CВЕТ В КОНЦЕ ТРУБЫ? ЗАМЕТКИ О ВИЗИТЕ АМЕРИКАНСКОГО ЧИНОВНИКА В УКРАИНУ

1 февраля, 2002, 00:00 Распечатать

«Украина провела значительную и кропотливую технологическую работу по подготовке создания украи...

Александр Тодийчук и Эдвард Чоу подписали контракт
Стивен Манн (на снимке справа) желает «Укртранснафті» и ее новому советнику коммерческих успехов
Александр Тодийчук и Эдвард Чоу подписали контракт

«Украина провела значительную и кропотливую технологическую работу по подготовке создания украинского участка нефтетранспортного маршрута и завершила строительство нефтепровода Одесса—Броды и морского нефтеперевалочного комплекса «Южный». Мы хотим работать с правительством Украины, чтобы сделать маршрут коммерчески привлекательным.» Это мнение главного советника Государственного департамента США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона Стивена Манна как раз и объясняет, зачем созданная летом 2001 года «Укртранснафта» 29 января 2002 года подписала контракт с независимым международным бизнес-консультантом Эдвардом Чоу, который будет предоставлять услуги стратегического консультирования по нефтепроводу Одесса—Броды.

В компетенции Э.Чоу украинской стороне сомневаться не приходится, ибо в среде нефтяного бизнеса он известен как высококлассный специалист, работавший в Казахстане, Азербайджане и Грузии. Э.Чоу сыграл ведущую роль на завершающем этапе переговоров по строительству нефтепровода Тенгиз—Новороссийск «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК). До сих пор КТК — это самая крупная инвестиция в международные нефтяные и нефтетранспортные проекты на территории СНГ.

До 1998 года Э.Чоу два десятилетия проработал менеджером по внешним вопросам и иностранным операциям в американской компании Chevron. Интересной подробностью является и то, что Э.Чоу был советником президента Грузии Э.Шеварднадзе по вопросам транспортировки каспийских энергоресурсов.

Специальный уполномоченный Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) Александр Тодийчук, возглавляющий ОАО «Укртранснафта», в ходе подписания контракта отметил, что «развитие украинского проекта нового международного нефтяного коридора необходимо адаптировать к западным стандартам». И в этом смысле украинская компания возлагает большие надежды на Эдварда Чоу, так как контрактом, в частности, предусмотрено его участие в переговорах с потенциальными партнерами. Оплачиваться услуги консультанта Э.Чоу будут из средств гранта, предоставленного Агентством по торговле и развитию США 23 ноября 2001 года.

Для справки. КТК в период 1999—2000 годов выполнил строительство первой очереди нефтепровода мощностью 28,2 млн. тонн нефти и ввел его в эксплуатацию осенью 2001 года. Общая протяженность нефтепровода из Западного Казахстана в Новороссийск — 1580 км, максимальная пропускная способность — 67 млн. тонн нефти в год.

России принадлежит 24% участия в КТК, Казахстану — 19%, Оману — 7%. Еще 50% акций консорциума делят между собой американские Chevron Caspian Pipeline Consortium Co. (15%), Mobil Caspian Pipeline Co. (7,5%), Oryx Caspian Pipeline L.L.C. (1,75%), российско-американское СП LUKARCO B.V. (12,5%), российско-британское СП Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd. (7,5%), итальянская Agip International (N.A.) N.V. (2%), британская BG Overseas Holdings Ltd. (2%) и Kazakhstan Pipeline Ventures L.L.C. (1,75%).

Примечателен и тот факт, что при подписании контракта с Э.Чоу присутствовал и С.Манн. Он — четвертый человек, занимающий должность главного советника по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона. С 1998-го до мая 2001 года был послом США в Туркменистане. В начале июня 2001 года господин Манн, сразу после назначения на новую должность, посетил Азербайджан, Грузию, Турцию и Казахстан во главе делегации Госдепартамента США, Экспортно-импортного банка, Корпорации по частным инвестициям и Агентства по торговле и развитию США.

11 июня 2001 года в Алма-Ате было подписано соглашение «О субсидиях» между Национальной компанией «Транспорт нефти и газа» и Агентством по торговле и развитию США, в результате чего были предоставлены средства в рамках финансирования технической помощи Казахстану для изучения проекта создания нефтепровода Актау—Баку.

Стивен Манн (на снимке справа) желает «Укртранснафті» и ее новому советнику коммерческих успехов

В августе того же года Азербайджан получил грант в 600 тыс. долларов на модернизацию двух бакинских нефтеперерабатывающих заводов и нефтетерминала в Дюбенди.

Глава «Укртранснафты» Александр Тодийчук еще раз подчеркнул, что международный консорциум для транспортировки нефти в рамках Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора при благоприятном развитии событий может быть создан в первом полугодии 2002 года. В него могут войти крупные американские компании, работающие на Каспии. Пропускная способность первой очереди украинской части ЕАНТК составит 9—14,5 млн. тонн нефти в год. В будущем предусматривается возможность увеличения мощности ЕАНТК до 40 млн. тонн нефти в год.

Кроме того, как рассказал господин Тодийчук, ОАО «Укртранснафта» и российская нефтяная компания «Лукойл» в феврале намерены создать совместную рабочую группу для определения наиболее приемлемой формы сотрудничества по транспортировке нефти, добываемой «Лукойлом» в Каспийском регионе.

Председатель правления «Укртранснафты» Александр Тодийчук высказал надежду на то, что «Лукойл» пересмотрит ранее предложенный им реверсный вариант транспортировки нефти — из Бродов в Одессу.

Глава «Укртранснафты» также сообщил, что в ближайшее время планируется подписать контракт с ОАО «Нафтохімік Прикарпаття» (Надвирна, Ивано-Франковская обл.) по транспортировке на завод каспийской нефти, а также соглашение о строительстве трубопровода Жулин—Надвирна — ответвления к заводу от магистрального трубопровода «Дружба».

Вместе с тем А.Тодийчук отметил, что наиболее крупные контракты по транспортировке нефти «Укртранснафта» ожидает от западных компаний. Кроме того, существуют предварительные договоренности о заключении контрактов с партнерами из центральноевропейских стран. По убеждению главы правления, если ОАО «Укртранснафта» сможет заключить контракты на транспортировку не менее 6 млн. тонн нефти в год, то первая очередь нефтепровода Одесса—Броды станет прибыльной и коммерчески привлекательной.

Первую контрактную нефть «Укртранснафта» ожидает в конце лета — начале осени. До этого нефтепровод предполагается наполнить технологической нефтью, финансирование закупки которой на первом этапе компания взяла на себя. Первый танкер с 30—35 тыс. тонн технологической нефти может поступить на терминал «Южный» (вблизи Одессы) в конце февраля.

Как уже известно читателям «ЗН», строительство нефтепровода Одесса — Броды протяженностью 674 км и диаметром 1020 мм завершено 19 августа 2001 года. Первая очередь морского нефтеперевалочного комплекса «Южный» мощностью 9–14,5 млн.тонн введена в строй 19 декабря минувшего года.

Теперь однако стоит вопрос о заполнении трубопровода нефтью и начале его коммерческой эксплуатации. С целью решения этих задач предполагается создание международного нефтетранспортного консорциума. Оптимизм украинской стороне придает тот факт, что интерес к проекту ЕАНТК возрастает. Так, к примеру, заседание трехсторонней украинско-американско-польской рабочей группы по вопросам ЕАНТК под председательством первого вице-премьера Олега Дубины 25 января проходило уже в четырехстороннем формате. К трем участникам присоединился представитель ЕБРР. Польская сторона проинформировала присутствующих о том, что еще с конца прошлого года компанией Golden Gate начата детальная проработка прохождения трассы нефтепровода Броды—Плоцк по польской территории.

Кстати, в Украине как-то осталось незамеченным высказывание президента Польши Александра Квасьневского о приоритетности Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. В интервью радиокомпании «Зет», комментируя проходившие российско-польские переговоры, президент Польши сказал: «С Украиной у нас есть очень важный проект транспортировки сырой нефти из Одессы через Броды в Гданьск. Это то, на чем необходимо сконцентрироваться…»

Возрос интерес к проекту ЕАНТК и с российской стороны. Правда, как это часто бывает, этот интерес был весьма своеобразен. В российских интернет-изданиях, цитировавших газету «Время MN», указывалось, что в отношениях между Россией и Украиной назревает напряженность. Она связана с только что построенным трубопроводом Одесса–Броды.

Если Украине удастся ввести вторую очередь, которая увеличит мощность трубопровода до 40 млн. тонн, то российский участок «Дружбы» придется сдавать в утиль, поскольку в этом случае легкая и малосернистая каспийская нефть сделает неконкурентоспособной российскую urals.

Со ссылкой на анонимного российского эксперта предлагается выход из ситуации. Мол, еще в 2001 году «Лукойл» предложил Украине изменить направление работы «трубы» на Броды–Одесса, чтобы она качала сибирскую нефть на экспорт.

Но изюминка вовсе не в этом. Эксперт рекомендует, что поскольку Киев до сих пор отмалчивается, то «вот бы нашему президенту убедительно попросить «друга» Кучму согласиться на такой вариант, ведь мы пошли на уступки по долгам Украины за российский газ». Очевидно, что это попытка задействовать «тяжелую артиллерию», поскольку применение традиционного арсенала прессинга и средств лоббирования эффекта не дало. Таким образом, появление подобной публикации — прямое подтверждение того, что украинская сторона в проекте ЕАНТК в 2001 году наконец-то стала двигаться в правильном направлении.

Кстати, в этой связи важно напомнить еще некоторые высказывания Стивена Манна. Заокеанский гость сказал, что американская энергетическая политика является не антироссийской, а антимонополистической. «Мы — за многовариантность путей транспортировки каспийской нефти». С.Манн подчекнул, что главным приоритетом американской политики является проект Баку—Тбилиси—Джейхан, но США поддерживают и украинский проект Одесса—Броды, поскольку это расширяет возможности Украины и других центральноевропейских стран в диверсификации поставок нефти, что дает большую свободу правительствам государств в принятии политических решений. Также этот проект снижает риски инвесторов в Каспийский регион.

Визит Стивена Манна — персоны №1 в системе генерации решений американской энергетической стратегии на Каспии — несомненно, носит знаковый характер. А захотят ли в Украине продолжать расширять свои возможности по принятию независимых политических решений или внемлют «рекомендациям» российского анонима — покажет время. Причем, ближайшее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно