На этой неделе в «Мистецькому Арсеналі» официально открылась Первая Киевская международная биеннале современного искусства Arsenale-2012. Открытие запомнится вавилонским (по подсчетам организаторов, порядка 5 тыс. гостей) столпотворением. Причем заметную часть присутствующих составляли иностранцы. Как сообщила комиссар биеннале, гендиректор «МА» Наталья Заболотная, специально на арт-форум в Украину приехало около полторы тысячи журналистов и экспертов, а также восемьдесят зарубежных художников-участников.
Средства на 50-процентное финансирование арт-форума, обещанные государством, только сейчас «начинают поступать». Но уже ясно, что Arsenale-2012 останется в памяти гостей и участников благодаря своему вполне конкурентоспособному уровню. За это (не в последнюю очередь) стоит благодарить куратора, англичанина Дэвида Эллиота.
Масштабы экспозиции Arsenale-2012 (параллельная программа продолжается в галереях и музеях по всему Киеву) поражают.
24 000 «квадратов» экспозиционной площади - специально для арт-форума. Открыли даже незаконченный второй этаж.
Часть из 250 проектов заканчивали монтировать прямо во время открытия, по словам г-на Эллиота, из-за проблем с электроэнергией - от колоссальных по объему и количеству задействованных предметов инсталляций до фотоциклов известнейших фотохудожников во главе с Борисом Михайловым (кстати, лично приехавшим в Киев).
А еще 40 новых работ, созданных суперстар мирового контемпорари специально для биеннале.
…Описывать увиденное в бывшей цитадели оружейников бессмысленно - это надо видеть (либо же писать о каждом проекте и художнике отдельно).
Предупрежу со своей стороны: одного визита в «Арсенал» для вдумчивого ознакомления со всем, что там есть, явно недостаточно. Это, впрочем, общая проблема рядовых посетителей на любой крупной биеннале современного искусства. Как честно сказал перед открытием г-н Дэвид Эллиот, «все хорошие мировые биеннале похожи - и киевская похожа на другие!»
Комментарий
- На выставке вы увидите множество скульптур, инсталляций, светомузыкальных шоу, - говорит куратор Дэвид Эллиот о композиционном решении экспозиции. - Свой осмотр вы начнете с небольших комнат, клеток… Они занимают первые 200 метров коридора. Клетка - основная единица жизни. Из клеток состоит человеческий мозг! Но камеры в тюрьме по-английски тоже называются дословно - «клетками». Фактически эти «клетки» на выставке и отражают историю современного мирового искусства. В других частях экспозиции не пропустите работы из так называемого постсоветского мира, Китая и Монголии, представляющие иное, чем на Западе, видение современного искусства. Большинство объектов созданы в последние два-три года. Основной смысл современности состоит в том, что мы не можем понять ее, хоть сколько-то не понимая прошлого. А думать о будущем - основная функция искусства. Но и прошлое должно использоваться не как тюрьма, а как платформа. Надеюсь, что из просмотра этой экспозиции вы вынесете именно такие впечатления.