Что случилось с биеннале? - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Что случилось с биеннале?

14 февраля, 2014, 19:24 Распечатать

Вторая киевская Международная биеннале современного искусства ARSENALE-2014 переносится на год.  Арт-проект, воспринятый многими с таким энтузиазмом (во время первого дубля), то ли действительно временно заморожен, то ли на нем можно ставить точку. 

Громом среди ясного неба стало недавнее официальное сообщение руководства музейного комплекса "Мистецький Арсенал" о том, что вторая киевская Международная биеннале современного искусства ARSENALE-2014 переносится на год. Из-за происходящих в стране событий. Арт-проект, воспринятый многими с таким энтузиазмом (во время первого дубля), то ли действительно временно заморожен, то ли на нем можно ставить точку. 

Генеральный директор "Мистецького Арсеналу" Наталья Заболотная в официальном коммюнике говорит: "Украина переживает сегодня необычайно сложные времена, когда решается будущее нашего государства. С учетом этого в настоящее время нельзя говорить об ответственности и качественной подготовке настолько масштабного художественного проекта, каким является биеннале. Именно поэтому было принято решение о переносе ARSENALE-2014 на 2015-ый. Этот вопрос согласован с международными кураторами проекта и Министерством культуры Украины". 

В свою очередь арт-сообщество довольно эмоционально комментирует такой поворот событий. В комментариях ZN.UA — разные взгляды на сложившуюся ситуацию и на будущее ARSENALE-2014. 

Напомню, что тучи вокруг Второй киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE-2014 начали сгущаться еще летом. Когда во время выставки "Велике і величне" произошел известный инцидент с муралом Владимира Кузнецова. Та музейная история послужила толчком и к "переформатированию" киевского арт-сообщества. Именно после "ВиВа" формализировались мировоззренческие различия между старшим (условно говоря, "восьмидесятниками") и "среднего" возраста поколением художников контемпорари. 

"Старшие" и большинство галеристов, пусть с оговорками, поддержали МА. 

Перемены для самих 30-летних состоят еще и в том, что теперь их различают, не в последнюю очередь, по политическим убеждениям. На виду — в который раз Р.Э.П. с единомышленниками. Но уже в качестве "леваков", а не просто как самая известная в последние 10 лет наша арт-группа. В составе так называемой ІСТМ (Инициативы самозащиты трудящихся искусства) рэповцы-сотоварищи призвали к бойкоту Арсенала. И тут же — впервые с 2005 г. (вот стоило только влезть в "политику"!) — у них появились антагонисты. 

Объединение "ЖЛОБ-арт" — условные "правые", напротив, с удовольствием сотрудничают с МА. Просто-таки на глазах наращивают свое присутствие в информационном поле и на выставках. Да и во взглядах на искусство обе группы — практически антиподы. 

Лидер "леваков" Никита Кадан и самый известный "жлоб-артист", глава союза свободных художников "Воля або смерть" (а по совместительству — член сразу нескольких "официальных" творческих спилок художников) Иван Семесюк ведут сейчас еще и личную, весьма показательную перепалку. 

Увы, но именно нарастающее творческое, поколенческое, но еще и общественное противостояние, в центре которого оказался "Мистецький Арсенал", стало предлогом для Бориса Гройса уже в октябре 2013 г. отказаться от кураторства ARSENALE-2014. 

Новый виток дискуссии на тему, каким быть (и быть ли вообще?) Арсеналу, в конце ноября завершился известием, что Наталья Заболотная все же нашла кураторов для биеннале. Австрийцев Гедвиг Саксенхюбер и Георга Шьолльхаммера не просто отличает безупречная репутация в среде экспертов — Гедвиг еще и делала выставки украинского "арта" сразу после оранжевой революции. Увы… 

 "Ну, представьте себе, горят покрышки, стреляют — и тут Заболотная говорит: "Дайте пройти, мне на биеннале!". Приходит, например, к Порошенко и заявляет: "Нам Янукович дал денег — так дайте еще, не хватает!" Это же не то, если бы была строка в бюджете: все ARSENALE-2014 держалось на энтузиазме директора. А сегодня — война", — как всегда эмоционально комментирует ситуацию художник Александр Ройтбурд. 

Он, в сущности, выразил общее мнение. Все эксперты уверены: причина переноса ARSENALE-2014 — не столько Майдан, сколько проблемы с финансированием. "Перенос сроков на арт-рынке не скажется — он сейчас все равно в коллапсе из-за событий последних месяцев. За несколько лет арт-рынок просто вытоптан. Потому что средний и выше среднего бизнес массово из страны вытеснялся, включая крупных коллекционеров. В общем, трудно сказать, что на том, чего нет, что-то может сказаться…", — объясняет г-н Ройтбурд. 

Виктор Марущенко (школа фотографии Виктора Марущенко):

— Мне жаль, что не произошло стыковки актуального искусства, создаваемого прямо сейчас, во время Майдана, с биеннале. Упущен такой шанс! Та же украинская фотография за последние месяцы сделала колоссальный рывок, о наших ребятах заговорили в мире. Было бы брендом — посвятить отдельную экспозицию на ARSENALE-2014 феномену современного украинского фото с Майдана и Грушевского. Хочется верить — через год это все-таки сделают… 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно