Джулия Найман: "В парламент постоянно пытаются протащить закон о многоженстве…"

15 марта, 2013, 19:05 Распечатать

Традиционно казашка — это типично восточная женщина, нацеленная прежде всего на семью. Но реалии сегодняшнего дня изменили и женщин. Многие ушли в бизнес, создали свои компании, много работают. 

 Гульбану Укетайкызы, которую на ее Родине, в Казахстане, больше знают под псевдонимом Джулия Найман, — профессор Казахского Национального Университета Искусств в Астане, где преподает режиссуру и психологию творчества, автор телепередач о проблемах современной казахской семьи. Кинорежиссер, сценарист, писатель. Творческий путь начала в Голливуде — училась режиссуре, изучая академический университетский курс Master Degree. За нашумевший фильм "Книга памяти" удостоена звания "Экран шеберi" ("Мастер экрана") Союза кинематографистов Казахстана и специальной премии благотворительного фонда имени Артема Боровика. Ее творчество получило высокую оценку и у нас в Украине — в 2012 г. Гульбану Укетайкызы стала лауреатом фестиваля "Славянские Традиции" в номинации "Драматургия" за сценарий мюзикла "Дом моей мечты". Здесь же, в Крыму, ей вручили российский общественный орден "За вклад в культуру"…

Гульбану, мы с вами встречались дважды — на Всемирном Форуме Духовной Культуры в Астане и на фестивале "Славянские Традиции" в Крыму, и всюду вы выступаете то под своим родным именем, то под псевдонимом. Почему ваше творческое имя — Джулия Найман?

— Когда я жила в Америке, американцам трудно было выговорить мое имя, так что проще было назваться Джулией, а Найман — название моего казахского рода, у казахов имя рода имеет большое значение. В этом суть современной казахской женщины, уже "европеизированной", но имеющей крепкую привязку к своим историческим корням…

— Это ваш первый приезд в Украину?

— В Украине я впервые побывала 13-летней пионеркой, когда отдыхала в Артеке. Сорок лет хранила в памяти чувство восхищения. Потом приехала в Киев в 1985 г. с "Поездом Дружбы" во время молодежного тура в Украину и Чехословакию, посвященного 40-летию Победы.

В прошлом году состоялась "экспедиция" в Киев с посещением духовных мест — Киево-Печерской Лавры и Владимирского собора. У нас было всего несколько дней — два в Киеве, два в Ялте, два — на мысе Казантип. Мы успели заехать в Феодосию — в музей Айвазовского и Александра Грина. В Коктебеле посетили музей Максимилиана Волошина, побывали в Ливадийском дворце. Эта поездка помогла найти подтверждение всем новым знаниям о Боге, жизни и Вселенной…

— Сегодня снова становится модным говорить о Шелковом пути, о Востоке, о его самобытных традициях. Как сегодня живется женщинам в Казахстане?

— На улицах наших городов можно встретить молодых женщин в мусульманской одежде — очень красиво, если выдержано со вкусом. Такая девушка плывет, как лебедь, тонкая, изящная, целомудренная. Но иногда встречаются женщины в темных мрачных балахонах, прячущих фигуру, с некрасиво повязанным платком, скрывающим лицо. 

Из истории известно, что казахская женщина никогда не закрывала лицо, в отличие от других женщин Востока. В Коране нигде не написано, чтобы женщина была закрыта с головы до ног. Напротив, там есть строки, что надо одеваться ярко и красиво, только не нужно оголяться и вызывать у противоположного пола похотливость. В Священной книге сказано, что женщина равна мужчине, но у мужчины больше ответственности перед Богом за свою семью. Все зависит от того, кто как трактует слово Божье. Поэтому очень важно, чтобы люди были образованны и читали Коран самостоятельно. А пока на наших улицах можно встретить и курящих женщин с декольте, и наглухо закрытых…

Какие темы семьи вы затрагиваете в своих передачах?

— Традиционно казашка — это типично восточная женщина, нацеленная прежде всего на семью. Но реалии сегодняшнего дня изменили и женщин. Многие ушли в бизнес, создали свои компании, много работают. 

Сегодня у нас трудно найти хорошую девушку для создания семьи, женщины стали легкодоступны. Главные приоритеты — деньги и секс. Женщины вступают в интимные отношения, не испытывая при этом сильных чувств, на мужчин смотрят потребительски. Выходя замуж с такими установками, быстро разводятся, жалуясь при этом, что мужчины сегодня не те... 

Испокон веков на Востоке именно женщина воспитывала мужчину, берегла семью. От природы мужчина — охотник, ему надо завоевывать женщину, преодолевать трудности, облагораживаться, чтобы добиться благосклонности любимой. Она должна быть недоступной — только тогда он будет ее ценить! Вместо этого женщины сами вешаются на шею, в первый же день ложатся в постель, вот и получаем мужчин — разочарованных, избалованных, циничных. 

Слышала, что мужчины в Казахстане не против иметь несколько жен. Как к этому относятся казашки и почему в последние годы возникла такая тенденция?

— Финансово обеспеченные мужчины в Казахстане часто
заводят себе вторую семью, а иногда и третью. Никто эти вещи у нас не комментирует, не осуждает. Несколько раз пытались протащить закон о многоженстве в парламент, обосновывая тем, что это улучшит демографическую ситуацию, поднимет статус женщин, которые не имеют мужа. Ссылаются на законы, которые были у казахов в дореволюционное время, и, самое главное, — на Священную книгу, где сказано, что мужчине разрешено иметь четырех жен. Но в Коране говорится, что мужчина может привести в дом вторую жену, если первая не в состоянии родить ему ребенка, больна, да и то лишь с разрешения первой жены. А если привел, то должен относиться ко всем своим женам одинаково, никого не обижать. Кто это может сделать? Всегда будут предпочтения. И кто сегодня заводит новую семью с разрешения первой жены? Кто ее вообще спрашивает? 

В старое время казахи имели несколько жен, потому что это было обосновано экономически, была высокая детская смертность, иначе не выжить. 

В моей семье прадед украл любимую девушку, когда она должна была стать третьей женой бая. Они бежали и долго прятались в горах. Это сказалось на ее здоровье: она не могла иметь детей. И тогда спустилась в аул и сама привела деду молодую жену, которая родила ему сыновей. Так начался род моего отца, но все считали матерью старшую жену и с нее вели начало нашего рода. У деда моего мужа было две жены. Они жили дружно и после смерти мужа вместе воспитывали своих детей, спасли их от голода в 20—30-е и послевоенные годы. 

А сегодня заводят себе жен не для того, чтобы выжить, а потакая своим страстям…

Сколько у вас детей и чем они занимаются? Количество детей в вашей семье — это норма для Казахстана? 

— Сегодня в Казахстане отмечается повышение рождаемости, поскольку люди стали жить лучше. Многодетной матерью считается женщина с четырьмя детьми. 

Государство выплачивает единовременное пособие при рождении ребенка. Оно не такое большое, как российский " материнский капитал". Мое мнение: если ты собираешься рожать детей, то не надо рассчитывать на государство или на родителей — рассчитывай на саму себя. Я знаю казахские семьи, где больше шести детей, которым негде жить и нечего есть. Их поддерживают благотворительные фонды, просто добрые люди. Семей с иждивенческой позицией сегодня много. Они переезжают в города в надежде найти работу, но без профессии и квалификации в городе делать нечего…

У меня трое детей и четыре внука. Старший сын — философ, теолог, пишет книги, отец троих сыновей. Дочь окончила Бостонский университет, магистратуру в Лозанне, творческая, деловая личность. Воспитывает полуторагодовалого сыночка и успевает работать для души. Младший сын оканчивает университет, занимается спортом.

Старшие дети росли в советское время, когда я много работала. Младший сын родился в тяжелом 1992-м, когда не было даже пеленок. Но с ним в семью пришел достаток и полнота жизни. Когда я его родила, почувствовала себя сильной: теперь никто меня не сможет сломить, я мать троих детей! Тогда я считалась многодетной матерью. А сегодня это норма для нашей страны, и даже меньше нормы…

Много ли в Казахстане женщин с состоявшейся творческой карьерой? Вы правило или, скорее, исключение?

—У наснемало женщин, которые нашли себя в творчестве: певицы, поэтессы, актрисы, дизайнеры, балерины, музыканты, художники, есть даже дирижер! Среди них и мои коллеги — режиссеры и продюсеры. Из женщин-режиссеров мне импонирует Жанна Исабаева, ее фильмы близки по духу, она поднимает в них нравственные проблемы нашего общества. 

По первой своей профессии я — учитель английского языка, окончила педагогический институт. Долгое время преподавала английский язык, методику воспитания, психологию общения, на областном радио вела авторскую программу "Для вас, подруги" и в 2000 г. была признана лучшим журналистом Актюбинской области. Потом ушла в режиссуру...

— Знаю, что вы много путешествуете. Это стиль жизни?

— Я побывала во многих европейских странах, жила и училась в Америке, а в этом году моя душа потребовала посетить места духовные, наполненные позитивной энергией, пообщаться с людьми, для которых духовность на первом месте. Это Киев, Крым, Иссык-Куль… 

Не посещаю места тусовок, поскольку энергетика там настолько черна, наполнена фальшью и пустотой, что я потом болею.

Собираюсь в Индию — за новыми впечатлениями, откровениями, новым витком пробужденного сознания. К сожалению, не хватает времени на осмысление многих вещей, на чтение книг, которые уже куплены и дожидаются своего часа. Предвкушаю встречу с ними и жду момента, когда смогу углубиться в чтение. Я давно уже осознала свое "предназначение": по природе своей я миссионер, просветитель.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Скептик Скептик 16 березня, 10:52 Автору респект за просвещение о жизни казахских женщин-религиозных фанатиков,замешанных на мусульманизации и бесправии.Возвращение к так называемым корням быта казахов,неграмотных кочевников,где женщины были лишь производителями человеческого рода,тянут такие как Джулия Найман,этот народ к средневековым обычаям,при этом сами пользуются всеми благами цивилизации 21 века. Ее дети и родственники не стали соблюдать народные традиции и догмы Корана,а приобщились к европейском образу жизни и культурному достоянию просвещенных наций,а теперь можно призывать "соплеменников"к возврату многоженства в самом примитивном виде.Пусть показывает пример на себе и своей семье, а не считает себя массионеркой и проповедником бого на земле.Люди сами разберутся. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно