МНИМОЕ БАНКРОТСТВО, ИЛИ К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ РАСТАСКИВАНИЕ ОСТАТКОВ ЧМП?

23 ноября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 23 ноября-30 ноября

Ни для кого не новость, что Черноморское морское пароходство де-факто давно банкрот. Однако де-юре его неплатежеспособность не доказана...

Ни для кого не новость, что Черноморское морское пароходство де-факто давно банкрот. Однако де-юре его неплатежеспособность не доказана. Попытки установить истину в судебном порядке ничем не увенчались. Заведенное в конце 1998 года дело о банкротстве ЧМП по указанию сверху было приостановлено. Но, пролежав в Одесском арбитражном (ныне хозяйственном) суде без малого три года, оно неожиданно получило новое развитие. Судьи, все это время державшие его под сукном, решили дать делу ход. Хотя запрет его рассматривать никто не отменял. Правда, было устное заявление министра транспорта о необходимости его возобновить, но официально оно никак не подтверждено.

Более того, до сих пор превалирует точка зрения о пагубности данного шага прежде всего для державы. Считается, что банкротство государственной компании, у которой столько кредиторов по всему миру, может привести к непредсказуемым последствиям для государства. Чаще всего приводятся в пример возможные аресты всякого движимого государственного имущества: самолетов, пароходов, как это уже было не раз.

Однако проблема в том, что процедура банкротства как гласный и прозрачный процесс, предполагающий участие в нем всех заинтересованных сторон, сегодня не выгоден очень многим людям, стоящим у власти. Ведь если следовать закону, то придется поднять архивы и запрятанные документы с грифом «секретно», чтобы доказать или опровергнуть, банкрот ЧМП или нет. А, как известно, немало судов было передано в оффшоры, продано за копейки, списано на металлолом... Да и с уцелевшим береговым имуществом сегодня тоже происходят непонятные вещи. Оно раздается, продается за бесценок. Так что направлять данный процесс в судебное русло желания мало.

И все же его направили. Но пока что ничего путного, судя по тому, как разворачиваются события, из этого не вышло.

Дело о банкротстве пароходства было возбуждено 25 декабря 1998 года по заявлению ЗАО «Южмормонтаж», предъявившего имущественные требования на сумму 58,3 тыс. грн. (Шесть лет назад это херсонское предприятие выполнило монтаж оборудования кирпичного завода.) Дело пролежало в суде полгода, и 2 июля 1999-го его производство было приостановлено. Основанием послужило письмо Высшего арбитражного суда. Кабмином, говорилось в нем, рассматривается вопрос, связанный с решением финансово-экономических проблем судоходной компании ЧМП, которая имеет стратегическое значение для экономики и безопасности страны, а посему дело следует приостановить. И суд указание сверху выполнил.

Тем временем исковые заявления с просьбой признать ЧМП банкротом продолжали поступать. В суд обратились Украинский научный центр экологии моря с требованиями на 66,2 тыс. грн., одесское отделение АКБ «Проминвестбанк» — на 558,3 тыс. и другие. В итоге общая сумма имущественных требований к ЧМП превысила 1 млн. грн. Одновременно поступали и заявления от предприятий и фирм с просьбой признать их кредиторами ЧМП. Общая сумма исковых требований — 11,5 млн. грн. Но их присоединяли к делу о банкротстве ЧМП и приостанавливали.

И вот 24 сентября 2001 года хозяйственный суд Одесской области возобновляет производство по делу о банкротстве ЧМП. Но своеобразным способом. Кредиторов при этом, как говорится, просят не беспокоиться. Для них по-прежнему производство по делу остается приостановленным. Хотя Проминвестбанк давно пытался оспорить решение о его приостановлении, мотивируя тем, что рекомендательное письмо ВАСУ, на которое ссылается суд, законной силы не имеет. Каким же образом суд дал ход делу? И в чем этот ход заключается?

В определении суда от 24 октября с. г. сказано: «Принимая во внимание, что законодательство касательно рассмотрения дел о банкротстве изменилось, хозяйственный суд считает целесообразным возобновить производство по делу и применить при дальнейшем его рассмотрении положения новой редакции закона Украины «О банкротстве»...». Понятно, что такая мотивировка выглядит формальной, учитывая тот факт, что новый закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» вступил в силу еще с 1 января 2000 года. И суд до сих пор данные изменения почему-то не волновали.

Президент ГСК ЧМП Борис Щербак на встрече с журналистами сообщил, что пароходство передает хозяйственному суду админздание на проспекте Шевченко. (Это бывшая гостиница «Моряк», оцененная в 12 млн. грн., которую суд, остро нуждающийся в помещениях, присмотрел давно). А суд, которому создаются условия для работы, ускоряет рассмотрение исковых заявлений касательно пароходства.

С точки зрения президента компании, овчинка стоит выделки, ибо с помощью суда можно вернуть огромные суммы, которые во много раз перекроют стоимость гостиницы. Щербак сообщил, что пароходство намерено судиться с предприятиями, задолжавшими ему многомиллионные суммы. Среди них «Нефтегаз Украины» — 22,6 млн. долл., «Укрзалізниця» — 519 млн. грн., Одесский морской порт — 114 млн. грн.

Если это так, и здание гостиницы или какое-либо другое имущество действительно явилось своеобразным «двигателем прогресса», то данное обстоятельство многое объясняет. Дело в том, что суд возобновил производство по делу и тут же, тем же самым определением, его приостановил. Ссылаясь на все то же письмо ВАСУ, содержание которого давно устарело. Но тем же самым определением был наложен запрет на отчуждение пароходского имущества, введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов и назначен арбитражный управляющий. Как говорится, угодили и нашим, и вашим. Правда, по закону полномочия распорядителя имущества действуют в период производства по делу о банкротстве, а оно как раз приостановлено. Это во-первых. Во-вторых, распорядитель (который надзирает и осуществляет контроль за управлением и распоряжением имущества) назначается прежде всего для того, чтобы обеспечить интересы кредиторов. По закону он обязан рассматривать копии их исковых заявлений, вести реестр требований, созывать собрания кредиторов, предоставлять комитету кредиторов отчет о своей деятельности и т. п. Однако в данном случае он ничего этого сделать не может. Потому что ни комитета кредиторов, ни самих кредиторов нет. Чтобы их выявить, необходимо дать объявление в газете о том, что возбуждено дело о банкротстве. Однако суд на этот счет решение не выносил. Почему? Да потому, что дело приостановлено.

На пресс-конференции председатель хозяйственного суда Одесской области Валерий Балух пояснил, что у суда сегодня связаны руки, поэтому было принято решение дело приостановить и дать возможность исполнительной власти решить проблемы ЧМП. Хотя, с его точки зрения, административный путь ведет в никуда.

Будут ли в ближайшее время развязаны руки у судей и дан настоящий ход делу, сказать сложно. Но, судя по всему, это вряд ли произойдет, коль так засуетились чиновники, когда вышло определение суда, так занервничали, когда арбитражный управляющий стал интересоваться всеми делами и попросил взглянуть на документы... Вместе с тем, по словам г-на Щербака, цель назначения арбитражного управляющего — помочь ЧМП провести финансовый анализ, разобраться со всеми вопросами с тем, чтобы восстановить платежеспособность предприятия. Однако каждый эту работу понимает по-своему. Сегодня непонятно, каким образом пароходство, рассчитавшись с кредиторами, восстановит свою платежеспособность. Потому что иски к дебиторам (а по данным ЧМП, дебиторская задолженность почти на уровне кредиторской) оно заявлять не торопится. А остатки ликвидного имущества, судя по всему, будут раздаваться налево и направо...

Сегодня руководство ЧМП просит суд согласовать утвержденный Минтрансом список объектов, которые пароходство намерено передать предприятиям отрасли, Одесскому горсовету и облгосадминистрации. Бесплатно. Кстати говоря, ранее на многие из этих объектов районным управлением юстиции был наложен арест во исполнение судебных решений по выплате зарплаты. Так вот, предприятиям передаются катера и буксиры (шесть единиц), корпус межрейсовой базы моряков в Аркадии, Черноморский яхт-клуб, офис ЧМП на Ланжероновской и админздание на проспекте Шевченко — то самое, на которое, претендует хозяйственный суд. Одесскому горсовету — четыре недостроенных жилых дома, 10 дошкольных учреждений, 32 жилых дома, теннисные корты, территория «Бласкотехсервиса», центральный стадион в парке Шевченко, две учебно-спортивные базы — «Отрада» и «Черноморец». А спортивно-оздоровительный комплекс «Люстдорф» предлагается передать в уставной фонд ЗАО «Черноморец». Облгосадминистрации отойдут два мясо-молочных комплекса, расположенных в пгт Любашевка и Благоево, имущественный комплекс радиоцентра в с. Дачное и недостроенный комплекс — в с. Калиновка.

Есть и список объектов, предлагаемых для отчуждения. Но если они будут продаваться за бесценок, как это было прежде, то вырученных денег не хватит даже на покрытие долгов по зарплате, которое руководство ЧМП рассматривает как задачу номер один. Сегодня арбитражный управляющий подал в суд исковые заявления с требованием признать ряд сделок по продаже имущества ЧМП незаконными, совершенными в ущерб пароходству. Среди них объекты, проданные с аукциона одесским отделением «Укрспецюста». Речь идет о спальном корпусе межрейсовой базы моряков, который ушел за 1,1 млн. грн., о двух катерах, за которые было уплачено в общей сложности 36 тыс. грн., детском комбинате, проданном за 610 тыс., и ряда других. Дело по этим искам уже рассматривалось в суде, но ответчики не явились...

P.S. В конце прошлой недели, во время пребывания в Одессе, свою позицию в отношении банкротства ЧМП высказал премьер-министр Украины Анатолий Кинах. На совещании в облгосадминистрации он сказал примерно следующее: «Я запрещаю использовать термин «банкротство». А заявления чиновников высокого ранга по этому поводу не имеют под собой оснований. Они бессодержательны и непрофессиональны. Речь должна идти о финансовом оздоровлении ЧМП».

В связи с этим хочется заметить, что от слова «банкротство» уйти сложно, как бы на этом ни настаивал премьер. Во-первых, дело в отношении ЧМП, которое находится в суде (и не закрыто), так и называется — «Дело о банкротстве ГСК ЧМП». И по закону ничего другого быть не может, коль скоро кредиторы обратились в суд с заявлениями о признании пароходства банкротом...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно