«І ШУМИТЬ, І ГУДЕ, ЗЕЛЕН ДОЩИК ІДЕ...» МАРШРУТКИ СНОВА В ЦЕНТРЕ СКАНДАЛА. КОНКУРСА НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК, О КОТОРОМ ТАК ДОЛГО ТВЕРДИЛИ ВЛАСТИ ВИННИЦЫ, НЕ БУДЕТ

Поделиться
Срок действия предыдущих, заключенных три года назад договоров истекает в начале апреля. А новые условия, между тем, продолжали оставаться тайной за семью замками...

Срок действия предыдущих, заключенных три года назад договоров истекает в начале апреля. А новые условия, между тем, продолжали оставаться тайной за семью замками. Чтобы узнать, какие же правила игры намерены предложить маршруточникам городские власти, на прошлой неделе трижды собиралась созданная по этому вопросу временная депутатская комиссия горсовета. А узнав их, депутаты просто опешили. Конкурса, которым последние полтора года фактически пугали водителей, не будет. Пока.

Оказывается, за все это время в исполкоме ...не успели подготовить само положение о проведении конкурса. А значит, через несколько недель, когда грянет час «Ч», никто никакого тендера проводить не будет. Катайтесь, ребята, и дальше. Людей перевозите и себе на жизнь зарабатывайте.

Таким образом, в принципе все вроде бы должны остаться довольны. Включая маршруточников, которые больше всех хотели отмены конкурса. Но…

По мнению председателя ассоциации «Маршрут» (крупнейшего перевозчика в городе) Валерия Снитько, 47-я статья Закона «Об автомобильном транспорте» определяет трехлетний срок между конкурсами как минимальный. И если, мол, человек старался, вкладывал деньги в покупку новой техники, то ему нужно помогать. Т.е. автоматически продлевать договор.

— Конкурс нужно проводить на новые маршруты, а остальным надо дать возможность отработать деньги и кредиты, вложенные в покупку новых автобусов, — считает В.Снитько. — Нам же предлагают вариант с одним хозяином, у которого нет машин, зато он покупает маршрут. А я, значит, нанимаюсь к нему на работу со своим автобусом. Это практика многих городов Украины. И как результат — забастовки маршруточников в Донецке, Днепропетровске...

Перевозчики хотели отмены конкурса на уже существующие маршруты и продления своих договоров на 12 лет — максимальный срок, предусмотренный Законом «Об автомобильном транспорте». А вышло, что конкурса пока не будет, зато ассоциация «Маршрут» и другие перевозчики получат с апреля статус «временных перевозчиков». Согласно тому же закону. И только на месячный срок. С последующим, опять же месячным, продлением.

Таким образом, маршруточники окажутся у власти на крючке, словно наркоман на игле. Сколько ни дергайся — не спрыгнешь. Все законно. Еще и спасибо придется говорить за каждую последующую «дозу»…

«Временщики» — беспредельщики?

— Я считаю, что власти до сих пор не определили условия тендера с тем, чтобы родить этот, с позволения сказать, документ о «временных перевозчиках», — объяснил «ЗН» позицию упомянутой комиссии депутат горсовета Семен Ханук. — Коль так случилось, что положение о конкурсе не подготовлено по вине горисполкома, то договора с маршруточниками следовало бы просто пролонгировать на такой же срок, т.е. еще на три года.

— Но если это временно, значит, когда-нибудь конкурс все равно состоится?

— Нас проинформировали, что проект условий проведения конкурса отправлен на изучение в Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Утверждение же регуляторного акта — дело не одного месяца. А что такое временное — все видят на примере стихийных базаров, которым разовыми решениями продлевают жизнь еще с 1998 года. Нет ничего более постоянного, чем временное...

Отмена или перенос сроков проведения конкурса (что в данном случае практически одно и то же) не может не волновать и горожан как потребителей. Ведь предстоящий конкурс предусматривал «узаконивание» перевозки льготных категорий пассажиров, обеспечение интервалов движения маршруток и безопасности пассажиров, в частности, их страхование. Необходимость последнего особенно актуальна после серии терактов, когда пострадавшим винничанам как бы никто «ничего не должен».

С появленим т.н. временных перевозчиков вряд ли что-либо изменится в лучшую сторону. Скорее, наоборот. Например, сегодня на 36 маршрутов города ежедневно выезжают около 330 микроавтобусов, работающих в режиме маршрутного такси. Но...

— Будем откровенны, маршрутки не могут полностью удовлетворить транспортные потребности горожан, — считает член той же временной комиссии, депутат горсовета Александр Човган. — Об этом свидетельствуют очереди на остановках, стоящие в салонах пассажиры, несоблюдение графика движения и вообще символическое присутствие машин на маршрутах в «некассовое» время. И, безусловно уважая труд рядовых водителей, необходимо признать, что многие владельцы микроавтобусов просто «рубят капусту» вместо того, чтобы реинвестировать заработанные средства в развитие маршрутов. А иного и ожидать не приходится, пока они чувствуют себя временщиками, не зная — будут здесь завтра или нет. Схема «временных перевозчиков» лишь усугубит ситуацию...

Иначе говоря, при «месячной» перспективе «рубить» будут уже откровенно и с предельной минимизацией холостого пробега. Т.е. загружать машины до предела на конечных остановках, интервал движения в вечернее время еще больше увеличится... Обещанное еще в 2002 году обустройство остановок? Страхование пассажиров? Ой, не смешите. Мы деньги вложили, их отбить надо. И всего-то делов.

Исполком там правит бал

Невольно возникает вопрос: а был ли вообще мальчик? Т.е. тот самый проект конкурса.

С одной стороны, вроде бы да. Даже просочилась информация о таком условии на получение маршрута, как наличие у перевозчика 7% резервных машин для подмены. С другой — проект даже депутатам не представили для ознакомления. Ситуация как с зелеными человечками: никто их не видел, но почти все верят в их существование.

— А скажите...

— Ну, вы же должны понимать, что это служебная информация...

Да с чего вдруг? Что еще за коммерческая тайна? Это же дело общественной значимости, которое должно быть прозрачным, как стеклышко мэрского лимузина!

Невольно возникает предположение, что конкурс «улетучился» в том же направлении, что и слухи о неких олигархах, которых маршруточники успели обвинить в желании «приватизировать» пассажирские перевозки в Виннице.

В частности, Валерий Снитько во всеуслышание заявлял, что один из сотрудников исполкома (запомните этот момент. — Т.П.) якобы признался, что есть-де «очень большая сила, которая «давит» на городскую власть и требует проведения конкурса». После чего перевозчики кого только не склоняли. И «донецких», и «днепропетровских». Припомнили даже Порошенко с Медведчуком. Причем на том лишь основании, что они причастны к производству автобусов «Эталон» и «Богдан», потеснивших на улицах бэушные «Мерседесы» с «ГАЗелями».

Не будет (а скорее всего, и не было) никаких олигархов. И совершенно честно городской голова Александр Домбровский убеждал паникеров, что ни с кем из «подозреваемых» даже не говорил о маршруточном бизнесе за последние как минимум полтора года. Оно им надо?

Зато сам исполком отсрочкой конкурса «убил» целый выводок зайцев.

Во-первых, как бы прислушался к протестам маршруточников.

Во-вторых, избавился (на время?) от возможных послеконкурсных проблем. В частности, от оспаривания результатов тендера через суд, как было с не менее громким конкурсом по парковкам. Ведь декларирование абсолютной прозрачности тендеров — еще не сама прозрачность. Например, с итогового заседания конкурсной комиссии по парковкам первый заместитель мэра Иван Михайлюк удалил журналистов без объяснения причин. Да и предыдущего начальника транспортного отдела горисполкома, всем известно, осудили как раз по итогам прежнего маршруточного конкурса, когда кое-кто стал победителем, не имея даже разрешения на перевозку пассажиров.

В-третьих, исполком, который и будет в данной ситуации выступать заказчиком перевозок, заполучил заветный краник, регулирующий поступление кислорода. Это кто там говорил, что по городу ездят чьи-то маршрутки вообще без разрешений и вне конкурса?» — Круть краник на полтора оборота. «А вы, уважаемый, писали, что власть должна создавать новые рабочие места, а не ликвидировать их?» — Круть на два оборота...

Ко всему прочему, как рассказали депутаты, просочился еще и слух о некоем полумиллионе долларов, которые сквозняк перемен якобы занес в чиновные коридоры. Ну и, мол, кто-то не побоялся подобрать их. Но это, конечно, клевещут нездоровые силы. Если уж на то пошло, «тема» стоит гораздо дороже.

По самым скромным подсчетам, после вычета единого налога, на котором работают маршруточники, за год у них в кассе набегает почти 12 млн. долл. (кстати, сравните с 1 млн. грн., который имеет с них городской бюджет). Минус топливо-амортизация машин и еще кой-какие «отчисления» — остается 7 млн. Хозяйской прибыли и водительских зарплат в соотношении 6:1. За такой кусок и миллион у.е. положить не жалко. Конечно, при договоре на 5—10 лет. А на месячный срок — я вас умоляю...

Конечная остановка — «Вылезай»

Столь выгодной эта тема будет недолго. Напомню, что пресловутые маршруты, вокруг которых кипят страсти по всей стране, во всех законодательных документах именуются «АВТОБУСНЫМИ маршрутами ОБЩЕГО пользования» в трех режимах: обычном (основном), экспрессном и, как дополнительный вид, в режиме маршрутного такси. При первом водители должны соблюдать все остановки, предусмотренные расписанием движения. От маршруток же требуется только предоставление мест для сидения и высадка-посадка пассажиров по их требованию.

Иначе говоря, конкурс должен проводиться именно для автобусов в обычном режиме. Но не для сегодняшних маршруток, которые могут работать и по лицензии, как обычные такси. Наверняка в исполкоме уже поняли этот нюанс. Не зря же мэр объявил приоритет в перевозке пассажиров за трамваями, троллейбусами и большими автобусами, оставляя маршруткам нишу всего лишь «вспомогательного транспорта».

И хотя по закону к автобусам относится любой бус, имеющий больше восьми пассажирских мест, улицы вскоре заполнят, по мнению Семена Ханука, именно новые «Богданы» с «Эталонами», а также бэушные «Вольво», реконструкцией которых активно занялась недавно появившаяся в городе фирма. И со временем они будут просто выметать, словно пылесосы на колесах, всех пассажиров с остановок благодаря большей вместимости и меньшей цене проезда. После чего маршруточники ввиду нерентабельности сами уйдут с улиц — без конкурсов и скандалов. Уйдут вообще или на малоприбыльные окраины.

Рядовым пассажирам, в принципе, от этой се ля ви — ни холодно ни жарко. Потому что, как говорил Задорнов, не надо путать эмиграцию с туризмом. И перевозку пассажиров с бизнесом. Маршрутки появились за неимением альтернативы в виде достаточного количества муниципального транспорта. И — принялись заколачивать деньги: всем понятно, что каждый перевозчик (речь о владельцах, а не водителях) прежде всего бизнесмен, а не филантроп. А рядового пассажира интересует качество услуги, предоставляемой за его собственные деньги: доехать надо комфортно, безопасно и гарантированно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме