Амстердамские велосипедисты

15 ноября, 2013, 17:50 Распечатать

Немало нидерландцев имеют "моторы", но при этом много и охотно крутят педали. Оба вида транспорта дополняют друг друга: один — для больших расстояний, другой — для малых.

Амстердам способен удивить и восхитить многим. Весьма необычной архитектурой, которая, не подавляя, красочно очерчивает каждое строение, независимо от того, какое оно — большое старинное или малое и недавно построенное, размещается в центре города или на окраине. А еще — причудливым сочетанием оживленных магистралей со множеством уютных уголков на берегу каналов-гракхов, которых здесь не меньше, чем улиц. Музеями Рембрандта и Ван Гога и множеством других, не только художественных, поражающих разнообразием и широтой охвата экспонатов — от музеев цветов, чая, кофе, до эротики и секса. Но самое сильное впечатление —амстердамские велосипеды и велосипедисты. 

Нидерландцам присуща открытость: старый обычай не занавешивать окна домов в подтверждение того, что ничего скрывать от окружающих хозяева не намерены, сохранился до сих пор. Как и давние установки беречь окружающую среду и не использовать материальный достаток и высокий социальный статус, если они имеются, для давления на окружающих. Это сказалось и на транспортных пристрастиях местных жителей, предпочитающих крутить педали, а не давить на газ. 

Велосипеду в Нидерландах, особенно в Амстердаме, на самом деле все должности и возрасты покорны. Этим простейшим средством передвижения здесь пользуются если не все, то очень многие, включая крупных чиновников и бомжей, детей и стариков. На городских автомагистралях даже перед началом рабочего дня ничего интересного не увидишь. Как и везде, сплошной поток автомашин. Совсем другое дело — велосипедные дорожки. Тут жизнь бурлит всеми красками, и все на виду. Едут большими и малыми группами. Некоторые пары держатся за руки, крутя педали
своих велосипедов, а остановившись перед светофором, целуются. То и дело мелькают семейные "машины", где папы или мамы, а то и оба вместе, везут в приспособленных колясках детей. Поражает обилие велофургонов, обвешанных корзинами для снеди — хозяйки следуют в открывающиеся маркеты или на рынки. 

В разгар дня картина меняется. Тихоходных велофургонов меньше, а бешено мчащихся групп молодежи — больше. Создается стойкое впечатление, что скорость на велодорожках выше, чем на автодорогах. Да и раскованные велосипедисты не отличаются особой осторожностью. Местные это знают, а вот туристам сложнее: они не сразу понимают, что велосипедные дорожки здесь — наиболее опасная часть уличной территории, на них чаще всего случаются наезды на зазевавшихся. Наша журналистская группа имела возможность познать это на собственном опыте: один из наших товарищей, неосмотрительно переходя велодорожку, попал под колеса. Молодой и спортивный, он отделался царапиной и порванными брюками.

Велосипед в Амстердаме вышел за рамки средства передвижения и превратился в некий атрибут, существенно влияющий на образ жизни. На велодорожках знакомятся, назначают свидания, соперничают-интригуют между собой записные ловеласы, проверяют действие своих чар красотки. Закупоренные в легковушках автоледи вчистую проигрывают велосипедным конкуренткам, которые хоть и разъезжают, придерживаясь местной моды, на подержанных машинах, но одеваются стильно и с особым шиком, осознавая, что открыты многим взорам. 

Противоречия между приверженцами "грязных" авто и "экологических" великов четко видны. Как и то, что в соревновании средств передвижения в Амстердаме верх взяли не автомобили. 

По протяженности сети велосипедные ничем не уступают автомобильным. А привилегий у велосипедистов в местах пересечения с более мощным транспортом больше, чем у остальных участников движения. Светофоры регулируют общее движение таким образом, что велосипедисты уступают предоставленными им преимуществами разве что водителям трамваев. Ряд особо узких улиц целиком отданы велосипедистам и пешеходам, некоторые находятся в общем пользовании с автомобилистами. И те ведут себя по отношению к велосипедистам весьма предупредительно.

Долго не удавалось пообщаться с самими велосипедистами. Помог случай. Наши соседи по отелю — немецкие студенты решили вместо общественного транспорта взять в аренду велосипеды. Это оказалось дешевле, к тому же дало возможность взглянуть на Амстердам и его жителей из седел популярного транспорта, завести знакомства, позволившие и нам кое-что уточнить. 

Из беседы с велосипедистами Бартом и Куном приведем один фрагмент, касающийся того, что иные молодежные группы развивают на велосипедных дорожках скорость, как на треках или гонках. Ответ на наш вопрос свелся к тому, что без таких "очистительных" скоростей и ряда других мер велосипедистов просто вытеснят с их территории. Надо защищаться.

— Скоростью, угрозой наезда?

— Иначе не получается.

Показательно, что культ велосипеда не привел к фетишизации этого средства передвижения, к стремлению перещеголять друг друга навороченностью и дороговизной. Ведь есть велосипеды, сравнимые по цене с автомобилем. Но мы таких в Амстердаме не заметили. Здесь пользуются "машинами", на взгляд многих, простыми, даже примитивными. К тому же, в большинстве своем не отличающимися ухоженностью. По их внешнему виду нельзя определить, кто на них ездит — важный чиновник, предприниматель или обыватель. Неприятие хвастовства, "выпендрежа" достигает такой степени, что амстердамцы предпочитают ездить на подержанных, потертых великах. Это даже стало своеобразной модой. Рассказывают, что несколько лет назад за заслуги перед муниципалитетом нескольким десяткам горожан были подарены красивые белые велосипеды. Может, таким образом намекали на то, что велопарк столицы пора обновить. Но уже через месяц-другой белые велосипеды приняли вид, мало отличающийся от других. Это их хозяева постарались.

Припарковаться в центральных районах столицы — большая проблема. А как быть тем, кто приезжает на работу издалека? Решение этого вопроса тоже не обходится без велосипеда. Многие пересаживаются с авто на велосипед. С парковкой "двухколесных" проблем не возникает. Их множество и на любой вкус. Сохранность велосипедов — забота самих паркующихся. Кто с помощью цепей и замков надежно прикрепляет машину к стоякам, а кто оставляет велосипед "без привязи", побеспокоившись лишь о том, чтобы зафиксировать его в вертикальном положении, дабы не занимал много места. Туристам, берущим велосипеды на прокат, настоятельно рекомендуют не оставлять их надолго на стоянках, особенно "без привязи". Местные бомжи не считают большим грехом воспользоваться оставленными на стоянках "беспривязными" великами. Местным жителям урон от этого небольшой, поскольку, съездив по своим делам, угонщики обычно возвращают велосипеды на место. Но туристам, взявшим "машину" на строго определенное время, даже временный угон влетит в копеечку. 

При том, что на городских территориях идет постоянная борьба за пространство, не стоит преувеличивать уровень антагонизма между автомашинами и велосипедами. Немало нидерландцев имеют "моторы", но при этом много и охотно крутят педали. Оба вида транспорта дополняют друг друга: один — для больших расстояний, другой — для малых. Особенность местных автотрасс — прикрепленные к бортам и крышам грузовиков и легковушек "едут" велосипеды. Прибыв на место отдыха или командировки, автолюбитель пересаживается на велосипед, который для преодоления небольших расстояний предпочтительнее, а в городских условиях и вовсе незаменим. К амстердамцам раньше, чем к жителям других городов, пришло понимание, что каждый вид транспорта должен занимать свое место и не давить на других. Тогда всем станет лучше. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно