«ЕСЛИ БЮДЖЕТ ГОТОВИТЬ НА ГАЗЕ»,

30 декабря, 1999, 00:00 Распечатать

Заглавная фраза материала - смысл возражений НАКа «Нефтегаз Украины» и народных депутатов Верхов...

Заглавная фраза материала - смысл возражений НАКа «Нефтегаз Украины» и народных депутатов Верховной Рады из комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности в отношении весомых статей проекта бюджета-2000. А народный депутат Виктор Пинзеник в ходе обсуждения этой проблемы на заседании пресс-клуба Торгового дома «Газ Украины» заявил, что одних только нелогичных статей в отношении отечественного ТЭК достаточно, чтобы не принимать рассмотренный в первом чтении госбюджет на будущий год.

Корреспондент «ЗН» попросила об этом рассказать подробнее народного депутата Ивана ДИЯКА, вся допарламентская трудовая биография которого связана непосредственно с нефтегазодобывающей отраслью бывшего Союза, а затем и независимой Украины.

- Иван Васильевич, могли бы вы аргументировать ваши возражения относительно «нефтегазовых» статей бюджета-2000?

- Основные возражения состоят в том, что предусматриваемое бюджетным комитетом ВР налогообложение базовой для национальной экономики нефтегазовой отрасли в 2000 году, в частности НАКа «Нефтегаз Украины» абсолютно нереально и не принесет бюджету планируемых таким образом средств, а только усугубит и без того непростую ситуацию в этой отрасли. А ситуация такова, что продолжать практику увеличения налогового давления - это значит не только свести на нет все попытки приступить к наращиванию собственной отечественной углеводородной базы (т.е. увеличивать добычу нефти и газа), но и поставить на грань разрушения пока еще действующую (хотя уже и на грани возможного!) нефтегазовую инфраструктуру.

Я отдаю себе отчет в том, насколько госбюджет нуждается в налоговых поступлениях. Но если так и дальше пойдет, то скоро даже планировать доходы с нефтегазовой отрасли мы не сможем. Если в 1998 году в отношении этой отрасли предусматривались бюджетные поступления в 4 млрд. 392 млн. грн. в то время как в бюджете текущего года общая сумма налогов составляет 5 млрд. 912 млн. грн., что на 1 млрд. 520 млн. грн. или 35% больше. Фактически с учетом налогов, которые возникают в результате применения статьи 45 Закона «О государственном бюджете Украины за 1999 год», погашение долгов за прошлые годы, насчитанной налоговыми органами пени, увеличения налоговых обязательств, связанных с ростом курса по налогам, которые установлены в долларах США, - компания должна уплатить 10 млрд. 742 млн. грн. Это почти в два раза больше, чем предусмотрено!

- А кто это считал?

- НАК считал. Вы же видите, что идет игра в одни ворота. Бюджет предъявляет НАКУ претензии, пеню насчитывают, но то, что бюджет НАКу не платит, этого никто не хочет учитывать или даже замечать... Кроме того, все отчисления в бюджет, скажем рентная плата, начисляются в долларах. При таких-то суммах в итоге получаются страшные накрутки.

- И чем это объясняет бюджетный комитет Верховной Рады?

- Ничем не объясняет, потому что нужны деньги. С одной стороны, бюджетный комитет старается спасти государственный бюджет, то есть иметь деньги на все социальные государственные программы. С другой - загоняет нефтегазовую отрасль в тупик.

Как вы знаете, сегодня нефтегазовая отрасль, и главным образом НАК «Нефтегаз Украины», обеспечивает 63% всех энергоносителей для государства, остальное - это уголь и атомная энергетика. Поэтому с такими величинами и показателями нужно очень осторожно обращаться. Существуют два источника поступления энергоносителей, в частности газа: первый - это собственная добыча, которая составляет порядка 18 млрд. кубометров в год; и второй - это заработанный газ за транзит российского. Других нет. Но для того, чтобы получать деньги за транзит газа и чтобы наращивать собственную добычу, нужно вкладывать деньги. На сегодняшний день в Украине есть 35 тыс. км газопроводов, которыми транспортируется 95% российского экспортного газа. Если мы не будем поддерживать в должном состоянии газотранспортную систему, не будем делать замену наших компрессоров, магистральных газопроводов, не будем строить новые газопроводы, тогда мы не сможем справиться с поставленной задачей: поставить этот газ в не очень обеспеченные регионы.

И второе - мы не сможем выполнить транспортных поставок российского газа в Западную Европу. Почему часто Россия спекулирует тем, что Украина не сможет обеспечить, если зарубежные фирмы не будут вкладывать инвестиции в строительство газопровода? Для этого и существует уже знаменитый газопровод, который идет через Белоруссию и Польшу. Поэтому нам нужно делать все, чтобы мы могли обеспечить нормальное функционирование газотранспортной системы и чтобы не было никаких сбоев в поставках газа в Европу и Турцию.

- Существует ли у вас как у депутата определенный механизм устранения несоответствий, заложенных в бюджете?

- Я выступаю и в комитете и предоставляю материалы всем депутатам, чтобы было ясно, какие последствия это может иметь. Если этот бюджет будет принят, то у газовой отрасли не хватит средств для того, чтобы поддерживать транспортную систему, обеспечить транспортные услуги для Украины и экспортные поставки российского газа; не останется средств и на развитие собственной добычи. А если мы этого не выполним, то какие будут последствия? В 2000 году мы недополучим почти 500 млн. кубов газа собственной добычи, а в 2001 - больше 1-1,2 млрд. кубометров. Значит, этот газ нужно будет уже покупать у России и платить уже чужому государству, вместо того, чтобы предприятия отечественной добывающей отрасли платили налоги своему.

- А вас поддерживает «ТЭКовский» комитет в парламенте?

- Комитет-то поддерживает. Но вы же понимаете, что многие хотят построить свою политику за счет нефтегазового комплекса, потому что он сегодня выполняет действительно роль донора - кроме определенной нагрузки в виде обязательных платежей, налогов и др., сегодня ТЭК датирует бюджетные организации и фактически обеспечивает льготы для населения, практически поддерживает нерентабельные предприятия, поддерживает энергетику. Последние получают сегодня 50-60 млн. кубомеров газа и - они не платят; их задолженность составляет 4 млрд. грн. Энергетика держится на НАКе. И при этом - еще и непосильные налоги. Это может привести к катастрофе!

И еще одна проблема. Поскольку мы живем в Украине, где расчеты все же проводятся в национальной валюте, почему же налоги и др. платежи для нефтегазовой отрасли исчисляют в американских долларах?! А несвоевременность платежей - это двойной удар: если долги того же НАКа перед бюджетом составляют 4 млрд. 396 млн. грн., то долги бюджета - 5 млрд. 426,5 млн. грн…

- Правда ли, что Вяхирев подписал контракт, засчитав 4 млрд. кубометров газа, несанкционированно отобранные НАКом еще в ноябре-декабре 1999-го?

- 4 млрд. - это не выход из положения. Мы просто взяли авансом газ в счет транспортных услуг. Это нормальное дело. Но если говорить вообще, то НАК не может сегодня покупать газ и отдавать энергетикам, которые не расплачиваются.

- Но если государство заставляет?

- Об этом должны думать энергетики.

- А вы (я говорю о парламенте) не можете им и правительству как законодательный орган запретить разорять НАК и нефтегазовую отрасль вообще?

- Это не дело законодательного органа. Да и к тому же нигде в законе не написано, что можно брать в долг и не отдавать…

- Но ведь и Кабмин - не субъект предпринимательства...

- Да. Но вы понимаете, что вопрос очень сложный. Нельзя только за счет одной отрасли поддерживать экономику страны.

А что касается самой добычи углеводородов в Украине, то у нас же есть ресурсы, у нас есть национальная программа, и добывающие предприятия не просят дотаций. Они хотят, чтобы отрасли дали возможность развиваться и наращивать собственные объемы добычи и таким образом уменьшать зависимость от других стран.

Кроме того, мы имеем одну газотранспортную трубу, которая идет из России. И если даже мы заключим договор с Туркменией, то все равно газ будет идти через Россию.

Нам нужно думать и о том, что в России происходит резкое падение добычи и нефти, и газа, и Россия вскоре не сможет дать то количество газа, который нам нужен. Поэтому нужно сокращать и собственное потребление энергоресурсов (которое по объемам занимает 5-6-е место в мире), что также дало бы нам возможность меньше зависеть от других стран. Такая возможность есть, но при этом налоговое давление должно быть в разумных рамках. В данном случае предусматриваемое налогообложение нефтегазовой отрасли еще и нарушает бюджетную резолюцию и «выдумывает» такие налоги и поборы, которые не предусмотрены ею.

- Вы имеете в виду сбор за транзит нефти и газа?

- И это тоже. Далее. Если мы не построим нефтетерминал, то через два года он никому не будет нужен. Потому что Россия обойдет Украину, и то, что делается с газом, будет и с нефтью. Вы знаете, что уже есть проекты создания нефтетранзитных маршрутов в Турцию, на юг, а также через Средиземное море. Но если бы был такой терминал в Украине, то можно было бы возить, например, ту же каспийскую нефть и через украинский терминал. Если уже существуют определенные стабильные транзитные пути, то никто не хочет их менять…

Кроме того, политика, которую проводит Россия, достаточно угрожающа для экономики Украины. Потому что то, что сегодня мы зарабатываем за счет транзита, транспортируя в год почти 120 млрд. кубометров российского экспортного газа, мы можем вскоре потерять. Российский газ в Европу уже идет через Польшу и Белоруссию, и если этот газопровод будет выведен на полную мощность, то тогда он сможет из общего экспортного потока «отобрать» до 65 млрд. кубометров газа в год. А Европа пока что не увеличивает потребления. Поэтому это может означать в перспективе для Украины потерю почти 50% транспортных услуг, а это значит - 15 млрд. кубометров газа. Этого нельзя допустить.

Такие газопроводы, как Иванцевичи-Долина и Торжок-Долина, которые дают сегодня где-то 14 млрд. кубометров газа, могут остаться без работы…

- Как вы думаете, «отобьете» ли вы бюджет?

- Постараемся. И вот о чем бы я еще хотел сказать. Если не снизить цену на российский газ, то наша экономика такого пресса не выдержит. Сегодня цена на российский газ, импортируемый Украиной, в два раза дороже, чем россияне продают этот газ западным странам. Какая промышленность сможет конкурировать выпускаемыми товарами на международных рынках при такой дороговизне энергоносителей?! Если взять, к примеру, Италию, которая находится далеко от границы Украины с Россией, то она платит 68 долларов за 1000 кубометров, а Украина - 80 долларов. При такой цене на газ наша экономика неконкурентоспособна, поэтому нужно урегулировать цены на газ, который мы покупаем сегодня в России.

- Как именно?

- Нужно договариваться, потому что для этого есть все основания. Сегодня у меня есть все цены, по которым Россия продает газ западным странам. В сравнении с ними Украина покупает самый дорогой газ. Если выпуск продукции зависит от цены на энергоносители ( а для Украины - это продукция всех экспортноспособных отраслей экономики), то себестоимость ее будет намного выше, чем в другой стране. У нас энергопотребление на выпуск единицы валовой продукции в 5-6 раз больше, чем в любой другой стране Западной Европы. Если учесть, что в Европе газ в энергетике страны занимает 23%, а у нас 45%, то это тем более опасно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно