Львов приглашает на праздники

17 января, 2014, 18:15 Распечатать Выпуск №1, 17 января-24 января

Настоящим источником устного народного творчества стал рождественский фестиваль "Велика коляда". Это марафон колядок, которые можно послушать здесь каждый вечер. А если повезет — можно попасть на настоящую аутентику, как, скажем, колядки, спетые лемками и гуцулами. 

Хотя бы несколько раз в году людям хочется поверить в чудо, в лучшее будущее. И как только наступает Рождество, сотни тысяч ребятишек по всей Украине отправляются по дворам и квартирам с колядой и пожеланиями. Каждая колядка, щедровка имеет несказанно давние исторические корни, берущие начало от времен, когда еще наши далекие предки ходили со двора во двор и желали друг другу добра. 

С 2000 г. во Львове настоящим источником устного народного творчества стал рождественский фестиваль "Велика коляда". Каждый год с 7 по 26 января он проходит в храме Пресвятой Евхаристии. Четыре недели подряд со всей Украины колядники съезжаются хорами, ансамблями, оркестрами, вертепами. Это настоящий марафон колядок, которые можно послушать здесь каждый вечер. А если повезет — можно попасть на настоящую аутентику, как, скажем, колядки, спетые лемками и гуцулами. 

Под сводом древнего храма звучат традиционные народные и авторские колядки и щедровки. Если в первом фестивале приняли участие только четыре коллектива, то в нынешнем радуют своим исполнением более 80. Кроме групп из Галичины, о своем участии заявил мужской вокальный ансамбль "Бревiс" из Винницы, детские и юношеские коллективы из села Звановка Артемовского района Донецкой области, хор "Днiпро" Запорожского областного центра художественного творчества учащихся и молодежи, академический хор Нежинского училища культуры и искусств имени М.Заньковецкой, коллективы из Киева, Бердичева, Луцка, Ровно и других городов. 

Как рассказал композитор, член оргкомитета фестиваля Юрий Анткив, вокруг фестиваля объединяются дирижеры, композиторы, здесь звучат премьеры. В обязательные композиции фестиваля входят "Тиха ніч" в аранжировке Богдана Сегина, "Щедрий вечір" композитора Анатолия Гайденко, "В зеленім ліску" Мирона Дацко, другие. В 2011 г. была основана тематическая концепция фестиваля — концерты коллективов из определенной этнографической местности Украины. В храме звучали рождественские произведения из Лемковщины, Гуцульщины, Полесья, Галичины. 

Фестиваль раскрыл фольклорное богатство Украины. "Когда я показал свой сборник из 97 произведений одному священнику, тот не поверил: "Неужели у нас так много колядок?" — "Но в сборник я включил только то, что сам наработал. А еще есть сотни других композиторов и аранжировщиков, у которых замечательные колядки, ожидающие своей очереди прозвучать на нашем фестивале", — говорит Юрий Анткив. 

Украинская история так переплелась, что даже профессиональные исследователи зачастую не могут сказать, откуда произошла та или иная колядка. Возьмем, например, коляду Слобожанщины. Известно, что в тяжелые военные времена в XVI–XVII вв. Слобожанщины как таковой не было. Здесь была степь, которую позже заселили волыняне. Понятно, что они принесли с собой свои традиции. Некоторые колядки одновременно поют на Закарпатье и на Волыни. Кто у кого позаимствовал — этого вам уже никто точно не скажет. 

В Украине есть колядки, повторяющиеся почти слово в слово во многих регионах страны. Одна из них — "Нова радість стала". Но в каждом регионе она имеет свои отличия — подголосные мотивы, мелодичность, ритм, даже мелодии другие. 

— В первую очередь, задача каждого фестиваля, — говорит руководитель детского хора "Надія" храма святых Ольги и Елизаветы (Львов) Ольга Баглай, — отыскать старинные колядки и щедровки. К сожалению, фольклорные экспедиции в Украине не проводятся, как это было когда-то. Если что-то и записывают, то только слова, а мелодия не фиксируется. И это крайне плохо, потому что в колядке важны не только слова, но и мелодичное звучание. Это должны были бы делать студенты консерватории, других музыкальных заведений. 

Секреты колядок хорошо известны участникам народного семейного ансамбля "Кожушки" из села Магерова Жолковского района. В его составе — четверо: руководитель Богдан Кожушко и его жена Лариса, а также их дети: 23-летняя Наталия и 19-летний Богдан, ставшие уже профессиональными музыкантами.

— Впервые услышал колядку у бабушки в селе, — рассказывает Богдан Кожушко. — Под окнами ходили колядники, "цари", заходили в хаты, пели колядки, а заодно и пугали детей. Мы, маленькие, прятались под стол, где был дидух, да и, бывало, засыпали на нем. Жаль, что сейчас стало значительно меньше вертепов. Молодежь теряет интерес к старинным народным традициям. Возможно, потому, что теперь никто ничего не запрещает. 

Утихает интерес к странным обычаям не только в городах, но и в селе. Если где-то традиции и держатся, то только на энтузиазме отдельных людей. Так считают руководитель фольклорного коллектива "Мрія" из села Верхняя Липица Рогатинского района Ивано-Франковской области Мария Миськив и директор Дома культуры этого же села Ольга Демкив. 

Однако уже пример Верхней Липицы свидетельствует о другом. Скажем, из семьи Марийки Лисицкой в группе, кроме нее, еще четверо: два сына, невестка и внук. В репертуаре довольно большого коллектива только колядок более полутора десятка, а еще есть Маланка, вечерницы. Колядки исполняют так, как учили их родители. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно