ExxonMobil и все ее черноморские «дядьки»

17 августа, 2012, 15:16 Распечатать Выпуск №28, 17 августа-22 августа

Менее двух недель понадобилось тендерной комиссии, чтобы назвать победителя тендера — консорциум во главе с ExxonMobil — на разработку Скифской площади Черноморского шельфа Украины.

33 богатыря во главе с дядькой Черномором не вышли на украинский берег и не заявили о своих сказочных правах на морские недра. Да и иных претендентов на залежи (потенциальные) углеводородов оказалось пока намного меньше, чем ожидало Госгеонедра Украины. По крайней мере, на 15 августа желающих доразведать и разрабатывать Форосский нефтегазоносный участок пока не нашлось. Хотя важно ведь качество, а не количество? Каким будет качество работы на шельфе — нам еще предстоит увидеть и ощутить…

А количество претендентов говорит само за себя. Доразведкой и разработкой Скифской площади на украинском шельфе Черного моря готовы были заняться два претендента.

Госгеонедра Министерства экологии и природных ресурсов намерено повторно выставить на конкурс Форосскую площадь после некоторых изменений тендерных условий. Каких именно, пока точно неизвестно.

А со Скифской площадью украинского шельфа, похоже, на сегодняшний день все понятно. Право на ее доразведку и разработку — при условии заключения соглашения о разделе продукции (СРП) с украинскими госкомпаниями — получит консорциум во главе с ExxonMobil.

Как сообщил 15 августа глава Минэкологии Эдуард Ставицкий, консорциум в составе ExxonMobil Exploration and Production Ukraine B.V., британско-нидерландской Shell, румынской Petrom (дочерней компании австрийской OMV) и НАК «Надра Украины» стал победителем конкурса на заключение соглашения о разделе продукции по Скифскому нефтегазоносному участку на шельфе Черного моря.

По словам Э.Ставицкого, Кабмин поддержал предложение межведомственной комиссии относительно заключения соглашения о разделе продукции и определения победителем группы компаний во главе с оператором соглашения, компанией ExxonMobil. Министр уточнил, что доля государства в прибыльной части продукции составит 25%. Кроме того, консорциум компаний после заключения СРП внесет в госбюджет специальный платеж в размере 325 млн. долл.

Как отметил Э.Ставицкий, победитель конкурса взял на себя обязательства инвестировать в геологическую разведку на участке более 400 млн. долл. Хотя условия конкурса предусматривали вложения в первый этап разработки в сумме 200 млн. долл.

Министр также уточнил, что доля НАК «Надра Украины» в пуле составит 10%. При этом компании ExxonMobil, Shell и OMV полностью берут на себя финансовую составляющую участия НАК «Надра Украины».

Э.Ставицкий также рассчитывает, что соглашение о разделе продукции с консорциумом будет подписано до конца 2012 года.

Как сообщало ZN.UA, на участие в конкурсе по Скифскому нефтегазоносному участку на шельфе Черного моря поступило две заявки. Помимо вышеназванного консорциума, заявку подала компания LUKOIL Overseas Ukraine B.V.

К слову, Lukoil еще несколько лет назад получил право на разработку части украинского шельфа. Но так ничего определенного там и не сделал…

А тем временем россияне свою часть Черноморского шельфа разрабатывают (и, главное, изучают) активно. Несмотря ни на что.

Возможно, консорциум во главе с ExxonMobil «договорится с Нептуном» об ускорении добычи морских залежей углеводородов. Хотя при этом смущают навязанные «Надрам Украины» партнеры, которым вряд ли место в ряду с ExxonMobil, Shell и даже румынской Petrom.

Согласно условиям конкурса, плата за участие в нем составляет  1 млн. грн. Стоимость пакета конкурсной документации — 10 млн. грн.

После подписания СРП инвестор должен будет в 10-дневный срок заплатить в госбюджет минимум 2,4 млрд. грн. специального платежа (премии).

Согласно постановлениям Кабинета министров №454 и 455 от
23 мая с.г., минимальный объем инвестиций на первом этапе геологоразведочных работ должен составить не менее 1,6 млрд. грн.

Объем инвестиций на втором этапе, в том числе опытно-промышленной эксплуатации, как и суммарный объем инвестиций, необходимых, в том числе, для промышленной разработки, определяется по условиям конкурса. Максимальная часть компенсационной продукции, за счет которой инвестору будут компенсированы его расходы, установлена на уровне 70%, а доля государства в прибыльной продукции должна быть не менее 20%.

Предполагается, что СРП будут заключены сроком на 50 лет.

ExxonMobil всемирно известна как американская корпорация. И именно с ее руководством у  В.Януковича состоялся разговор в ходе визита в США. До сих пор у этой компании не было особых достижений на украинском рынке, несмотря на мировую известность.

Относительно британско-нидерландской Shell нефтегазовая история содержит больше конкретики. Лет десять назад Shell предлагала правительству Л.Кучмы баснословные деньги за украинскую ГТС. Спустя годы эта компания (через свои дочерние) пришла и закрепилась на украинском
нефтегазовом рынке. Появились заправки с логотипом Shell. А затем, в апреле 2012 года, Shell выиграла тендер на разработку Юзовской нефтегазоносной площади, где планирует добывать сланцевый газ. Если он окажется там в промышленных объемах.

О румынской компании Petrom (дочерней австрийской OMV) можно определенно сказать то, что ее материнская компания, как и она сама, давно известны украинским газовикам и предметно интересуются состоянием и перспективами нашего нефтегазового рынка. А еще их очень интересует черноморский шельф Румынии, часть которого та отсудила у Украины. Он как раз граничит с о. Змеиный, где проходит граница Скифского участка. Но это так, к слову.

Как на самом деле будет развиваться ситуация со Скифским черноморским участком, насколько будут изменены тендерные условия и появятся ли претенденты на Форосский участок — станет известно уже в недалеком будущем.

Увеличение и развитие собственной нефтегазодобычи во имя будущей энергонезависимости Украины — благородная цель. Но, возможно, не стоит так уж торопиться? Ведь между тендером и непосредственно добычей (если таковая состоится) пройдут годы. За это время появятся новые технологии, благодаря которым и украинские участки недр можно будет разрабатывать эффективнее и безопаснее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно