Александр СВЕТЕЛИК: «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — НЕ САМОЦЕЛЬ, ЭТО ФОРМА ОТНОШЕНИЙ С ЛИЦЕНЗИАТОМ»

7 октября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №40, 7 октября-15 октября

Как бы вы относились к своему детищу, если бы вам пришлось эдак лет через пять не просто оценивать его жизнеспособность и успехи, а еще и «перевоспитывать»?..

Как бы вы относились к своему детищу, если бы вам пришлось эдак лет через пять не просто оценивать его жизнеспособность и успехи, а еще и «перевоспитывать»? Не то чтобы все это время вы о нем знать не знали - просто «воспитывали» его слишком многие… На мой взгляд, именно в такой ипостаси вот уже четвертый месяц пребывает председатель Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Александр Светелик. Теперь по долгу службы он и возглавляемая им НКРЭ уполномочены регулировать, в частности, деятельность того самого Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), к созданию которого (а выходит, и к созданию НКРЭ) Александр Дмитриевич имел непосредственное отношение.

К тому же уже больше года президентским указом НКРЭ уполномочена регулировать не только «электрический» рынок, но и «сектор газа» и «нефтяной сегмент».

О том, что из всего этого получилось, и шел разговор с председателем НКРЭ.

Представительско-ознакомительный (ибо мы считаем, что страна должна знать таких чиновников в лицо) диалог с Александром Светеликом получился весьма содержательным, и, вероятно, есть смысл его передать более подробно. Сегодня же, в силу насыщенности этого выпуска «ЗН» «энергетическими» материалами, остановимся на наиболее, на мой взгляд, пока еще неозвученных аспектах.

Впрочем, было бы нелогично вовсе не вспомнить об «электрическом» рынке. Тем более что мнение авторов «ЗН» в оценке рынка энергетики во многом совпадает со сказанным главой НКРЭ. Он, как, например, И.Маскалевич, считает, что изначально выбранная модель энергорынка уже несколько лет в Украине просто не может работать потому, что государство непоследовательно в своей энергополитике. По сути, энергетика оказалась если уж не в автономно-неуправляемом плавании, то как минимум в очередной раз «на роздоріжжі». «Ручное» управление энергетикой только провоцирует очередную порцию админмер. Когда политика по отношению к отрасли, говорит А.Светелик, подменяется концентрацией финансово-экономической власти - это только усугубляет ситуацию.

Это же относится и к тарифной политике. По большому счету, действующая система дотирования и предоставления льгот многим категориям потребителей электроэнергии (впрочем, как и других видов топлива), как это ни странно на первый взгляд, ложится бременем на тех же «льготников». Ведь для дотаций средства пытаются собрать за счет промышленности, повышая ей тарифы. Но эта же завышенная стоимость киловатта переносится на стоимость производимой продукции, которую (по сформированным по такой схеме ценам) затем покупают и те же льготники. Так что это не дотации, а профанация. А.Светелик в принципе не против дотаций малоимущим (увы, в Украине таких все больше), но уверяет, что форма госпомощи должна быть иной - так называемые адресные дотации. И если в Украине поступят таким образом, то и все международные «спонсоры» отнесутся к этому с пониманием.

Столь же несостоятельна и борьба с неплатежами за энергоносители. Словом, с госполитикой в отношении энергорынка явно не сложилось.

Между тем, НКРЭ в принципе уполномочена проводить эту самую политику на энергорынке. И что же тогда «энергетическая» комиссия проводит, если политики как таковой не существует в принципе?

Главе НКРЭ в общем-то остается развести руками, мол, что есть, то и проводим. Наивно предполагать, что возможно разрешить основную проблему энергорынка и ТЭК вообще - неплатежи - в одной этой отрасли. Однако А.Светелик уверен, что стоит хотя бы попытаться разорвать сей порочный круг. И для начала разрешить доселе (или периодически) запрещаемые формы расчетов между субъектами рынка, включая векселя.

В общем, взаиморасчеты должны быть сферой взаимоотношений покупателей и продавцов, а не заботой ОРЭ или НКРЭ. Эти и еще целый комплекс мер, предлагаемых НКРЭ, по мнению А.Светелика, в результате будут способствовать тому, что ОРЭ станет со временем работать по принципу биржи, т.е. фиксировать сделки между участниками рынка и расчеты по ним. Тем самым возможно будет достигнуть прозрачности рынка, его контролируемости и своевременно призвать к ответу нарушителей правил игры. При таких условиях, считает А.Светелик, массовых нарушений, в которых причастных к энергетике подозревала (правда, не все смогла доказать) Генпрокуратура, станет меньше. Правда, думаю, что решатся на это не скоро - уж слишком многие весьма успешно подпитывают свой частный бизнес и карман от энергосети.

Ежели говорить не только об «электрическом» рынке, то НКРЭ, по мнению ее председателя, есть чем гордиться. При всех перипетиях комиссия продолжала разработку и обкатывала саму схему регулирования отраслью. Поэтому теперь НКРЭ значительно быстрее может адаптировать ее и к рынку газа и нефти.

- Как изменилась роль НКРЭ в связи с передачей ей полномочий по регулированию новых рынков? Насколько это оправдано? Есть уже определенные результаты этой передачи?

- Начиная с конца прошлого года на НКРЭ возложены полномочия по регулированию деятельности предприятий в нефтегазовом комплексе. В мире такая практика существует. В Великобритании производится слияние Офер и Офгазу - регулирующих органов в электроэнергетике и на рынке газа. В большинстве штатов США эту работу также ведет один регулирующий орган. И это уместно, поскольку в этих отраслях много общего, как и во всех составляющих сегментах ТЭК.

На сегодня мы имеем в большей или меньшей мере задействованную схему регулирования государственных отношений в сфере природных монополий в области электроэнергетики. Указанный механизм включает лицензирование, утверждение условий и правил соответствующей деятельности, контроль за соблюдением этих правил, а также применение мер ответственности, в том числе штрафных санкций. Систему, которая отработана в области электроэнергетики, планируется расширить и на нефтегазовый комплекс.

Согласно указу Президента Украины от 17 ноября 1998 года «О внедрении лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере природных монополий», с 1 января 1999 года введено лицензирование таких видов предпринимательской деятельности, как хранение природного газа, транспортировки магистральными трубопроводами нефти и нефтепродуктов, поставка газа, транспортировка трубопроводами природного и нефтяного газа. Постановлением правительства от 6 января 1999 года эти полномочия возложены на НКРЭ.

- Такое впечатление, тем более с учетом количества участников всех вверенных вам рынков, что НКРЭ только тем и занята, что выдачей лицензий...

- Лицензирование - не самоцель, это форма отношений с лицензиатом.

До создания нормативной базы лицензирования деятельности на рынках газа и нефти (порядка выдачи лицензий, разработки условий и правил осуществления видов деятельности - лицензионные условия, определение требований к документам, исходя из которых комиссия могла бы определить способность заявителя выполнить лицензионные условия, порядка контроля за деятельностью лицензиатов) во избежание правового вакуума постановлением правительства Украины было поручено НКРЭ, Госнефтегазпрому и Минэкономики разработать и утвердить «Условия деятельности поставщиков природного газа».

В соответствии с этими условиями Госнефтегазпром должен был подписать соглашения на право поставки природного газа на территории Украины (то, что мы называем «временными лицензиями». - Авт.) с каждым субъектом предпринимательства, в отношении которого было принято положительное решение совместной комиссии НКРЭ, Госнефтегазпрома и Минэкономики. В случае невыполнения поставщиком газа требований условий он мог лишиться права поставки совместным решением Госнефтегазпрома и НКРЭ. Основными требованиями к поставщику было наличие ресурсов газа, создание им страхового запаса газа и ряд других.

- Однако практика свидетельствует, что из более чем 200 газотрейдеров реально газ имеют в лучшем случае треть получивших доступ на рынок, а о страховом запасе позаботилось еще меньше. Так был ли смысл в этой затее?

- После подписания соглашений НКРЭ осуществила проверку выполнения поставщиками своих обязательств по созданию страхового запаса газа и установила, что из 203 проконтролированных субъектов, подписавших соглашение с Госнефтегазпромом, 83 не создали необходимого страхового запаса. Это в основном операторы дочерних компаний НАК «Нефтегаз Украины».

- Но ведь остальным от этого - ни холодно, ни жарко?

- Пока не было лицензий НКРЭ. В настоящее время комиссия разработала, согласовала с Лицензионной палатой и Антимонопольным комитетом и провела госрегистрацию лицензионных условий для поставщиков газа как по регулируемому тарифу (потенциальный лицензиат - ДК «Торговый дом-«Газ Украины»), так и по нерегулируемому (все остальные поставщики, именуемые трейдерами). Эти условия определяют порядок деятельности поставщиков, их взаимоотношения с другими субъектами на рынке газа. Текст этих условий уже передан в средства массовой информации. Порядок же выдачи лицензий установлен постановлением Кабмина от 29 апреля 1999 года.

Одним из основных требований НКРЭ при выдаче лицензий будет финансовая состоятельность заявителя, а именно - наличие собственных активов у претендента для осуществления деятельности по поставке газа в заявленных объемах.

С 1 октября текущего года НКРЭ принимает к рассмотрению заявления на получение лицензий. С получением лицензий, которые выдаются на срок не менее трех лет, ранее подписанные соглашения утрачивают силу. Те субъекты, которые не получат лицензий, потеряют право работать на газовом рынке Украины с 1 января 2000 года. Комиссия считает, что в первоочередном порядке могут быть рассмотрены заявления на получение лицензий тех поставщиков газа, кто выполнял требования соглашений в полном объеме. А вот тем, кто не выполнил прежде условий, о которых я уже сказал, получить лицензию будет проблематично...

- Как часто и в каких формах НКРЭ будет контролировать соблюдение лицензиатом установленных требований?

- Я не сторонник тотального контроля. Да и осуществлять подобное при таком количестве лицензиатов НКРЭ просто не сможет. Думаю, что проверять соблюдение лицензионных требований комиссия должна раз в год, как ежегодно должны проводиться аудиторские проверки. Причем, если недавно лицензиата проверили другие контролирующие органы, наверное, нет смысла еще раз это делать. Если нет явных нарушений, НКРЭ может воспользоваться материалами предыдущих проверяющих. А нарушения, если они есть, все равно вскроются при последующей проверке.

- А в «электрическом» секторе НКРЭ приходилось аннулировать лицензии?

- Да. Комиссия ведь не первый год занимается лицензированием энергорынка, и за это время было выдано около 690 лицензий. И уже 117 аннулировано. По разным причинам.

- Положа руку на сердце, могли бы вы сказать, что выдача лицензий (как бы это помягче сказать) не содействует нечистым на руку и членам НКРЭ, и потенциальным лицензиатам? А то с чего бы такое внимание прокуратуры к трейдерам от энергетики, нефти и газа…

- Процесс рассмотрения и принятия решения о выдаче лицензий в НКРЭ публичный и гласный. Я бы даже провел аналогию с церемонией венчания в том смысле, что все присутствующие имеют возможность публично заявить о причинах, которые, по их мнению, являются основанием для невыдачи лицензии. Убедившись в основательности таковых, НКРЭ, разумеется, откажет претенденту в получении лицензии.

Что же касается, как вы сказали, нечистых на руку чиновников, то вряд ли только наличие возможности провоцирует это явление, даже если таковая и есть.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно