничего не продавало, то работать пришлось с частниками, ранее уже создавшими свои газовые компании.

Первым объектом "стимулируемого" перехода стала в 2006—2007 годах компания Олега Бахматюка. Он почти одновременно с Фирташем попробовал создать свой газовый холдинг. Точнее, в начале 2006-го откупил акции шести облгазов у Игоря Еремеева (группа "Континиум"). Это были контрольные пакеты "Закарпат-", "Черновцы-", "Волынь-" и "Черниговгаза" и крупные (более 40%) пакеты акций "Ивано-Франковск-" и "Львовгаза". Забавно, но АМКУ сначала не заметил холдинга Еремеева, как потом и его продажи. Впрочем, он и дальнейшего не видел.

Чуть позже, в начале 2007 года, структуры Бахматюка выкупили 26,4% "Винницагаза" (у Богдана Губского). Потом 22,6% "Сумыгаза" приобрели у Анатолия Шкрибляка (крупного акционера Дарницкой, Черниговской и Черкасской ТЭЦ).

Затем пришли другие люди, и оказалось, что надо делиться. Сначала Бахматюка стали гонять всем "Нафтогазом" за долги. После "запрессовки" ему таки пришлось поделиться контролем, хотя, по слухам, он тогда еще сохранил опцион на блокирующий пакет. Что любопытно, тема долгов сразу же перестала интересовать "Нафтогаз Украины".

Параллельно произошло "выдавливание" Богдана Губского из "Черкассыоблгаза" и того же "Винницаоблгаза". В общем, старт у Дмитрия Васильевича получился яркий. Тогда же он приобрел нынешнего фаворита покупок — компанию "Газтэк", которая изначально была связана с зампредами "Нафтогаза" Владимиром Якубенко и Вадимом Украинским. Они тогда создавали концерн "Укргаз". По итогам этой покупки (вполне тихой) Фирташ получил контрольные пакеты "Хмельницкоблгаза", "Житомироблгаза" и крупные пакеты "Николаев-", "Ривне-", "Днепропетровск-" и "Запорожгаза".

Позже происходил выкуп и других объектов. Например, крупных (чуть меньше блокирующих пакетов акций "Луганскгаза" и "Сумыоблгаза") и акций в Кировограде и т.п. Пару лет назад и владельцы "Одессагаза" уступили свой контрольный пакет.

Так что еще к 2011 году группа Фирташа стала крупнейшим в Украине частным игроком газового рынка.

Справедливости ради замечу, что не все стали продавать бизнес. К примеру, группа "Содружество" Попова сохранила контроль над "Херсонгазом" и небольшим "Кременчуггазом" (Полтавская область). С "Полтавагазом", традиционно контролировавшимся семейством Лелюков, тоже не сторговались. Свой бизнес сохранил и Владимир Шелудченко.

Ну а в этом году началась долгожданная массовая распродажа госпакетов. Сами августовско-сентябрьские продажи каких-то сенсаций не принесли. Ожидалось, что в основном акции будет скупать Фирташ. Так и произошло. Предполагали, что "чужих" не пустят. Их заранее отсеяли. Другое дело, что толпы желающих покупать неконтрольные пакеты и не было.

Но, к примеру, "Газпром" напрямую отсекли аж двумя пунктами условий о недопущении: в конкурсах не должны были участвовать не только компании с 25% участия государства, но и просто имеющие таких акционеров (это привет "дочкам" "Газпрома").

В большинстве случаев торги действительно шли по схеме: "Газтэк" вяло торговался с "Финлекс-Инвест" и быстро выигрывал, немного повысив цену. В итоге из 17 предлагаемых пакетов 13 выиграл все тот же "Газтэк". В начале продаж он заявлял об интересе к десяти компаниям, но купил сверх плана, да и еще купит.

Хотя в целом конкуренция оказалась сильнее ожидавшейся. Явно не договорились с "Содружеством" Попова, и схватка за пакет "Херсонгаза" была нешуточной. "Содружеству" он был нужен для окончательного контроля над облгазом. Мотивация Фирташа менее понятна — скорее, как задел на будущее или для размена на другие активы.

Неожиданно жесткой оказалась схватка за маленький "Лубныгаз" на Полтавщине. За него наиболее активно дрались структуры Владимира Шелудченко из "Мариупольгаза". В итоге цена увеличилась в 15 раз, а шагов торгов было… более полутысячи. То есть больше, чем на всех энергопродажах в истории Украины, вместе взятых.

А вот ситуация с "Полтавагазом", наоборот, свидетельствует о взаимоуважении участников торгов. Компания контролируется ее бывшим председателем правления Алексеем Лелюком. Когда он пошел в нардепы (сейчас он возглавляет Госрезерв), акции (40,5% уставного фонда) переоформили на его тетю Веру Четверикову, входящую в наблюдательный совет.

В конце августа состоялись торги. Претендентов сначала было трое. Интересно, что ФГИ перед началом конкурса не допустил к торгам ОАО "Одессагаз" (его относят к "фирташевской" группе), так как "компания не предоставила информацию о конечных собственниках предприятия". Но и претензии никто не предъявлял. Конкурс прошел с повышением цены аж на один шаг, и его выиграла малоизвестная харьковская компания "Финэкс-Украина". Причем почти сразу было заявлено, что она покупала акции не для себя. Вскоре это подтвердилось. Через месяц она перепродала свой пакет уже упомянутой госпоже Четвериковой. На нее сейчас оформлено более 66% акций "Полтавагаза".

Но и группа "Содружество", у которой на территории области свой "Кременчуггаз", ни с кем не поссорилась. Хотя с Фирташем за "Кременчуггаз" Попову пришлось "подраться", в итоге цена по сравнению с назначенной Фондом госимущества утроилась.

О тех, кого нет…

Еще недавно в конкурсах мог участвовать Виктор Вексельберг. Он в 2006 году выкупил контрольные пакеты ряда восточных облгазов ("Днепргаза", "Харьковгаза", "Харьковгоргаза", "Донецкгоргаза" и "Криворожгаза"). Кстати, покупал на вторичном рынке у российской "лужниковской" группы. Была создана и дочерняя компания "Газэкс-Украина".

Но бизнес не пошел, и уже пару лет назад стали говорить, что его могут продать. Вексельберг заявил, что для него "облгазы не являются стратегическими активами" и что он не будет участвовать в их дальнейшей приватизации. Была даже веселая история, когда их чуть было не продали, минуя главных акционеров. Покупателя так и не засветили…

Сейчас (уже больше года) ведутся переговоры об уступке его сетей, в основном российских, "Газпрому". Но в сделку входят и украинские облгазы.

Весной Антимонопольный комитет разрешил ранее наспех созданному офшору с Британских Виргинских Островов скупить пакеты акций (более 50%) четырех кипрских офшорок, которым принадлежат контрольные пакеты "вексельбергских" облгазов. Впрочем, эксперты допускали, что экс-вексельбергские компании могут докупить остатки НАКовских акций. Однако реально никто даже не шевельнулся.

Сейчас ФГИ продает на биржах мелкие пакеты акций. Покупает в основном тот же "Газтэк". Среди прочего он выкупил и пакеты акций "Криворожгаза" (7,0%), "Харьковгоргаза" (9,9%) и "Днепргаза" (1,2%). У россиян не было никакого желания побороться за них. Сами эти облгазы проходят в рамках большой сделки с "Газпромом"  (переговоры о которой идут  уже больше года) и ведут к одной из его "дочек". Впрочем, сейчас там уже есть и интересы Фирташа.

Вообще всеядность Дмитрия Васильевича наталкивает на некоторые мысли. Его бизнес очень тесно завязан на отношениях с "Газпромом" (как по ресурсу, так и по транзиту), так что периодически возникающие слухи о некоторой договоренности совсем не лишены оснований. Ну а пока он активно скупает мелкие пакеты и на биржах, и на вторичном рынке. Благо, что недорого. Так, пять небольших пакетов достались по цене нескольких киевских однокомнатных квартир.

Есть еще и вкусные объекты. К примеру, вряд ли Фирташа удовлетворит только блокирующий пакет в "Киевоблгазе", да и сам "Киевгаз" — объект весьма привлекательный (не зря молодая команда "космического мэра" сразу утянула пакет города).

Скорее рано, чем поздно начнется и процесс разделения функций поставки и транспортировки газа. Как раз на днях облгазам разрешили торговать и импортным газом. В общем, вокруг них будет еще много всякого и разного. Ведь речь идет о поставке десятков миллиардов кубометров газа в год.

Карта интересов явно не окончательная. На ней может появиться и "Газпром", да и Ринат Ахметов периодически проявляет некий (хотя и вялый) интерес к этому рынку. Впрочем, это уже не дело государства — свой рынок оно уже сдало. Рассказы о 25-процентном госпакете, который якобы будет кого-то сдерживать, это даже не смешно… Чиновники не могли (да и не хотели) управлять, имея куда более крупные пакеты.

Скорее важно другое — кто и за счет кого будет ремонтировать сети? Они ведь постепенно стареют, и, по экспертной оценке, в ближайшие десять лет в облгазы надо вложить не менее 2 млрд. долл. (называют и вдвое большие цифры). Кто их будет вкладывать? Серьезных инвестобязательств новые владельцы не брали. Как будет определяться тарифная политика? Ведь в мире потому и пытаются бороться с монополистами, что имеют богатый опыт раздувания ими затрат на ровном месте.

Вообще вопросов много, ответов пока нет и не предвидится. Пока не до этого — идет дерибан.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Гость Гость 2 березня, 14:51 Валерий Безлепкин: Облгазы способны безболезненно рассчитаться с кредиторами – Как Вы считаете, с чем связана отмена Кабмином запрета на банкротство облгазов? – По-моему мнению, отмена Кабинетом Министров Украины запрета на взыскание задолженности с предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) связана с решением Конституционного суда Украины, определившего, что исполнительное производство по взысканию задолженности с предприятий ТЭК может быть приостановлено лишь в случае, если эта задолженность возникла из-за неполных расчетов за энергоносители. Учитывая, что предприятия ТЭК имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, с 1 января 2005 года вступил в силу Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса». Этот Закон был действительно актуален в указанный период, когда необходимо было стабилизировать ситуацию в энергетике Украины, улучшить финансовое состояние предприятий ТЭК, предотвратить их банкротство, реструктуризировать кредиторскую и дебиторскую задолженности, повысить уровень расчетов за потребленные энергоносители и инвестиционную привлекательность указанных предприятий. Эти меры были направлены на стабильное и надежное функционирование ТЭК Украины. Впоследствии Верховная Рада Украины неоднократно продляла действие указанного Закона, что привело к перекосам в отношениях кредиторов и предприятий ТЭК. Используя действие данного Закона, энергетические компании Украины стали злоупотреблять данной нормой, резко ухудшились расчеты с кредиторами за поставленные энергоносители, материалы, оборудование, предоставленные услуги и т.д. Сегодня можно утверждать, что данный Закон сыграл свою положительную роль в стабилизации ситуации в энергетике страны. Большая часть предприятий ТЭК работает со значительной долей прибыли, расчеты потребителей практически по всем категориям составляют 100 %, повысилась инвестиционная привлекательность энергетических предприятий в связи с ростом доходов и увеличением рентабельности. Решение Кабинета Министров Украины о снятии моратория на взыскание задолженности является своевременным и актуальным, так как сегодня перекосы в расчетах дестабилизируют ситуацию в экономике Украины, в то время как энергетические предприятия имеют и оборотные средства, и восстановили свою платежеспособность, а многие из них сегодня имеют сверхприбыль, которая формируется за счет средств кредиторов. – Какова дальнейшая судьба облгазов? – Если говорить о судьбе обл- и горгазов Украины, о влиянии отмены моратория, то могу с уверенностью сказать, что на функционировании газоснабжающих, а также энергоснабжающих компаний Украины это никак не отразится. Энергетические компании саккумулировали на своих счетах достаточное количество средств, чтобы безболезненно для своей деятельности рассчитаться со всеми кредиторами и ежедневно обеспечивать надежное газо- и энергоснабжение потребителей Украины. В свою очередь, отмена действия ряда норм данного Закона позволит не только улучшить расчетную дисциплину, но и придаст импульс в развитии промышленного комплекса страны, так как деньги, в первую очередь, поступят в эту отрасль. Во-вторых, расчеты в полном объеме дадут возможность улучшить финансовое состояние НАК «Нефтегаз Украины», генерирующих компаний и угледобывающих предприятий. – Как получилось, что прибыльные предприятие не рассчитались с кредиторами, наращивая долги? – Этот вопрос необходимо задать действующим руководителям энергетических предприятий, хотя их логика понятна. Зачем рассчитываться с кредиторами, если действующее законодательство позволяет этого не делать. Поэтому я в начале и сказал, что решение Кабинета Министров Украины по отмене моратория на взыскание задолженностей с предприятий ТЭК рассматривается как абсолютно логичный шаг, направленный на стабилизацию функционирования не только энергетических предприятий, а и в целом экономики Украины. И не столь важно, что этот шаг принят после решения Конституционного суда. Я считаю эти действия инструментом, направленным на установление рыночных отношений – государству необходимо активно влиять на деятельность предприятий с государственной долей собственности. Для этого необходимо более жестко осуществлять финансовый контроль за использованием государственной собственности, оптимизировать бюджеты энергетических компаний, найти новые источники доходов, не связанные с основной деятельностью, но оказывающие существенное влияние на увеличение доходной части бюджета. Также необходимо проанализировать структуру тарифов и выполнение инвестиционных программ. Сегодня необходимо говорить о роли государства в управлении экономикой, увеличении влияния на деятельность промышленных и энергетических компаний, обеспечивающих жизнедеятельность городов и сел, социально-экономическое развитие регионов, наполнение бюджетов всех уровней. В современных условиях важным фактором, который поможет решить перечисленный вопросы, по моему мнение, является создание и реализация программы «Управление государственной собственностью», но это тема отдельного разговора. – Скажется ли банкротство на безопасности граждан? Не снизится ли качество предоставляемых услуг и темпы модернизации оборудования? – Я уже сказал, что к банкротству, которое имеет экономические признаки, сегодняшние сообщения о начале процедуры банкротства в обл- и горгазах не имеет отношения. И на безопасности газоснабжения, тем более граждан, не скажется. На надежность и стабильность функционирования газовой отрасли может оказать влияние недостаточный контроль со стороны Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики. Выполнение инвестиционных программ в большинстве предприятий в 2012 голу было сорвано, договоры на использование государственного имущества, которое не подлежит приватизации не выполняются, техническая политика или отсутствует, или находится в неудовлетворительном состоянии, в то время, когда газотранспортная система, газораспределительные сети изношены на 75-80 %, газовое оборудование устарело, условия, в которых работают газовики, на уровне если не каменного века, то явно не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность миллионов людей. Отсутствие четкой инвестиционной политики, направленной на надежное функционирование газовой отрасли (так как сегодняшние собственники обл- и горгазов на первое место поставили получение прибыли любой ценой), – вот что может реально повлиять на надежность газоснабжения и безопасность наших граждан. Эти факторы, безусловно, будут влиять и на темпы модернизации оборудования, сетей, систем учета, а также на качество предоставляемых услуг. – Позволит ли такое банкротство облгазов нынешнему бенефициару списать долги? – Если говорить с точки зрения действующего законодательства,то у энергокомпаний сегодня нет ни права, ни возможности списывать кредиторскую задолженность, за нее необходимо рассчитываться – Эксперты говорят, что после банкротства облгазы передадут Газпрому. Насколько реальны такие предсказания? – Что касается банкротства газоснабжающих предприятий Украины с целью передачи их Газпрому, то это относится к области фантастики. Во первых, банкротство имеет четкое определение, банкротство –– это неспособность организации удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Сегодняшнее состояние обл- и горгазов никакого отношения к реальному банкротству не имеет, а является одним из методов ухода от долгов и расчетов с кредиторами. Во вторых, стоимость газоснабжающих компаний сегодня настолько мизерна (позволю напомнить нашим читателям, что практически все предприятия арендуют газовые сети у государства, а на своем балансе имеют здания и сооружения 60-70-х годов прошлого века и такую же эксплуатационную технику), что такое мощное и финансово стабильное предприятие как ОАО «Газпром» при желании купило бы наши обл- и горгазы без особых усилий . - Назовите финансовые показатели ПАО «Харьковгоргаз» за 10 месяцев 2012 года. - Если говорить о результатах работы ПАО «Харьковгоргаз» за 10 месяцев 2012 года, то более корректным, по моему мнению, будет анализ работы предприятия по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Так, доходы компании увеличились на 137 млн. 516 тыс.грн., реализация природного газа на 143 млн. 112 тис.грн., объемы транспортировки природного газа практически не изменились и остались на уровне 2011 г., доходы от прочей деятельности увеличились на 1,670 млн. грн., потери газа при транспортировке и реализации уменьшены на 44 млн. м.куб. Расчеты потребителей превышали 100 процентов, а чистая прибыль предприятия составила 18 мл согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно