Художник, который взорвал "Арсенал"

Поделиться
Фигурант резонансного арт-скандала рассказал о своем "революционном" прошлом и возможном будущем

Вне сомнения, главным культурным героем этого лета (а может, и года?) стал молодой украинский художник Владимир Кузнецов. События вокруг него в связи с уничтожением работы "Колиивщина: Страшный суд" в контексте выставки "Велике і Величне" в "Мистецькому Арсеналі" (посвящение 1025-летию Крещения Киевской Руси) приобрели оттенок не только художественный... Но и общественно-политический. В эксклюзивном интервью ZN.UA художник вспоминал, как начиналась его киевская революционная эпопея в группе Р.Э.П.; рассказал о родителях и творческих ориентирах.

Фабула этого скандала известна всем, кто хотя бы иногда следит за ходом культурных катаклизмов в стране. Поэтому напомним вкратце. За день до открытия "Великого і Величного" генеральный директор "Мистецького Арсеналу" Наталия Заболотная уничтожила работу Владимира Кузнецова (замалевала ее черной краской). Роспись художника на арсенальской стене предусматривала фигуры не святых и не величественных, а наших грешных и никчемных - чиновников, продажных депутатов, недобросовестных священников. Всех тех, кого он и решил провалить в ад. Эмоциональный поступок г-жи Заболотной вызвал шквал общественно-медийного протеста. Ее действия характеризовали кто как: цензура, самоцензура. Либо же мистический страх перед возможной "рецензией" президента, который, пожалуй, и не оценил бы именно такое арт-сатирическое произведение на арсенальной стене. Сама Заболотная не усматривает в своем поступке никаких проявлений цензуры, поскольку работа художника "не вписалась в концепцию".

Впрочем, как бы там ни было, "дамский вандализм" со стороны директора-куратора в художественном пространстве, к сожалению, подрывает доверие к учреждению. И, очевидно, дальнейшие проекты "Арсенала" (а все же следует отдать должное активной и результативной работе гендиректора, превратившего бывшие руины в живую интересную арт-территорию) будут рассматриваться международными и отечественными арт-экспертами именно через призму "Колиивщины" Кузнецова... Как оказывается, художественную репутацию можно "выстраивать" годами, а подорвать ее можно - за миг.

…Но, чтобы в дальнейшем не размазывать эту уже немного прокисшую кашу в тарелке, предлагаем читателям ZN.UA несколько иной ракурс резонансной темы. В центре которого - художник Владимир Кузнецов. До июльских событий его знал только ограниченный круг специалистов. Теперь даже сама Наталия Заболотная называет художника "новой звездой украинского арт-небосклона", вспыхнувшей за сутки до праздника Крещения Руси.

Откуда он такой взялся? Связанно ли его революционное помаранчевое прошлое с протестным арт-вызовом именно теперь? Какой период переживает сегодня известная арт-група Р.Э.П. (революционно-экспериментальное пространство), в состав которой он входит? Как повлияет "арсенальный" скандал на его украинские проекты и европейские горизонты? Об этом и другом мы беседовали в одной из киевских кофеен несколько часов подряд. Итак, портрет популярного художника - вблизи.

- Если не возражаешь, начнем с событий давно миновавших дней. С бурного времени помаранчевой революции. Ведь именно тогда, как известно, закалялась передовая и прогрессивная группа художников Р.Э.П., в состав которой, кроме тебя, входят Кадан, Кадырова, другие художники...

- До создания Р.Э.П. я не жил в столице. В 2004-м выиграл конкурс "Молоде мистецтво" от Центра современного искусства. Точнее, победу тогда разделили между мной и Иваном Базаком, живущим теперь в Германии.

…Действительно, Р.Э.П. начался с инициативы на Майдане. Как только я приехал в Киев в 2004-м, сразу и началась Первая биеннале актуальных искусств. Проект развернулся на разных площадках. В Национальном художественном музее, например, Виктория Бурлака, как куратор, организовала выставку "Діти треша". И эта же выставка через неделю закрылась!

- Почему?!

- Потому что началась революция! А в Музее Ивана Гончара выставку "Гра з архетипом" курировал Никита Кадан. И именно там я представил видео "Борщ". После открытия на несколько дней
уехал во Львов (где учился в академии), звоню по телефону в Киев... А мне говорят: "Скорей возвращайся!".

Люди, причастные к будущему Р.Э.П., разумеется, почти все тогда были на Майдане. Сначала мы сделали уличную галерею на Крещатике. Свои работы развешивали прямо на колоннах спуска с Лютеранской. Даже видео планировали там демонстрировать. Но тогда же был сильный мороз...

- И мороз, и солнце - дни чудесные. Если перефразировать классика.

- Тогда же планировалась выставка "Так! - Помаранчевій Революції!", организовывалась она в Доме художника. Меня и туда пригласили. В результате, ситуация, сложившаяся в то время, чем-то была похожа на нынешнюю - в "Мистецькому Арсеналі".

- Дежавю? Если можно подробнее - о том параллельном сюжете...

- Я нарисовал эскиз - черно-белый. И мне дали 300 грн - на реализацию. Вместе с Ксенией Гнилицкой мы накупили дешевой краски, нашли простыни на секонд-хенде, клеенки на тканевой основе. Работали в мастерских Гнилицкого и Исупова, на Лукьяновской. Пригласили туда всех желающих рисовать для выставки на Майдане. С Ксенией мы тогда нарисовали оранжевого дракона. Длиной метров пять...

- Несколько странный образ. Если вспомнить Дракона у Шварца и если восстановить эмоции, рождавшиеся тогда в тебе оранжевым цветом.

- Наш оранжевый дракон был суровым. И, по нашему мнению, - энергичным, положительным. Но когда принесли эту работу в Союз художников - ее категорически не приняли. Нам сказали то же самое, что сказали мне недавно в "Арсеналі". Дескать, отклонились от эскиза. Нам говорили: "Ваш дракон - страшный, а помаранчевая революция - нет!". Даже предлагали: "А можете перекрасить его в бело-синий цвет? И положить на пол, чтобы люди ходили?". Мы возразили: "Но ведь дракон в китайской мифологии - это символ энергии, солнца". И тогда нас почти добили "аргументом" со стороны Союза художников: "А Китай помаранчевую революцию не поддержал!". И на этом наше сотрудничество с официальным Союзом художников закончилась навсегда.

- Извини, что мы так вцепились в этого Дракона, но какова дальнейшая его судьба?

- Вместе с другими работами мы вынесли его под Кабмин. Там происходила большая молодежная художническая "движуха". Хотелось тогда много сделать. По максимуму. И мы искали себе союзников. Однажды обратились к куратору Онуху из Центра современного искусства. Пришли за стремянкой, чтобы развесить свои работы на Лютеранской. (Кстати, работы были не агитационные, а всего лишь информационные, с рефлексией на ситуацию в стране). И именно Юрий Онух по собственной инициативе отдал нам все залы ЦСМ. Один из них мы полностью отгородили клеенкой. Там и трудились, готовя новые работы для улицы. В принципе, там и жили... Вход был свободным, к сотрудничеству - приглашены все желающие.

Стены были перемазаны. Все залито краской. А на открытие выставки пригласили "барабанщиков революции", друзей-грузин. Именно тогда и возникло предложение как-то назвать нашу инициативу, движение, эту ситуацию.

- Собственно, кто автор аббревиатуры - Р.Э.П.? Кто имеет на нее "авторские права"?

- Словосочетание "Революционное Экспериментальное Пространство" родилось общими усилиями. За несколько минут. Вообще, все, что происходило все то время, во многом было спонтанным. Но чувствовалась сильная энергия творцов чего-то нового. В ЦСМ тогда работало вместе около 20 художников. Именно в тот момент у меня окончательно исчезли сомнения по поводу переезда в Киев.

- Но согласись: все самые радикальные акции Р.Э.П. - в прошлом! Нужно ли считать, что теперь ваша группа стала солиднее и преподносит себя "респектабельнее"? Пинчук, "Арсенал", биеннале etс. Как думаешь, возможно ли (нужно ли) в современной Украине самое радикальное искусство?

- Знаете, часть участников "первой" Р.Э.П. обсуждала одну интересную идею... Вообще не делать первой выставки. А просто сжечь все работы. То есть не делать шагов к институциализации. Но дальше разговоров этот радикализм не пошел. И главной причиной отхода от группировки разные люди называли ту, что, дескать, считают нужным заниматься "искусством, а не политикой". Таким образом, постепенно в группе Р.Э.П. нас осталось шестеро...

- По-твоему, возможен в Украине радикальный акционизм вроде русской группы "Война"? Или, может, соглашаешься с Олегом Куликом, констатировавшим когда-то, что у нас это невозможно, поскольку не тот менталитет? Неужели даже в глубоком андеграунде нигде в нашей стране не развивается радикальное экспериментальное социальное искусство, и, скажем, "Українське тіло" или перформанс Володарского были исключением из правил?

- Возможно, у нас и искусство, и жизнь - немного спокойнее. Поскольку меньше жестких, кровавых моментов. Нас аккуратно держат в этакой "коробочке", обрамленной границами. Образования всестороннего - немного. То есть меньше знаешь - меньше свободы захочешь. Подтерся кто-то флагом - это все, что видим: скандал, запрет на въезд в страну... Не понимая, что государственные символы, границы для определенных личностей вообще не существуют. Одна журналистка из Германии, хотевшая больше узнать о недавнем событии с флагом, удивилась, - дескать, эту историю там просто бы не заметили. Так что, где находится граница радикального жеста? "Радикальным жестом" для кого-то может стать его первое высказывание на улице. Когда у тебя меняется что-то в голове, и ты понимаешь, что действовать, как раньше, больше не можешь, - это уже радикальность.

Кроме того, даже в России сейчас есть определенная образовательная база современного искусства. Есть школы. У нас этого до сих пор нет.

- Немного странно, что вашу группу Р.Э.П. - до сих пор - никто никогда не связывал с определенными политическими силами. Т.е., кажется, не было разговоров о каком-то "заказном" характере каких-то ваших акций? Так или нет?

-Дело в том, что мы никогда не ограничивали друг друга (т.е. других участников объединения) творчески или идейно. Мы еще изначально решили, что не работаем ни с рекламой, ни с партиями. Искусственные корыстные манипулятивные образования нам не интересны.

- Вернемся в совсем "далекое" твое прошлое. В город Львов. Кажется, именно там ты учился. Специализация - художник текстиля.

- Во Львове прожил восемь лет. Учился в Академии декоративно-прикладного искусства. На кафедре художественного текстиля. А после школы в родном Луцке учился на портного верхней одежды...

Со временем появились новые друзья, для которых искусство было образом жизни. Их опыт оказался едва ли не самым важным для меня. Обучение проходило и в коридорах Академии, во время неофициального общения с преподавателями. Кроме текстиля, пробовал работать с металлом, несколько месяцев на стеклодувной фабрике трудился со стеклом.

А еще меня очень интересовала скульптура. Для изучения формы, пространства очень важно работать с объемом. Посвящать всю жизнь только одной специальности было страшновато. Решил, что самое главное - это генерирование идей разными способами: использовать разные материалы, техники, медиа, профессии.

В последнее время, например, меня больше всего интересовала интеграция текста в художественное произведение. Или же самостоятельное существование текста как формы.

- Кстати, важный вопрос. По твоим субъективным наблюдениям, в современной Украине контемпорари арт - системно - существует вне границ столицы? Или для занятий актуальным искусством художнику надо срочно ехать в Киев?

- Здесь очень много значит момент коммуникаций с различными источниками. Можно жить в лесу и делать искусство. Главное - что ты видишь, и что у тебя было в голове до этого, какие новые смыслы рождаешь... А вообще, культура, в широком смысле, появляется там, где получает возможности развиваться - и развивается в соответствии с ними. Например, в моем родном городе Луцке мы с приятелем в свое время, в середине 1990-х, делали передачу на радио. Но потом ее запретили...

- Еще один запрет?! А что тогда произошло?

- Это была наша общая с Бодей Уриным инициатива - молодежная передача под названием "Метал-бляшанка". Вместе рассказывали "сенсационные" истории и ставили в эфир дез-металл. Или, в крайнем случае, жесткий грандж. Истории были вроде той, как фермер хвастался - дескать, он самый счастливый человек на земле, поскольку у него дом, ферма со скотом и самодельный трактор. Потом ехал на своем тракторе, и там сработала катапульта. Упал в лужу и стал жаловаться, какой же он несчастный. Тут появился Винни-Пух (почему-то мы придумали именно его), напоил бедолагу горячим чаем - и исчез. Фермер снова стал хвастаться, а уже потом обнаружил, что у него из кармана пропали деньги и паспорт... Словом, сказочки наши были еще те и - казалось нам на то время - веселые как для молодежной программы на радио. Главный редактор Луцкого радио - Люба - закрыла "Метал-бляшанку" с формулировкой "за издевательство над людьми из села!". Наверное, это был первый случай, когда нас подвергли цензуре...

- Хотелось бы узнать о твоей семье, родителях. Они из творческой сферы?

- Теперь родители - на пенсии. А так - обычные люди, мать раньше работала в агрохимической лаборатории, в организации по исследованию почвы, кроме того всегда помогала отцу идеями, а он работал в научно-исследовательском хозяйстве "Элита" (это такой аграрный комплекс по выведению новых сортов сельскохозяйственных растений). Был художником-оформителем, рисовал на работе картофель, лен, конопли, оформлял конструкциями и драпировкой автомобили для парада 1 Мая, также, немного позже, - музей-скансен, под Луцком. "Для души" он рисует пейзажи - можно сказать, живет в пейзажах. Как раз сейчас поехал в трехдневное путешествие на велосипеде по лесам-селам вокруг Луцка, с этюдником. У меня есть идея показать его работы в определенном контексте (хочу снять видео) - но отец пока не соглашается...

- Как отец с матерью относятся к тому, что ты делаешь "социальное" искусство? Не опасаются ли, что из-за демонстрации собственной гражданской позиции у тебя могут возникать проблемы?

- Да нет - их больше волнует, что я мало концентрируюсь на зарабатывании денег. А создание импульсов, идей не всегда вознаграждается материально - чаще эмоционально. Впрочем, странным образом заработанного мне на жизнь хватает. То же жилье я снимаю у знакомых, дешевле... Вообще, никто из Р.Э.П. не работает в "сопредельных" профессиях - некоторые время от времени могут подрабатывать, например преподаванием.

- Сколько стоила твоя самая дорогая работа, которую у тебя на это время купили?

- А это в самом деле надо говорить? Однажды оценили в 6 тыс. евро. Некоторые работы продавались за хорошую цену с аукциона "Золотое сечение". Еще был "Малый фиат. Памятник 90-м" - инсталляция на основе старенького FIAT 126p, одежды и бытовых вещей из
90-х. Теперь она в коллекции галереи "Арсенал" в Белостоке, а еще выставлялась в Кракове, Киеве, Будапеште...

- При твоем нынешнем отношении к "Мистецькому Арсеналу", не сможешь отрицать, что именно эта арт-территория сегодня самая мощная в Украине. И после истории с "Колиивщиной", очевидно, возврата тебе туда не будет? Следовательно, какими видишь свои профессиональные перспективы в Украине?

- "Арсенал" никогда не был коммерческой площадкой. Т.е. каких-то работ для дальнейшей продажи там я никогда не создавал. И - да, в самом деле: я делал выставки, в частности в Малой галерее. Но у меня с ними постоянно происходили некоторые конфликты. Они, например, всегда хотели работу "за выставку". А я считаю, что дарить работу за участие в выставке - не очень правильная практика, она ведет в никуда. Кроме того, случалось, что произведение забирали, вообще не предупредив меня. А я требовал вернуть. В конце концов, после проекта "Возобновляемое оружие" я подарил галерее булыжник, бывший частью инсталляции. В МА, пожалуй, восприняли это как стеб...

- И все же, теперь твоя творческая жизнь условно делится словно на две части - "до" и "после" скандала в "Арсеналі".

- Я бы не хотел акцентировать внимание на скандале. Поскольку высказался относительно определенной ситуации. И именно потому, что убежден: публичные художественные площадки, тем более некоммерческие, должны оставаться открытыми и прозрачными, не базироваться на идеологиях и быть доступными для любых высказываний. Иначе - никаких перспектив развития.

Существует довольно широкий круг художников, смотрящих абсолютно бескомпромиссно на эту ситуацию как на проявление вандализма и цензуры, ожидая признания этого со стороны "Арсеналу".

- Еще раз возвращаясь к уничтоженной "Колиивщине" в "Арсеналі". Есть версия, вроде бы перед самым открытием выставки ты должен был наклеить на мурал фотографические лица членов правительства - т.е. первые лица страны. То бишь грандиозная арт-провокация в определенном политконтексте. Это так?

- Нет! Это не так. Это символические образы, их нельзя персонализировать! Мы с Наталией Заболотной это заранее обсуждали. Такой была и предварительная договоренность. Там должны были быть наклеены тексты, вроде "Учите и Учитесь", предложения самоорганизации, солидарности, создания школ, сообществ для коллективного решения общих вопросов. Там должна была быть сцена рая.

- "Великое и Величественное" уже случилось. И у каждого оно свое. У Заболотной - возможная пиар-кампания с целью "замалевать все" (все, что случилось). А что у тебя? Что - дальше?

- В начале сентября я еду в Словению, на биеннале графики. Там буду представлять работу "VIP-car". Ее предыдущий вариант в Перми был прошит пулями, украшен узорами вышивки БМВ. Это был памятник 1990-м. В Словении захотели и себе что-то такое. Но я буду обыгрывать тот факт, что во время войны отдельные тамошние политики продавали оружие - однако все они теперь при власти.

- И все же, "Колиивщина" - уже вроде твой личный арт-бренд? Уже мало кто вспомнит, что есть одноименный фильм киноклассика Ивана Кавалеридзе... Большинство вспомнит о битве в "Арсеналі". Следовательно, продолжение темы - возможно?

- Сейчас в Италии заинтересовались этой работой. Т.е. "Колиивщиной". Итальянская сторона хотела бы видеть такую же рефлексию, но на близкие им темы. Что из этого получится? Будет понятно уже со временем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме