Cовершенство несовершенного

13 декабря, 2019, 16:22 Распечатать Выпуск №48, 14 декабря-20 декабря

Художник Александр Сухолит выпустил альбом избранных рисунков "Оголена модель. Малюнок". 

Презентовали эту тематическую авторскую подборку женских "ню" (издательство — Art Huss) на открытии персональной выставки в Национальном музее "Киевская картинная галерея".

В самом конце календарного года киевские галереи и музеи, не сговариваясь, открыли выставки классиков — и "живых классиков" украинского совриска. Анатолий Криволап — в "Триптихе", Вячеслав Бабак — в Karas Gallery, галерея Волошиных побаловала новым проектом Владимира Будникова, "РА" — целым созвездием лучших авторов из собственной коллекции. А в Dymchuk Gallery — не привычные одесские нонконформисты или творческий молодняк со всей Украины, а живопись великого и ужасного в своей самоиронии лучшего современного драматурга Ойкумены, Леся Подервянского. Даже Иван Марчук (которого сложно заподозрить в симпатиях к трансавангарду и к тому подобным изыскам) открыл "последнюю в Киеве" экспозицию в пространстве ARTAREA рядом с Майданом Незалежности. Эзотерик , оценивая перечень вернисажей, наверняка сказал бы: что-то изменилось в городе, стране и мире. 

И это "нечто" ныне безошибочно, хотя и подсознательно, "чует" киевский арт-бомонд. Что ж — вскоре все поймем, что именно случилось. Потому что, пожалуй, самая громкая арт-"премьера" месяца — в бывшем Русском музее, который с недавних пор называется Национальным музеем "Киевская картинная галерея" — персональная выставка "Оголена модель. Малюнок" Александра Сухолита. 

Этот проект инициировало самое известное в Украине арт-издательство Art Huss: Константин Кожемяка выпустил альбом избранных рисунков "ню" Александра Сухолита — и, конечно, грех было презентовать его без "живой" выставки автора.

Александр Сухолит — один из тех "живых гениев" украинского современного искусства, кого в глаза и, главное, за глаза, исправно называют "гением" — и друзья, и недруги. Различаются, разве что, интонации высказываний. Причина, как и все, простите за тавтологию, гениальное — проста и универсальна.

Пока коллеги по цеху убеждают друг друга (и медиа) в своей суперпродаваемости или эпатируют отсутствующих в стране буржуа, а то и просто — не вылезают с вернисажей и финисажей, скульптор и живописец Сухолит сам давно стал "информационным поводом". Он, один из немногих, воспринимается всеми как герой собственного "биографического мифа". И все, что с некоторых пор (годов с конца 1990-х, а это немалый срок!) делает или же не делает этот скульптор и художник, — оценивается публикой, включая даже коллег по ремеслу, на уровне едва ли не чистой магической практики теургии. Ведь даже сами ценители не до конца отдают себе отчет в причинах поистине мистической любви и легкого страха, которые испытывают, стоит просто упомянуть фамилию Сухолит... 

Общее гласное мнение о художнике давно свелось к характеристике, "выданной" журналом Аrt Ukraine (ныне, увы, почившем в Бозе): "Кто-то считает его просветленным затворником, кто-то — загордившимся гением, но все сходятся в одном мнении: его работы архаичны, технически совершенны и являют собой модель идеальных представлений о структуре пространства. Его имя вписано в энциклопедии, художественные каталоги и искусствоведческие сборники. Институтский диплом Сухолита "Материнство" (1986) был немедленно выкуплен Национальным музеем украинского изобразительного искусства, а уже в 1988 году первая бронзовая отливка "Ожидание" была отобрана для групповой выставки Союза художников, экспонируемой в США". Простите за длинную цитату — нам не хочется повторять клише, однако нужно дать понять, что мы подразумеваем, говоря про "биографический миф".

Осознанно или нет занимается "мифотворчеством" сам "живой классик", сказать сложно. Скорее всего, и эдак — и так. Он и впрямь издавна интересуется архаикой в искусстве. Редко мелькает среди коллег. Что не мешает очень часто становиться героем даже не репортажей, а альбомов и книг. Последний по времени роскошный авторский альбом, "Иконы", был презентован в 2015 г. в Музее истории Киева, тоже одновременно с одноименной выставкой — неканонических (но, тем не менее, вполне признанных православной церковью) авторских икон. 

Но публика, скорее, вспомнит не об этом. А о том, как несколько десятилетий назад сам художник, недовольный неидеальностью содержания, уничтожил целый тираж своего авторского альбома. Говорит, закопал, в степи.

Стремление к идеалу — вот, пожалуй, слова, наиболее точно характеризующие все жизнетворчество Александра Сухолита. Иконы, словно "в первые века" христианства, все еще эллинизированного. Скульптуры, прекрасные как своей "архаической" пластикой, так и — незавершенностью. (Часть работ скульптор вроде бы просто уничтожает, раздраженный их "несовершенством".) "Всеядность" в родах и видах изобразительного искусства: Сухолит — он и скульптор, и живописец, и график. Он пытается и самолично составлять свои экспозиции, и контролировать содержание всего массива литературы "о себе". Кстати, работы в проект "Оголена модель. Малюнок" отбирал тоже сам художник. Даже само название выставок зачастую односложное: "Икона", "Поля Сухолита", "Пейзажи Сухолита", а теперь вот и "Оголена модель. Малюнок", — все, все отражает стремление художника к идеалу, к универсальному. Издательская аннотация нынешнего альбома звучит так: "Рисунок Александра Сухолита свеж и динамичен. А рисунок его обнаженных есть плод воображения и памяти о том вечном и молодом, что всегда приносит радость и смягчает сердце у каждого любящего: таковы движения линий, уподобленных движению тел. Такое творческое движение сегодня и представлено в этой осенней папке 2019 года". 

Если бы мог, Александр Сухолит воссоздал бы тетраграмматон — язык самого Бога. Но как раз этого он не может. И осознает — почему. (Если бы не отдавал себе отчета в причинах, не было бы никакой сухолитовской иконографии.) Все, что остается этому современному Иову от скульптуры, рисунка, живописи, — кричать, словно в пустоту, о совершенной красоте мира — только в меру несовершенных человеческих сил. Женские образы, все эти почти идеальные "ню", которые так напоминают и фаюмский портрет, и роспись эллинских ваз, и даже пластику "пещерной" живописи, — лучшая возможность для художника выразить идею красоты с помощью человеческого, такого неидеального инструментария: от палитры — до ограниченного физиологией восприятия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1278, 18 января-24 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно