Премьер-министр Арсений Яценюк подписал изменения в постановление о порядке проведения торгов нефтью и нефтепродуктами, добываемыми компаниями с большой государственной долей акций. Документ был опубликован в "Урядовому кур'єрі" 27 января 2015 г. Ключевым пунктом изменений, подготовленных Министерством энергетики и угольной промышленности, стала отмена 15-процентной скидки на украинскую нефть, применявшейся на протяжении нескольких лет, в связи с чем недополученная прибыль "Укрнафты" как крупнейшего отечественного нефтедобытчика составляла ежегодно около 3 млрд грн.
Наряду с ключевым изменением был внесен еще ряд поправок в положения, которые потенциально могли быть использованы для занижения цен нефти либо для срыва торгов.
Однако это не помогло провести аукцион, который был заблокирован "Укрнафтой", посчитавшей цену на свои ресурсы очень… высокой.
Первый аукцион по новым правилам был назначен на 31 января 2015 г. Аукционный комитет установил стартовую цену нефти в размере 6357,51 грн/т (с НДС). Учитывая, что в среднем "Укрнафта" выставляет на торги 170 тыс. т, эффект от ликвидации скидки составил около 162 млн грн.
Впрочем, указанная цена оказалась заниженной, так как при ее расчете был использован официальный курс Нацбанка, а не реальный, который на сегодняшний день формируется между импортерами и экспортерами на "черном" валютном рынке. Так, по состоянию на 27 января, официальный курс НБУ, который был принят в расчет Аукционным комитетом, составлял 15,8 грн за доллар, тогда как в реальных сделках курс находился в диапазоне 21,00–21,50 грн (см. ZN.UA №2 от 24 января 2015 г., "НБУ против нефти, или Почему дорожает бензин").
В то же время очевидно, что если бы потенциальный покупатель украинской нефти решил импортировать нефть для переработки в Украине, расчет ее стоимости велся бы исключительно с использованием реального курса. Таким образом, справедливая стоимость украинской нефти на торгах 31 января должна была составлять около 8550 грн/т или около 46 долл. /барр. Учитывая средний объем нефти, выставляемой "Укрнафтой" на торги, упущенный доход компании мог достигать 372,8 млн грн, поскольку при реальном курсе доллара рассчитанная Аукционным комитетом цена эквивалентна 35долл./барр.
Между тем даже столь привлекательная стоимость не устроила неформальную группу "Приват" - по сути, единственного покупателя нефти "Укрнафты". Необходимо отметить, что "Приват" по факту уже 12 лет управляет "Укрнафтой" через лояльный менеджмент. 27 января 2015 г. компания направила в адрес Аукционного комитета письмо, в котором выразила несогласие с рассчитанной комитетом стоимостью своей нефти, назвав ее завышенной.
Фактически "Укрнафта" выступила против возможности продать свой ресурс дороже. Похоже на то, что, несмотря на подаренную Национальным банком низкую цену нефти, "Приват" и ее лидер Игорь Коломойский решили пойти на принцип, чтобы не легитимизировать новый порядок продажи нефти и использовать это время для попыток изменить ситуацию в свою пользу или оспорить новый порядок торгов в суде, что ранее им неоднократно удавалось.
"Все действия по реформированию системы торгов украинскими энергоресурсами направлены на достижение справедливой, рыночной стоимости народного достояния - украинской нефти. Первые же попытки провести аукцион по новым правилам натолкнулись на противодействие "Укрнафты", которая должна быть всячески заинтересована в высокой цене на свои ресурсы. Это еще раз говорит о необходимости усиления государственного участия в этой нефтедобывающей компании, где более половины акций принадлежит государству в лице НАК "Нафтогаз Украины", - заявил участник Аукционного комитета, исполнительный директор НАК Андрей Пасишник.
"В связи с тем, что "Укрнафта" не подала в установленный срок заявку на торги, 28 января Аукционный комитет перенес торги на 6 февраля. Комитет также единогласно проголосовал за решение обратиться в Генеральную прокуратуру с заявлением в связи с нарушением "Укрнафтой" Закона "О нефти и газе", который обязывает добытчика продавать нефть ежемесячно", - рассказал один из участников комитета.
Как ранее сообщала ZN.UA, 15 январь 2015 г. ознаменовался активностью властей по усилению контроля за деятельностью крупнейшей нефтедобывающей компании страны - ПАО "Укрнафта", в которой НАК "Нафтогаз Украины" принадлежит 50% + 1 акция.
Помимо инициатив нового министра энергетики Владимира Демчишина, который добился внесения изменения в порядок проведения торгов украинскими энергоресурсами, во взаимодействии с Министерством экономического развития и торговли также были проведены кадровые ротации в Аукционном комитете по продаже энергоресурсов. Этот комитет в результате возглавил новый глава МЭРТ Айварас Абромавичус. Из состава комитета были выведены представитель "Укрнафты" и некоторые члены, проявлявшие лояльность к этому нефтедобытчику.
16 января 2015 г. парламент Украины сделал первый шаг на пути усиления государственного участия в управлении "Укрнафтой", приняв поправки в Закон "Об акционерных обществах" и тем самым снизив с 60 до 50% кворум собрания акционеров. Это, в частности, могло бы позволить государству проводить собрания акционеров "Укрнафты" самостоятельно, тогда как сейчас они блокируются "Приватом", владеющим более 43% акций компании. Однако, как выяснилось позже, из-за некорректной формулировки в проекте закона он не может быть применен к "Укрнафте" (см. ZN.UA №2 от 24 января 2015 г., "Битвы патриотов").
Арсений Яценюк уже внес в Верховную Раду законопроект Кабмина с учетом правок, призвав парламентариев проголосовать за него в феврале. Между тем снижение кворума является необходимым, но не достаточным условием для усиления контроля за деятельностью "Укрнафты", поскольку некоторые положения устава компании делают это невозможным.