БУДУЩЕЕ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ: АРЕНДОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ІІ. ОПЫТ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

1 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 1 декабря-8 декабря

Вторая статья цикла (о выборе путей повышения эффективности работы газотранспортной системы Украины) посвящена опыту реформирования газовых секторов странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)...

Вторая статья цикла (о выборе путей повышения эффективности работы газотранспортной системы Украины) посвящена опыту реформирования газовых секторов странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В соответствии с требованиями к странам-претендентам на вступление в ЕС они должны провести комплексное реформирование ТЭК. Это предусматривает: адаптацию национального законодательства к нормам и стандартам ЕС; реструктуризацию, либерализацию и приватизацию. Большинство стран-претендентов планируют приватизировать свои компании-монополисты в нефтегазовой сфере, что является наиболее приемлемым вариантом реформирования для выполнения требований ЕС. Сравнительный анализ реформ в газовых секторах стран ЦВЕ показывает их разноскоростное движение в ЕС. Использование опыта этих стран поможет Украине не повторить сделанные ошибки и значительно сократить отставание в проведении реформ.

Дорога в ЕС пролегает через «сектор газа»

В декабре 1999 года прошли переговоры по реструктуризации и развитию энергетических секторов стран-претендентов на вступление в ЕС с экспертами спецкомитета Еврокомиссии по вопросам интеграции, в которой приняли участие страны Центральной и Восточной Европы.

Работа энергосекторов самих стран-членов ЕС регламентируется многочисленными директивами и постановлениями, касающимися всех сфер ТЭК — от ядерной энергетики до использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Задача стран-претендентов состоит в адаптации национального законодательства к стандартам и нормам ЕС, проведении реструктуризации своего ТЭКа. В ходе этой работы, проводимой ЕС с 1995 года, определяется стратегия развития энергосектора каждого претендента на вступление в ЕС с учетом национальных особенностей, конкретные мероприятия, финансируемые Евросоюзом.

Принятие Программы интеграции Украины в ЕС в сентябре 2000 года обязывает Украину, начиная с 2001 года, разрабатывать и выполнять ежегодные планы по реализации приоритетных положений программы, в т.ч. в энергетике, для создания до 2007 года необходимых условий для приобретения полного членства в ЕС.

Венгрия — явный лидер

Венгерская газотранспортная сеть имеет протяженность 5000 км и связана с украинской (объем поставок российского газа в страны бывшей Югославии составляет около 11,3 млрд. куб. м) и западноевропейской газотранспортными системами. Объем импорта составляет более 2,5 млрд. куб. м газа в год, из которых почти треть — западного происхождения. Диверсификация поставок газа из Западной Европы стала возможной после пуска в октябре 1996 года газопровода в Австрию.

Компания MOL — монополист в нефтегазовом секторе Венгрии — образована в 1991 году и за прошедшее время значительно реформирована. Национальное законодательство предписывало необходимость оставить за государством в компании MOL не менее 25% плюс одна акция. Начиная с 1993 года началась продажа акций MOL инвесторам, муниципалитетам и их обмен на ваучеры населения. На сегодня доля государства в MOL составляет 25%, а в большинстве из шести крупнейших региональных газораспределительных компаний (ГРК) — менее 1%. Финалом десятилетней программы приватизации стало намерение правительства Венгрии продать оставшиеся 25% акций MOL на протяжении последующих двух лет. Значительную часть из более 17 млрд. долл. прямых инвестиций Венгрия привлекла в энергосектор.

В соответствии с законодательством Венгрии в энергетике создан независимый регулирующий орган — Энергетическое бюро, который занимается вопросами транспортировки, распределения газа, лицензированием. Однако регулированием цен в стране занимается правительство. Такая ситуация негативно влияет на реформирование газового сектора и будет законодательно изменена не позднее конца 2001 года. В 1998 году цена газа для населения составляла более 120 долл., а для промышленных потребителей — около 110 долл. Хотя уровень цен и высок по сравнению с другими странами ЦВЕ, однако он не соответствует ценам в Западной Европе. В июле текущего года правительство Венгрии не удовлетворило прошение MOL о 40-процентном повышении цен на газ, предписав их увеличение только в 2001 году и лишь на 12%. Из-за того, что цены на газ для потребителей не соответствуют их реальной стоимости, потери MOL в 2000 году составят 257 млн. долл.

Базовая модель реформирования энергетики Венгрии, принятая в 1998 году, включает: либерализацию газового рынка (открытие части газового рынка в 2002 году в соответствии с требованием «газовой» директивы ЕС); принятие закона «О газе»; увеличение роли независимого регулирующего органа в энергетике; новая ценовая политика.

Венгрия является лидером в реструктуризации энергосектора среди стран-кандидатов в ЕС из Восточной и Центральной Европы.

Польша — отставание от лидера

Страна импортирует более 60% из около 13,3 млрд. куб. м потребляемого газа. Основную часть газа поставляет Россия, незначительные объемы Германия. Польская госкомпания POGC занимает монопольное положение в газовой сфере. На сегодня Польша не является транзитором газа, только около 2010 года, после полной реализации проекта Ямал—Европа она будет транспортировать в Европу более 50 млрд. куб. м российского газа.

Крупнейшими инвесторами в польскую энергетику являются французские компании Electricite de France и Gaz de France (GdF). Последняя намерена инвестировать до 0,8 млрд. евро в газовую отрасль Польши на протяжении 3—4 лет. Компания GdF совместно с другими заканчивает строительство крупнейшего в Западной Европе хранилища газа. GdF и POGC создали СП для работы в этой сфере (планировалось, что каждая из компаний будет иметь по 49% акций в СП, оставшиеся 2% акций будут проданы польским инвесторам). Однако конкретная дата начала приватизации в газовом секторе пока не определена.

За последние годы в Польше цены на газ значительно возросли. Так, в 1998 году они составляли: для населения — 212 долл. за 1000 куб. м газа; для различных промышленных потребителей — 125—165 долл.

Приоритетным направлением реорганизации газового сектора является диверсификация источников поступления газа в республику: в июле 2000 года подписан договор о намерениях с Норвегией о поставках газа из этой страны через четыре года (планируется строительство газопровода через Балтийское море суммарной пропускной способностью до 10 млрд. куб. м в год; поставки в Польшу составят только 5 млрд. куб. м); до пуска нового газопровода в Польшу норвежский газ в небольших количествах будет поступать через Германию.

Дата вступления в ЕС оценивается 2004—2005 годами вместо запланированного 2003 года. Одной из причин задержки является отставание в реструктуризации газового сектора. Польша обратилась в ЕС с просьбой о предоставлении дополнительного времени (два года) для реализации газовой директивы ЕС (либерализация 20% газового рынка в 2000 году; 28% — до 2003 года; 33% — до 2008 года).

Чехия — сбои на полдороги

Чешская газотранспортная система включает около 2400 км газопроводов и в 1998 году через нее транзитом прошло почти 40 млрд. куб. м газа (64% российского газа). В ноябре 1999 года Чехия и «Газпром» пролонгировали договор о транзитных поставках газа с 2008 по 2020 годы. При этом гарантированный объем поставок газа должен составлять 28 млрд. куб. м в год до 2008 года, а после этого срока и до 2020 года поставки газа составят только 13 млрд. куб. м газа в год. Потеря 15 млрд. куб. м российского газа для Чехии вызвана строительством первой ветки газопровода Ямал—Европа и планами «Газпрома» построить газопровод-перемычку в обход Украины.

На протяжении нескольких последних лет Чехия демонстрировала значительные успехи в сфере либерализации и дерегуляции газового рынка. В мае прошлого года было объявлено о приватизации чешских региональных ГРК (их количество намечалось уменьшить с восьми до пяти) и госмонополиста в нефтегазовой сфере — компании Transgas, которую планируют трансформировать в холдинг уже в этом году путем продажи 49% акций инвесторам.

Приватизация газораспределительных компаний проходит более сложно. Сменяющиеся правительства то предлагали увеличить долю государства в этих уже частично приватизированных компаниях (путем покупки до 40—50% акций) с последующей продажей стратегическому инвестору от 33% до 49% акций таким образом укрупненной компании Transgas, то отменяли этот план. На сегодня укрупнение компании Transgas отменено, что обнадеживает инвесторов.

Процесс приватизации осложнен рядом других проблем и требует дополнительного времени. Одна из проблем реформирования Transgas вызвана тем, что эта компания заключила два долгосрочных договора (контракт типа «бери или плати») на полное обеспечение страны газом. Приход на газовый рынок иностранных компаний с собственным газом может привести к разрыву долгосрочных договоров, и государство вынуждено будет платить неустойку. Другая проблема приватизации — увеличение безработицы не только в энергосекторе, но и в связанных с ним сферах.

Кардинальное повышение цен на газ и электроэнергию для создания условий рентабельности предприятий ТЭК является частью плана дерегуляции энергетического рынка. Так, с 1 января 2000 года правительство радикально подняло цены на энергоносители. Наибольшее повышение цен коснулось потребителей (населения), которые используют газ в количествах менее 180 куб. м в год, — для них цена возросла на 25,2% — до 220 долл. за 1000 куб. м. Для потребителей с расходом газа 181—900 куб. м повышение составило 8,2% (174 долл. за 1000 куб. м), а при объеме потребления 900—6000 куб. м — 14,9% (141 долл.). Подобным образом были повышены цены и на электроэнергию. Последующее увеличение цен на энергоносители, хотя и не такое существенное, должно произойти на протяжении следующих двух лет.

Чехия предполагает отложить реализацию «газовой» директивы ЕС на три-четыре года. Евросоюз на просьбу чешского правительства об отсрочке либерализации газового рынка настоятельно рекомендует Чехии сократить этот переходный период. В соответствии со сроками, установленными ЕС для Чехии как страны-кандидата, реформирование энергетического сектора должно быть, в основном, закончено в 2003 году.

Болгария — только старт

Газотранспортная система включает более 2200 км газопроводов. В 1998 году Болгария подписала договор с российской компанией «Газэкспорт» (структура «Газпрома») о поставках газа до 2010 года: для внутреннего потребления 6—8 млрд. куб. м газа в год и поставки транзитного газа — до 19 млрд. куб. м в 2010 году. Реформирование газового сектора находится на начальной стадии.

Ближайшими задачами являются реструктуризация госмонопольной структуры по транзиту, распределению, продаже и хранению газа — компании Bulgargas, а также расширение транзитной газовой сети для снабжения соседних стран российским газом (Турция, Греция, Македония, Югославия, Албания). В стране заканчивается разработка трехлетней инвестиционной программы расширения транзитной газотранспортной сети с 11 до 19 млрд. куб. м газа в год, которая предусматривает строительство новых и модернизацию существующих газопроводов и компрессорных станций. Уже построена 10-километровая ветка газопровода, связывающая южную часть Болгарии с Турцией, и новый 40-километровый участок газопровода в Грецию. Оставшиеся работы будут завершены в 2001 году.

В Болгарии существует относительно незначительное количество небольших потребителей газа, основные потребители — крупные предприятия. В стране плохо организован учет и измерение расхода газа при его отборе из трубопроводов высокого давления для подачи в локальные распределительные сети.

В текущем году намечалось разделение транзита и распределения газа, при этом государство намерено сохранить полный контроль над транзитом газа и приватизировать внутреннюю торговлю и распределение газа. В приватизированные региональные ГРК в качестве партнеров должны войти иностранные инвесторы, муниципалитеты, крупные потребители и собственно Bulgargas.

По согласованию с МВФ, реструктуризация компании Bulgargas должна завершиться до 2006 года.

На сегодня уже проведена частичная реструктуризация долгов компании Bulgargas — списано 206 млн. долл. из общего долга в 333 млн. долл. (неплатежи потребителей, платежи в бюджет). Еще в 1999 году Bulgargas подписал договоры с 22 крупнейшими предприятиями-должниками (химической, металлургической, бумажной и др. отраслей промышленности) о прекращении подачи газа в случае невыплаты долгов и инициировании банкротства этих предприятий.

Либерализацию цен на газ намечено закончить до конца 2001 года. После достаточно трудных переговоров с Россией достигнута договоренность о новой формуле расчета цены на газ для болгарских потребителей — с октября 1998 года цена снижена с 130 долл. до 100 долл. за 1 тыс. куб. м газа. Переговоры о дальнейшем снижении цены на газ, проведенные болгарским премьер-министром с Р.Вяхиревым в мае текущего года, закончились безрезультатно. Достаточно сложные межгосударственные отношения в этой сфере сохраняются и, как известно, были одной из причин начала реализации «Газпромом» трансчерноморского газопровода «Голубой поток». С 1 июня 2000 года внутренние цены на газ для потребителей были повышены на 17,5% и в текущем году планируется еще одно повышение — на 22%. Из-за того, что внутренние цены на газ в стране ниже цены российского газа на границе, потери компании Bulgargas в этом году составят до ,6 млн.

Румыния — на подходе к старту

Транзитная система включает газопроводы протяженностью около 11 тыс. км и пропускной способностью 16 млрд. куб. м газа в год для транспортировки российского газа в страны юго-восточной Европы и Турцию. Румыния подписала договоры на поставку газа с Россией (14 млрд. куб. м) и с немецким Ruhrgas (2 млрд. куб. м в 2005 году).

Добыча газа в стране значительно снизилась: с около 33 млрд. куб. м в 1989 году до почти 15 млрд. куб. м в 1998 году, потребление газа соответственно составляло 39,5 и 18,6 млрд. куб. м газа.

В нефтегазовом секторе Румынии наиболее крупными компаниями являются ROMGAS (разведка, добыча, транспорт, хранение, распределение и продажа газа) и Petrom (национальная нефтяная компания, ведущая добычу попутного нефтяного газа). ROMGAS получил в лизинг национальную газотранспортную сеть и является ее системным оператором.

В июне текущего года румынское правительство объявило о реструктуризации своего нефтегазового сектора — за счет разделения направлений работ в газовой промышленности будет создано четыре новых компании: Transgas будет заниматься транзитом газа (суммарная протяженность газовой сети составляет более 5,6 тыс. км); Depogas — подземным хранением газа; Expogas — добывать и продавать углеводородное сырье; региональная ГРК будет состоять из двух филиалов. Румыния намерена продать до 40% акций своей нефтегазовой компании Petrom.

В прошлом году в Румынии было проведено реформирование цен на газ: все потребители должны платить 62 долл. за 1000 куб. м газа (цена для населения возросла с 50 долл., а для предприятий снизилась с 73 долл.).

Румыния проводит замену корродированных газопроводов, увеличивает объем хранилища газа и модернизирует оборудование газоизмерительной станции.

В рамках программы диверсификации источников поступления газа Румыния заключает контракты на поставку газа с Германией (Ruhrgas) и Нидерландами (Gasunie). Разрабатываются проекты поставок газа из Норвегии (через Венгрию) и Италии (через Хорватию и Венгрию).

Словакия — предстоит больше чем сделано

Республика является вторым по величине транзитором природного газа в мире (после Украины) — национальная компания SPP обеспечивает транспортировку почти 90 млрд. куб. м российского газа в Европу, а также распределение газа по территории республики. В 1997 году построен газопровод-отвод в Германию для поставки газа в комплекс подземных газохранилищ Lab. SPP в апреле 1997 года подписала 10-летний контракт с «Газпромом» на поставку 6,4—8,1 млрд. куб. м российского газа для внутренних нужд. Поставки российского газа в 1999 году составили 7 млрд. куб. м, из которых только 0,1 млрд. куб. м газа — поставки немецкой Wintershall.

Минэкономики Словакии планирует приватизировать 49% акций компании SPP (местное законодательство обязывает оставлять 51% акций за государством), из них 34% — стратегическому инвестору (инвесторам), который будет иметь право управлять всей компанией. Оставшиеся 15% акций компании должны быть обменены на бонды или проданы на бирже. Приватизация SPP должна завершиться до начала 2001 года.

Одной из движущих сил приватизации компании SPP является дефицит финансов в государстве. Предыдущее правительство В.Мечиара остановило второй этап приватизации в обмен на размещение в Национальном фонде госимущества приватизационных бондов для населения на сумму 750 млн. долл. (выплаты должны закончиться в 2001 году). Нынешнее правительство М.Дзуринды в условиях отсутствия финансовых средств на обеспечение бондов намерено провести их обмен на акции ключевых госкомпаний, в т.ч. и SPP.

SPP является одной из наиболее эффективных в Словакии компаний — ее прибыль в 1999 году составила 93,7 млн. долл. Главный источник прибыли — подразделение Slovtransgas, занимающееся транзитным транспортом газа. Российский «Газпром», заявивший о строительстве газопровода в обход Украины (через Польшу и Словакию), сегодня заинтересован в приобретении части словацкой SPP. Более десяти иностранных компаний выразили интерес к приватизации SPP, стоимость которой оценивается в 4,6—6,9 млрд. долл. (без подземных газовых хранилищ). Подземные хранилища газа были приватизированы в 1996 году, их собственником стала компания Nafta Gbely. Приватизация хранилищ газа привела к возникновению ряда проблем в работе компании SPP и оценивается как преждевременная. В январе текущего года компания SPP выкупила 45,9% акций Nafta Gbely за 24 млн. евро. Таким образом, SPP владеет 55,9% акций этой компании и планирует провести ее реорганизацию.

Новое правительство Словакии проводит реструктуризацию, предприватизационную подготовку и либерализацию цен в газовой сфере. Так цены на газ для потребителей приводятся в соответствие с их реальной стоимостью, что не просто в условиях 20-процентной безработицы и непопулярности этих мер. В 1997 году цены на газ составляли: для населения — 56—95 долл., для промышленных потребителей — около 115 долл. В июле 1999 года цена на газ для жителей увеличились на 50%, а в феврале 2000 года еще на 30%. В соответствии с заявлением руководства SPP, до конца 2000 года ожидается очередное 20- процентное повышение цен на газ (либерализация цен на энергоресурсы будет продолжаться до 2005 года). Для компенсации роста цен словацкое правительство ввело субсидии для людей с низкими доходами. Цены на газ для предприятий повысились только на 5%.

О начале приватизации 49% акций компании SPP заявил премьер-министр Словакии М.Дзуринда в мае 2000 г. Первым шагом стала реструктуризация компании — разделение трех видов деятельности — транзита, распределения и продажи газа. В дальнейшем будет назначен независимый советник для оценки предложений инвесторов и консорциумов.

Компания SPP, являясь крупнейшим совладельцем акций 11 газораспределительных компаний, запланировала после отделения функций транзита от распределения газа провести дальнейшую продажу своих акций в этих компаниях.

На текущий год правительство Словакии наметило создание независимого государственного регулирующего органа в газовой сфере (на сегодня эти полномочия делегированы SPP).

Уроки для Украины

Анализ реформ в газовых секторах стран ЦВЕ позволяет сделать ряд выводов

 

Во-первых, большинство стран ЦВЕ разработало и выполняет, хотя и с разной скоростью, планы реструктуризации своих газовых секторов. Это поможет привлечь инвестиции в газовую отрасль, сократить долги госкомпаний, решить проблему неплатежей, избавиться от коррупции, которая процветает до приватизации.

Во-вторых, основными движущими силами реструктуризации является желание государств: вступить в ЕС, получить значительные суммы от приватизации и повысить эффективность работы энергосекторов.

В-третьих, реструктуризация газовой сферы проводится комплексно в соответствии с требованиями ЕС, но с учетом национальных особенностей энергетики стран-претендентов. Реструктуризация включает следующие мероприятия: адаптацию национального законодательства к нормам и стандартам ЕС; полное разделение функций добычи, транспортировки и распределения газа (создание юридически и финансово независимых компаний); диверсификацию поставок газа; либерализацию газового рынка; создание независимого государственного регулирующего органа в энергетической сфере и совершенствование ценовой политики для адекватного отражения всех затрат на энергоносители; предоставление адресных субсидий малоимущим слоям населения; большинство стран ЦВЕ намерены провести частичную приватизацию своих госкомпаний-монополистов, в т.ч. газотранспортных (транзитных) систем и региональных газораспределительных компаний как наиболее приемлемый вариант для выполнения требований ЕС (национальные законодательства этих стран, как правило, предписывают оставлять за государством контрольный или блокирующий пакет акций); проведение предприватизационной подготовки (реструктуризация долгов предприятия, реабилитация и замена изношенных газопроводов и компрессорных станций, модернизация газоизмерительной аппаратуры).

В-четвертых, недостаточный уровень реструктуризации ТЭК может стать серьезным препятствием для вступления в ЕС. Украина, намереваясь вступить в ЕС и имея один из крупнейших газовых секторов в Европе, пока по ряду направлений отстает от стран ЦВЕ. Это в значительной степени вызвано отсутствием четкого плана реформ (концепции энергополитики), их блокированием; политизацией работы ТЭК.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно