«Международные авиалинии Украины»: небо для «своих»?

19 ноября, 2010, 16:10 Распечатать

В ближайшее время Украинское государство, очень похоже, лишится контроля над крупнейшим отечественным авиаперевозчиком — компанией «Международные авиалинии Украины» (МАУ)...

В ближайшее время Украинское государство, очень похоже, лишится контроля над крупнейшим отечественным авиаперевозчиком — компанией «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Ее быстренько и, судя по всему, очень недорого продадут. Причем заранее известно, кому и с чьей помощью.

Собственно, попытки размыть контрольный пакет акций государства в МАУ (61,58%) не прекращаются уже года четыре. Однако раньше Фонд госимущества их все-таки отражал. Хоть и не без колебаний.

Авиакомпания занимает существенную долю рынка авиаперевозок, является прибыльной, и все понимали, что при желании ее можно продать недешево. Но, похоже, как раз с таким желанием у приватизаторов неважно. В итоге МАУ настойчиво «сливают» совершенно конкретному покупателю.

Процесс резко ускорился в марте этого года, когда малоизвестная компания Capital Investment Project приобрела 5,97% ее акций, раньше принадлежавших ирландской компании AerCap. Около года они висели на балансе компании, а потом их предложили купить акционерам, имевшим преимущественное право на приобретение. Однако те от покупки отказались.

По идее, после этого ФГИ должен был выставить акции на открытую продажу — благо, желающие были. Но по «доброй» традиции руководство фонда предпочло быстро и непрозрачно сбыть их уже у помянутой Capital Investment Project. За ней знакомо маячила фигура экс-гендиректора и экс-председателя наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Арона Майберга. К тому времени он как раз завершил скандальный уход из «АэроСвита».

Буквально через несколько дней власть в ФГИ поменялась, и уже новому председателю ФГИ Александру Рябченко, приступившему к исполнению обязанностей 18 марта 2010 года, предлагали пересмотреть сделку, но… предложение было проигнорировано.

Умение г-на Майберга убеждать наших чиновников всех оттенков политической радуги вообще легендарно. В его бытность в руководстве «АэроСвита» они в упор не замечали, как крымскую землю в районе президентского Фороса стоимостью в 150 млн. долл. «уводили» из компании по цене в 15 раз ниже. Теперь закрыли глаза на появление г-на Майберга в МАУ.

Естественно, что 6% акций были только первым шагом.

В компании, кроме государства, было еще два акционера — австрийская компания Austrian Airlines (AA), через «дочернюю» UIA Beteiligungsgesellschaft AG владевшая 22,52%, и Европейский банк реконструкции и развития (9,93%).

Австрийцы еще года два назад лелеяли планы нарастить пакет как минимум до блокирующего, если не контрольного.
Но кризис сильно ударил по компании, и уже самому австрийскому правительству пришлось продать «Люфтганзе» почти 43% акций АА.

В итоге австрийцы выставили на реализацию и свой украинский актив. И тут у ФГИ возникла блестящая возможность заработать денег для государства.

Дело в том, что, согласно вступившему в силу в апреле 2009 года Закону «Об акционерных обществах», авиакомпания проводила перерегистрацию из закрытого акционерного общества в частное акционерное общество. При этом ФГИ получил возможность не включать в устав пункт о праве акционеров на преимущественный выкуп акций. После чего госпакет можно было преспокойно выставлять на открытый аукцион.

Для этого было достаточно договориться с теми же австрийцами — им тоже было выгодно, так как росла стоимость пакета акций. ЕБРР также вряд ли бы возражал.

Правда, все это — при том фантастическом допущении, что чиновники вдруг начнут заботиться о государственном интересе. Ну, примерно так, как написано в программе приватизации — «достижение максимального экономического эффекта от продажи объектов приватизации». Правда, смешно?

Уж в этом чиновников точно никто не обвинял — нередко подозревали прямо противоположное.

Так что официально никаких переговоров в пользу державы ФГИ не вел. Зато он привычно… заваливал годовой план приватизации. К началу ноября при задании в размере 6,35 млрд. грн. в бюджет поступило аж… 0,52 млрд. грн. (8,2%). Отметим, что план и так уже уменьшили почти на 40% — первоначально от приватизаторов ожидали 10,26 млрд.

В этих условиях деньги от продажи МАУ были бы не лишними. Но цели чиновников были явно далеки от «максимального экономического эффекта от продажи».

Тем временем уже в начале июня появилась информация, что Austrian Airlines вышла из состава акционеров МАУ. При этом покупателем называли… г-на Майберга, ставшего крупнейшим после ФГИ акционером — до 28,49% акций МАУ.

А 3 ноября «Международные авиалинии Украины» закончили перерегистрацию с любопытным сохранением все того же права приоритетного выкупа.

И буквально через день, 5 ноября, государство, а точнее, чиновники ФГИ, срочно озаботилось продажей пакета, нарисовав приказ о продаже госпакета.

В среду, 17 ноября, был также экстренно объявлен конкурс по отбору компании-оценщика рыночной стоимости государственного пакета акций МАУ — «для его последующей продажи». Причем со сроком подачи заявок аж в целую неделю.

В переводе с бюрократического это значит, что ни один серьезный и «не свой» оценщик подготовить пакет документов банально не успеет. Теперь понятно, как у ФГИ получаются оценки госпакетов в три-четыре раза ниже рыночной стоимости.

Так уже было с «АэроСвитом» (к счастью, процесс продажи госпакета в нем за бесценок удалось затормозить), и теперь практически наверняка увидим повторение на МАУ. Тем более что номинальная стоимость контрольного пакета компании с годовым оборотом (даже в условиях кризиса) в 280 млн. долл. — всего
8 млн. долл.

Благо, что глава ФГИ уже заявил, что в дальнейшем рыночная стоимость МАУ будет падать. Рискнем предположить, что оценщик эту глубокую мысль подхватит и разовьет…

Тем более что набор покупателей совершенно ясен — это уже упомянутая компания Capital Investment.

Ведь сразу после приказа ФГИ о выставлении госпакета «Международных авиалиний» на продажу австрийцы заявили — теперь уже официально — о выходе из числа акционеров. ЕБРР, по заявлению его представителей, тоже собирается выйти из капитала МАУ и участвовать в покупке госпакета не будет.

То есть при всем богатстве выбора остается один участник, который и продиктует цену. Наверное, именно этого ФГИ и добивался. Предположить, что такой признанный эксперт в области приватизации, как Рябченко, не понимал этих последствий и их соответствия интересам государства, ну очень трудно...

Фактически вместо того, чтобы с максимальной пользой для бюджета продать госдолю в МАУ и привлечь в нее квалифицированного инвестора, чиновники в очередной раз избрали стратегию кулуарной продажи крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Логично задать вопрос — кому это выгодно?

Ведь при всех многообразных достоинствах г-на Майберга никаких ресурсов для того, чтобы этот бизнесмен смог поднять отечественного авиаперевозчика на новый уровень, нет. Да и опыт его деятельности в авиационной отрасли трудно назвать блестящим.

Скорее всего, потенциальный покупатель и не планирует развивать МАУ. Купив компанию по «льготной цене», он станет просто транзитным собственником. Бюджет, как уже отмечалось, ничего серьезного не получит.

Честно говоря, очень бы хотелось, чтобы ФГИ как-то прокомментировал свою позицию, плавно переходящую от полной пассивности к гиперактивному «сливу» госпакета, как общественности, так и компетентным органам. Благо, процесс продажи пока не поздно остановить.

Украина заинтересована как минимум в прозрачной продаже, с максимально возможным количеством участников. Тем более на носу у нас приватизация «Укртелекома». Если и его будут продавать по подобной схеме, то с мыслями о каких-то серьезных поступлениях в бюджет можно смело расстаться.

Устраивает ли это ФГИ — вопрос интересный (у него снова могут найтись и другие резоны), но вот Кабмин это точно не порадует.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно