Неутешительный прогноз
По прогнозу правительства, уже к 2050 году количество пенсионеров в Украине удвоится. А это означает, что государство может столкнуться с необходимостью либо увеличить до 70% от фонда оплаты труда, т.е. почти вдвое против нынешнего уровня, сборы в Пенсионный фонд Украины, либо сократить размеры пенсий, что звучит не менее фантастически. Похоже, единственной альтернативой в этой ситуации является форсированное развитие в стране негосударственного пенсионного обеспечения.
Первые негосударственные пенсионные фонды в Украине возникли еще в 90-х годах прошлого столетия, но особыми успехами похвастаться не могли. К началу 2004 года в нашей стране работали 22 НПФ, которым в общей сложности удалось привлечь около 16 млн. грн. Если учесть, что каждый шестой доллар инвестиций в мировую экономику принадлежит именно негосударственным пенсионным фондам, результат украинских компаний вызывал лишь жалость. И так, наверное, продолжалось бы еще долго, если бы неблагоприятные демографические прогнозы не склонили правительство и парламент ускорить пенсионную реформу.
Налоговые льготы спасут пенсионеров?
С 1 января 2005 года начинают в полной мере работать налоговые льготы в негосударственном пенсионном обеспечении. Благодаря этому пенсионный бизнес стал интересен крупнейшим игрокам украинского финансового рынка, и сейчас они активно готовятся начать работу в этой сфере.
— Без налоговых льгот этот бизнес в Украине еще долго не появился бы. А он необходим не только гражданам, рассчитывающим на дополнительную пенсию, но и экономике, нуждающейся в долгосрочных инвестициях, — говорит Сергей Савчук, руководитель компании «Укрсоц-Капитал», которая специализируется на администрировании и управлении активами НПФ. По его словам, крупнейшие финансовые учреждения страны, в том числе и Укрсоцбанк, являющийся главным партнером «Укрсоц-Капитала», уже давно присматривались к этому рынку. Но анализ показывал, что предприятиям не хватает стимулов для участия в пенсионных проектах.
Таким стимулом стала возможность относить средства, направляемые на пенсионные счета работников, на валовые затраты предприятия, уменьшая на соответствующую сумму базу для налога на прибыль, а в некоторых случаях — и обязательных социальных сборов. Инвестиционный доход НПФ также не облагается налогами, а пенсионная выплата получила льготное налогообложение в размере 60% от ставки подоходного налога, если пенсионеру менее 70 лет, и вообще не облагается для тех, кто старше 70.
Следует учесть, что если предприятие является учредителем НПФ, оно получает определенный доступ к долгосрочному финансовому ресурсу, часть которого может быть направлена на его инвестиционные проекты. В итоге, сейчас проекты создания негосударственного пенсионного фонда обсуждаются практически во всех крупных промышленных компаниях. Многие из них уже заложили в бюджет 2005 года расходы на реализацию подобных проектов. Теперь им предстоят консультации со специалистами рынка пенсионного страхования о механизме создания НПФ.
Открытый или корпоративный?
Прежде всего тот, кто решил создать негосударственный пенсионный фонд, сталкивается с выбором его вида. НПФ могут быть открытыми, корпоративными и профессиональными. Сергей Савчук признается, что своим клиентам — юридическим лицам «Укрсоц-Капитала» советует остановить выбор на открытом НПФ. Дело в том, что для корпоративных фондов существует целый ряд особенностей и ограничений, которые усложняют учреждение такого фонда, а также уплату взносов. В частности, чтобы иметь право на создание корпоративного НПФ, предприятие должно быть прибыльным на протяжении не менее одного финансового года. Если единоличный учредитель корпоративного НПФ в течение года по любым причинам не осуществляет отчислений на счета участников, он обязан этот фонд ликвидировать. Понятно, что такие риски вряд ли вызовут энтузиазм. Кстати, если работник, являющийся участником корпоративного фонда, решит уволиться, он обязан выйти из числа участников и перевести свои накопления в другой фонд. А это уже плохая новость для самого фонда. Для открытых НПФ такие ограничения не существуют.
Учредителями открытых фондов могут быть любые юридические лица. Такие НПФ не так тесно завязаны на одного учредителя — как правило, учредителей несколько. Деятельность фондов максимально прозрачна. Они всегда готовы принять новых участников.
Система гарантий в НПФ
Впрочем, украинское законодательство предусматривает сразу тройной надзор государства за рынком, что является серьезной гарантией его стабильности. За компаниями, участвующими в пенсионном страховании, наблюдают Госфинуслуг и ГКЦБФР, а за хранителями активов — еще и НБУ. Банку-хранителю запрещено осуществлять операции с пенсионными активами, которые противоречат инвестиционной декларации фонда. Кроме того, совет НПФ может в ежедневном режиме получать информацию о всех операциях со средствами на счетах участников.
Повышает надежность НПФ и законодательный запрет вкладывать средства в один финансовый инструмент. Принцип «клади яйца в разные корзины» здесь является строго обязательным. Дополнительной гарантией для граждан, которые делают взносы сами или за которых платит работодатель, является также то, что НПФ — отдельное от учредителя юридическое лицо; активы НПФ отделены от активов учредителя, администратора, компании по управлению активами и хранителя фонда.
Использование негосударственных пенсионных фондов для сомнительных операций, по словам Сергея Савчука, лишено смысла. Ведь, чтобы создать НПФ, его учредителям предстоит потратить довольно много времени и средств. Малейшие махинации с пенсионными активами могут быть достаточно быстро выявлены, что приведет к падению деловой и общественной репутации компаний, которые в них замешаны. Негосударственные пенсионные фонды рассчитаны хоть и не на большую, но стабильную и долгосрочную прибыль от инвестиционной деятельности, которая в полном объеме будет направляться на пополнение пенсионных счетов участников.
Конкуренция — за крупных клиентов, но и маленькие
не в обиде
Сейчас украинские компании, вышедшие на рынок НПФ, ведут конкуренцию за крупнейшие предприятия страны, численность работающих на которых превышает 10 тыс. человек. По расчетам, именно такие клиенты на начальном этапе развития рынка смогут гарантировать администраторам и компаниям по управлению активами хоть какую-то доходность. Хотя первые один-два года на нее никто особо не рассчитывает.
Ставка на крупных клиентов, очевидно, в первую очередь объясняется большими объемами фондов, которые могут быть созданы с их участием. Конкурировать за маленькие предприятия, на которых работают не более 2—3 тыс. человек, администраторы НПФ начнут еще не скоро.
Впрочем, это не значит, что малые и средние фирмы не могут принять участия в пенсионных проектах.
— Мы создали НПФ «Укрсоцфонд», присоединиться к которому могут и небольшие предприятия, — говорит Сергей Савчук.
На его взгляд, такая форма сотрудничества оптимальна для малого и среднего бизнеса, поскольку практически не требует со стороны клиента каких-либо административных затрат. Специалисты «Укрсоц-Капитала» сами заботятся, чтобы средства на пенсионных счетах не только надежно сохранялись, но и активно прирастали. Похоже, именно компании, за которыми стоят системные банки, заслужившие доверие вкладчиков, и будут в ближайшее время контролировать большую долю пенсионных активов.
Выбор администратора — дело серьезное
Кстати, вопрос о критериях отбора администратора и компании по управлению активами на сегодняшний день является ключевым для многих предприятий, намеревающихся поучаствовать в создании НПФ. Опыта практической работы на этом рынке в Украине ни у кого нет, поскольку этого бизнеса как такового в стране еще не существует, так что приходится руководствоваться другими характеристиками. Важно учитывать кадровый состав компании по управлению активами, его опыт. Очевидно, стоит оценить и рейтинг компании, которая является главным партнером администратора. Определить его чаще всего можно просто по названию, как в случае с «Укрсоц-Капиталом». Если компания-администратор создана банком, очень желательно, чтобы этот банк имел разветвленную сеть филиалов и прочную репутацию на рынке.
Больным местом администраторов НПФ является наличие программного обеспечения для обслуживания клиентов пенсионных фондов. Пока ни одна компания не получила лицензию на администрирование, потому что ни одна из программ не прошла экспертизу в Госфинуслуг. Речь идет об очень дорогом программном обеспечении, по сложности сравнимом с банковским. Оно должно десятки лет хранить информацию о миллионах участников, обслуживать тысячи транзакций в день, обеспечивать оперативное взаимодействие администратора, хранителя и компании по управлению активами.
Оптимистические прогнозы
По прогнозу компании «Укрсоц-Капитал», уже через два-три года украинские НПФ смогут накопить на пенсионных счетах вкладчиков около миллиарда долларов. Эти средства станут уникальным источником долгосрочных инвестиций, которых так не хватает сегодня Украине. Получить эти инвестиции в первую очередь, очевидно, смогут предприятия, которые уже сейчас озаботятся выпуском надежных финансовых инструментов.
Обнадеживающие прогнозы относятся и к будущим вкладчикам НПФ. По экспертным расчетам, если на пенсионный счет работника предприятие будет каждый месяц вносить по 100 гривен, то при реальной доходности активов на уровне 9% годовых (16% годовых минус 7% инфляции) через 15 лет он может рассчитывать на дополнительную пенсию в размере 479 гривен, через 20 — 846, а через 30 — 2319 гривен в месяц в сегодняшних ценах. Так что в случае удачного развития этого нового для Украины бизнеса, похоже, выиграют все.