Реформирование отрасли, или Выход из финансового кризиса предприятий жилищно-коммунального хозяйства

Поделиться
Чтобы не повторять ошибок предыдущего повышения тарифов, избежать спекуляций в этом вопросе и не вводить постоянно людей в шоковое состояние, необходимо для каждого города, поселка с учетом местных условий один раз установить обоснованные базовые тарифы.

Снег все равно растает. Даже если дорожные и жилищно-коммунальные предприятия не успеют его вывезти. А проблема жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в масштабах Украины так и останется нерешенной…

В жилищно-коммунальном хозяйстве наиболее проблемными являются теплосеть, водопровод и канализация. Предприятия, обслуживающие эту инфраструктуру, уже давно оказались в тяжелом финансовом положении. Поэтому избежать повышения тарифов на услуги предприятий ЖКХ вряд ли удастся. Но выведет ли такое ситуативное решение предприятия отрасли из финансового кризиса? На некоторое время - возможно. Так уже было, когда тарифы увеличили в среднем в полтора-два раза. Скорее всего, так будет и в этот раз.

Можно отметить основные причины, которые привели экономику предприятий отрасли к такому плачевному состоянию: едва ли не ежемесячное повышение тарифов на электроэнергию и природный газ при неизменных тарифах на тепло, водопоставки и водоотведение (канализацию). При этом, заметьте, цены на газ и электроэнергию для населения не менялись.

Вряд ли в этом контексте политику Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) можно назвать национальной, скорее, это ведомственная политика. Так долго продолжаться не могло. Предприятия, израсходовав весь запас прочности, оказались в долговой яме.

О такой перспективе все знали если не с самого начала, то последние пару десятков лет точно. Но никто не предпринял решительных мер, чтобы исправить положение, - ни министерство по ЖКХ, которое должно решать проблемы отрасли, ни местные советы, "хозяева" коммунальных предприятий. Не был принят закон, регулирующий тарифную политику, не подготовлены через своих представителей в Верховной Раде депутатские запросы премьеру и президенту. Если не решить эту проблему, то все действия, направленные на достижение финансовой стабильности отрасли, не принесут положительного результата.

Любой обман вскоре становится явным. Квартирные счетчики на горячую и холодную воду показали, что принятые нормы для населения, как правило, завышены. Поэтому установка квартирных счетчиков обернулась для предприятий потерей части доходов.

Постоянные взаимные долги в отрасли стали нормой. Проявилось неумение руководителей, обусловленное как объективными, так и субъективными причинами, влиять на финансовое положение своих предприятий, используя внутренние резервы.

Чтобы не повторять ошибок предыдущего повышения тарифов, избежать спекуляций в этом вопросе и не вводить постоянно людей в шоковое состояние, необходимо для каждого города, поселка с учетом местных условий один раз установить обоснованные базовые тарифы. Это должно обеспечить условия для нормальной работы предприятия, чтобы оно могло выполнять свою основную задачу - предоставлять качественные услуги потребителю. В дальнейшем тарифы должны автоматически изменяться с учетом роста цены энергоносителей, прежде всего газа и электроэнергии, а также средней зарплаты по стране. С ростом зарплаты в других отраслях зарплата работников коммунальных предприятий не должна оставаться замороженной. На затраты предприятий ЖКХ на вспомогательные материалы приходится небольшой процент в общих затратах. Повышение цен на эти материалы при неизменных тарифах будет стимулировать предприятия их экономить. В базовые тарифы не должны включаться затраты на модернизацию и развитие предприятия, то есть так называемая инвестиционная составляющая. И тогда ответственность за тарифы будут нести те, кто устанавливает цены на энергоносители.

Мне могут возразить, в частности, по поводу инвестиционной составляющей. В январском интервью ZN.UA глава Нацкомуслуг Валерий Саратов в качестве примера приводит Париж, в котором инвестиционная составляющая в структуре тарифов на воду - 34%. Если следовать такой логике, то нужно, чтобы, во-первых, зарплата украинских граждан соответствовала, по крайней мере, зарплате среднестатистического парижанина. При наших зарплатах большинство людей просто не смогут оплатить повышенные тарифы на услуги предприятий ЖКХ, о чем, правда, сказал В.Саратов (см. ZN.UA №2 от 18 января 2013 г.).

Во-вторых, когда называют проценты, то нужно говорить и объяснять, от какой величины их рассчитывают. В той же Франции в г. Лиль, который по численности населения сравним с Харьковом, количество обслуживающего персонала водоканала не превышает 200 человек. В Харькове водоканал (вместе с водоотведением) обслуживают около 7000 человек. Не думаю, что потери воды в лильских сетях доходят до 60–70%, а износ оборудования и сетей превышает 50%...

Хорошо было бы, чтобы тарифы хотя бы возмещали потери и затраты на их обслуживание. А для модернизации и развития предприятий отрасли нужно искать другие источники финансирования.

После утверждения базовых тарифов исчезнет необходимость в ряде пунктов закона о местном самоуправлении. Это лишит местные советы функции пересмотра тарифов и необходимости компенсировать разницу в них, а также не допустит вмешательства этих советов в экономическую деятельность предприятий ЖКХ. Руководство же предприятий, пользуясь этим законом, не сможет оправдывать свою бездеятельность и получать не всегда заслуженную помощь.

Где брать средства на развитие и модернизацию предприятия? Придет ли инвестор вкладывать деньги в перекладывание сетей, которые изношены на 60–70% и срок окупаемости которых составляет десять и более лет? Однозначно, нет. Ответ на первый вопрос - кредит. Но только давать его надо не так, как это делается сегодня. Откройте министерский сайт и зайдите на страничку "Отраслевые проекты". Вы увидите сотни проектов: от замены котлов и трубопроводов до ремонта крыши. Что просят? Деньги. Если удовлетворить все требования, то это обойдется бюджету в миллиарды гривен. Сумма говорит сама за себя. Это не выход из финансового кризиса. Но больше всего удивляет то, что просят, скажем, 4 млн грн на проект, который может окупиться за полтора года. Почему не берут кредит? Пусть увеличится срок окупаемости за счет выплаты процентов с полутора до двух лет, но через два года уже будет идти чистая прибыль. При этом важно понимать, что кредиты на энергосбережение и кредиты на зарплату, электроэнергию, газ и т.д. - не одно и то же. Кредиты на энергосбережение не нагружают бюджет предприятия.

Бюджетные деньги не стоит раздавать всем по чайной ложке, а нужно направлять на кредитование проектов, на разработку и внедрение пилотных проектов, которые в дальнейшем найдут массовое применение, на те работы, невыполнение которых может привести к авариям и катастрофам и которые являются неотложными. В этом контексте имеет смысл создать при министерстве фонд развития и модернизации отрасли и кредитовать под 3–5% годовых работы, направленные на развитие и модернизацию предприятий.

Государство не может оставаться в стороне, а наоборот, должно принимать в этой работе активное участие. Оказывать помощь в финансировании, налаживать межведомственные отношения на уровне министерств и ведомств, особенно с энергетиками. На местном уровне эти отношения иногда становятся антагонистическими, а порой доходят до абсурда. Получение технических условий, подключение и организация учета тянутся месяцами, а в некоторых случаях - годами. Это мешает работе. Нужны четкие, прозрачные и однозначные правила этих отношений, не зависящие от желания чиновника. Государству отводится особая роль в контроле за использованием энергоресурсов, в воспитательной и пропагандистской работе по экономии энергоресурсов, которая сейчас практически стремится к нулю.

Необходимо, наконец, определиться, что нужно сделать в этих отраслях, что необходимо изменить с учетом современных технических возможностей и зарубежного опыта. А, выделив основные приоритеты, на базе этого разработать стратегию и создать реальную программу развития и модернизации предприятий. Ведь многие технические решения принимались еще в начале прошлого столетия, устарели и требуют принципиально нового подхода. Скажем, нужно определить, укрупнять или разукрупнять (такие примеры есть), централизовать или децентрализовать, что делать с централизованным горячим водоснабжением, к.п.д. которого не превышает 30%, с аварийностью и потерями в сетях, превысившими все допустимые значения, с внедрением тепловых насосов, солнечных коллекторов и т.д.

Глава Нацкомуслуг говорит, что централизованное тепло- и водоснабжение и водоотведение являются естественными монополиями. В большей степени это результат гигантомании, существовавшей в бывшем СССР: все сосредоточено в одних руках, раздутые штаты, масса отчетов, постоянные "оперативки" на всех уровнях. Это сохраняется и сейчас. Попробуйте выделить из такой монополии компактный микрорайон в самостоятельную структуру. Вам никогда не дадут этого сделать. Правда, следует отметить, что в Харькове есть Роганьский микрорайон с частной структурой управления тепловыми сетями. Тарифы для населения на горячую воду и отопление в этом районе на 20% ниже тарифов монополиста КП "Харьковские тепловые сети". Казалось бы, должно быть наоборот.

Теперь о лицензиях. Как можно лишить лицензии монополиста? Лицензию можно забрать у частной структуры и заменить управляющую компанию новой структурой. Максимальный штраф в
85 тыс. грн для предприятия с миллионными доходами или штраф на руководителя этого предприятия на такую же сумму - это просто смешно. Руководитель найдет десяток способов, как компенсировать свои убытки.

В.Саратов говорит, что Нацкомиссия анализирует и проверяет не только экономику предприятий, но и технологии. Любой контроль в нашей стране - это наличие коррупции. Проверять нужно не технологии, а удельные приведенные показатели предприятия. Это цифра, которую трудно подделать. В водоканалах - это расход электроэнергии на 1000 кубометров воды, полученной потребителем, в канализации - расход электроэнергии на 1000 кубометров стоков, в теплосети - расход газа, электроэнергии и потери тепла в сетях на одну гигакалорию полученного потребителем тепла. Эти цифры характеризуют не только экономическую эффективность предприятия, но и динамику его развития. Единственное, что необходимо сделать, - это наладить учет энергоносителей у потребителя.

Основным источником средств для развития и модернизации предприятий с коммунальной формой собственности должно стать энергосбережение. Полученная при этом экономия через оплату услуг потребителями конвертируется в реальные деньги.

Энергосбережение - звено в цепи накопившихся проблем, которое может вытащить всю цепь. Начинать работы по энергосбережению необходимо с внедрения тех мероприятий, которые быстро окупаются и не требуют больших капитальных затрат. Например, с замены устаревших котлов небольшой мощности, насосных агрегатов, внедрения преобразователей частоты, регуляторов температуры и давления, приборов учета, автоматизации тепловых вводов зданий, замены изоляции наружных трубопроводов теплотрасс и так далее. Только организационными мероприятиями по наведению порядка в использовании энергоресурсов можно получить экономию до 10%. Затем можно вкладывать деньги в мероприятия, которые окупятся за более длительный срок. Главный критерий при выборе работ по энергосбережению и их финансированию - срок окупаемости. Это нужно делать как можно быстрее, и для этого есть все условия, а самое главное - из-за роста цен на энергоносители сложились предпосылки, когда вкладывать деньги в энергосбережение стало выгодно. Но начинать нужно не с нуля, а брать лучшее из того, что уже есть на сегодняшний день.

Пример неудачного решения - кампания по установке квартирных счетчиков воды. Начали с применения самых простых приборов, не предусматривающих возможности дистанционного сбора информации, не чувствительных к утечкам. Как результат, приходится содержать армию контролеров и учетчиков. Проблематично с такими приборами создать автоматизированную систему учета. Не понятно, на кого переложить потери воды от утечек? Разбросать на всех? Но почему тот, кто следит за исправностью своих сантехнических приборов, должен платить за "того парня". Правильно было бы начать с применения счетчиков с дистанционным учетом информации, с чип-картами, со счетчиков холодной воды, которые учитывают утечки. Выпуск таких счетчиков можно было бы наладить в Украине.

Этого же следует ожидать и от начавшейся кампании по установке теплосчетчиков, регуляторов температуры и циркуляционных насосов на вводе дома. Бессистемное внедрение регуляторов на вводе дома для теплосетей экономически не оправдано. Это дает экономию тепла в том доме, где внедрена автоматика, но не для теплосети. Теплоноситель, сэкономленный на автоматизированном доме, перераспределяется между зданиями, на которых регуляторы не установлены. Общее потребление тепла и расход топлива остаются неизменными, финансовая выручка для теплосети уменьшается. Затраты по внедрению автоматизированных тепловых вводов здания, если эти меры осуществлялись за счет тепловых сетей, никогда не окупятся.

Внедрение регуляторов температуры на домах - это комплексная работа. Теплосетям она может дать положительный результат в том случае, если сети будут гидравлически устойчивыми. Для этого необходимо на всех домах установить регуляторы перепада давления на вводе дома. Никто этим серьезно не занимается. Нет научно обоснованных рекомендаций по автоматизации тепловых вводов дома, рекомендаций по повышению гидравлической устойчивости теплосети. Нет достоверных данных, подтверждающих величину экономической эффективности автоматизированной сети системы теплоснабжения.

На мой взгляд, недопустимо установку приборов учета и автоматизацию тепловых вводов возлагать на теплосети, которые не заинтересованы в этом. Такую работу должны выполнять местные советы или инвесторы.

Не дождавшись от власти, призванной заниматься проблемами людей, какой-либо помощи, жильцы решают их сами: утепляют квартиры, меняют окна, устанавливают квартирные счетчики. Тем самым они вносят посильную лепту в решение государственной задачи экономии энергоресурсов. По времени этот положительный процесс затянулся. Поэтому нужно искать возможности и способы установки квартирных счетчиков во всех частных домах и квартирах: и у тех, кто не имеет возможности установить, и у тех, где прописан один человек, а проживают пятеро, и у тех, кто любит принимать ванну в проточной воде. Квартирные приборы учета необходимо устанавливать в кредит (лизинг). Кредит должен возвращаться за счет экономии энергоресурсов. На период погашения кредита потребители продолжают платить по нормам на общий расчетный счет, а поставщикам услуг с расчетного счета возвращать по показаниям квартирного счетчика, разницу - на погашение кредита. Такое кредитование будет стимулировать потребителя экономить, так как чем меньше он будет потреблять, тем быстрее погасит кредит, квартирный счетчик перейдет в собственность, и с этого момента оплата будет происходить по счетчику.

Что на сегодняшний день мешает предприятиям вкладывать средства в энергосбережение? Отсутствие у них свободных денег. Инвестиционная составляющая, заложенная в тарифах, не работает. Ее механизм может быть задействован в модернизацию предприятия только тогда, когда предприятие успешно работает. Деньги, полученные от выдачи технических условий (ТУ), не всегда используются по назначению. Из-за имеющих место нарушений при выдаче ТУ снижается поступление средств в бюджет предприятия. К тому же не всегда правильно выполняется технико-экономический расчет, существует боязнь ошибиться в полученных результатах.

Поэтому вместо инвестиционной составляющей целесообразно создать на предприятии фонд развития и модернизации с отдельным расчетным счетом, который бы формировался за счет кредитов, выдачи ТУ и средств, полученных от энергосбережения. При этом необходим жесткий контроль над поступлением и расходованием денег такого фонда. Повторное вложение средств фонда в энергосбережение (реинвестирование) дает намного больший эффект и со временем будет лавинообразно нарастать. При выдаче ТУ необходимо установить прямую зависимость гигокалории тепла, кубометра воды и только в деньгах, а не в услугах.

Для оказания помощи предприятиям по внедрению мероприятий по энергосбережению, передаче как отечественного, так и зарубежного опыта, решению технических, экономических и юридических вопросов и т.д. необходимо в областных центрах и больших городах открыть самоокупаемые центры энергоэффективности. Такие центры есть во многих европейских странах. Это не значит, что нужно создавать новый институт, или многочисленные предприятия с производственными мощностями, или технический совет с функцией только совета. Он должен быть центром высококвалифицированных менеджеров, который бы привлек к выполнению поставленных задач научный, проектный и технический потенциал, уже имеющийся в этом городе или других городах, брал на себя ответственность за последствия, быстро и эффективно организовывал работу.

Многие предприятия пытаются собственными силами решать вопросы модернизации и энергосбережения. Но для этого не у всех есть опыт, техническая база, делается это порой неквалифицированно, отвлекает предприятие от его основной функции. Каждый должен заниматься тем, что он умеет хорошо делать.

Необходимо прекратить порочную практику взаимных неплатежей. Государство задолжало местным советам, город задолжал предприятиям, предприятия - другим предприятиям, плюс неплатежи потребителей. Простыми методами сделать это невозможно. Нужны серьезные реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Теплосети, водопровод и канализация напрямую подчинены местным органам исполнительной власти. Не совсем понятна роль министерства, отвечающего за ЖКХ. Министерство не может давать прямых поручений предприятиям и отвечать за их выполнение, так как у этих предприятий есть свой хозяин. Министерство оказывает влияние на эти предприятия через распоряжения и постановления Кабмина, но при этом не несет прямой ответственности за их выполнение, а перекладывает ее на местные органы исполнительной власти.

На сегодняшний день есть два пути реформирования жилищно-коммунальной отрасли.

Первый. Передача предприятий ЖКХ в концессию частным фирмам (если таковые найдутся). Это необходимо сделать по одной причине - уйти от прямого подчинения местным органам исполнительной власти, от тех законов и постановлений, которые мешают принимать эффективные решения, стать самостоятельными организациями. Передача предприятий в концессию - очень сложный и длительный процесс и может растянуться на многие годы. Состояние многих предприятий таково, что не везде найдутся желающие брать это предприятие в концессию. Безусловно, эту работу проводить нужно, но концессия не может быть панацеей от всех бед.

Второй путь. Передача предприятий - поставщиков услуг с их коммунальным имуществом в аренду самим предприятиям. Для этого их необходимо вывести из подчинения исполнительным органам местного самоуправления и переподчинить напрямую министерству. Затем эти предприятия могут передаваться в концессию или продаваться. Пример этого - облэнерго, которые выполняют такую же задачу, но при этом напрямую не подчиняются местным органам власти.

Переподчинение предприятий министерству изменит их функции. Министерство будет нести непосредственную ответственность за состояние дел на этих предприятиях и не будет перекладывать ее на местную власть.

Другое дело, что жилищный фонд города либо поселка как основной фонд должен находиться в непосредственном подчинении местных органов власти. Здесь есть прямая заинтересованность. Исполнительная власть должна отвечать за его состояние, выполнять текущие и капитальные ремонты зданий, заниматься энергосбережением и т.д. Поставщика услуг и потребителя можно сравнивать с продавцом и покупателем. Нельзя одновременно в равной степени отвечать и за продавца, и за покупателя, тем более их объединять, так как и тот и другой имеют разные и зачастую противоположные интересы.

Безусловно, как в первом, так и во втором варианте нужно будет менять законы, но в случае выбора второго пути на это потребуется гораздо меньше усилий и времени.

Состояние многих тепловых и водопроводных сетей, канализации, инженерных домовых систем уже в ближайшее время может привести к необратимым процессам, когда поток аварий будет не остановить притоком денег.

Об авторе. Лауреат премии Совета министров СССР за разработку, освоение серийного производства и внедрение комплексов технических средств для экономии энергетических ресурсов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме