В начале 90-х годов нелегальная миграция не доставляла украинскому государству особых хлопот. В то время мы имели дело только с политическими мигрантами из ближневосточных стран. Потому-то и не возникало необходимости внедрения государственной программы борьбы с этим явлением. Однако сегодня нелегальная миграция приобретает для Украины значительную актуальность. Как же возникла эта проблема?
В цивилизованных государствах Запада существует целый пакет законов, четко регламентирующих миграционные процессы и не позволяющих всем желающим попасть напрямик, к примеру, из Пакистана в Голландию. В связи с этим формальное наличие, то есть, по сути, отсутствие подобных законодательных актов у нас, перенацелило толпы «визитеров с Востока».
Выгодное географическое положение и наличие границ с государствами, имеющими прямой выход к странам Западной Европы, обусловили то, что Украина превратилась в своеобразный «накопитель», где собираются многотысячные массы мигрантов для нелегального транзита на Запад.
В полный голос об этой проблеме заговорили в Украине только в 1993 году, когда количество задержанных на границе азиатов с чужими и поддельными документами превысило 17 тысяч. К сожалению, неутешительны прогнозы и на текущий год.
Цивилизованная Европа, и без того страдающая от дефицита рабочих мест и вспышек этнической вражды, серьезно обеспокоена открытием нового канала для нелегальных мигрантов, который был проложен в рекордно короткие сроки через территорию бывшего СССР. Кстати, за последние 10 лет миграция азиатов в Европу возросла в двадцать (!) раз и уже успела войти в лексикон правоохранительных органов как «желтая опасность».
Ужгородско-Чопское направление всегда пользовалось особой популярностью у нарушителей границы. Конечно, это добавляло немало проблем воинам Мукачевского погранотряда, которые контролируют этот участок. Кстати, даже во времена Союза Мукачевский отряд был самым «урожайным» на непрошеных гостей. Но если в минувшие годы количество задержанных на данном участке нарушителей за год составляло 10-12 лиц и считалось, что это очень много, то сегодня эта цифра исчисляется тысячами. Нередко случается, что за одни сутки тут задерживают по 70 и более человек. Можно только представить, какие огромные нагрузки ложатся на плечи защитников границы. Познакомиться поближе с этой проблемой мы решили, обратившись к опыту повседневной служебно-боевой деятельности воинов Мукачевского пограничного отряда.
Нелегалов в дилетантстве не упрекнешь
Это только на первый взгляд кажется, что обнаружить и задержать «визитеров с Востока», хотя бы благодаря их внешности, не составит большого труда. Так было только на первых порах. Сегодня, когда незаконная переправка людей «за бугор» крепко стала на коммерческие рельсы, почти все нелегальные группы действуют с обязательной рекогносцировкой. Впереди нелегального «кортежа», как правило, едет легковушка-разведчица, оснащенная современной радиосвязью. За ней на безопасном расстоянии скоростными и маневренными авто следуют нелегалы. Если на пути у «разведчицы» вырастает пограничный или милицейский наряд, нелегальный караван получает информацию об этом в считанные секунды. В этом случае доставка «живого товара» до границы осуществляется или другой дорогой, или операция вообще откладывается до лучших времен.
Следует отметить, что нелегальный бизнес поставлен на широкую ногу не только в Украине, но и за ее пределами. Отечественные дельцы, зарабатывающие деньги на нелегалах, и их коллеги по бизнесу, скажем, из Словакии или Венгрии, наладили четкое взаимодействие и пытаются плодотворно сотрудничать.
Так недавно на участке Великоберезнянской погранкомендатуры было задержано сразу 27 граждан Афганистана. Как выяснилось позднее, до границы они прибыли на машинах, которыми лихо управляли наши соотечественники. Памятуя о том, что впереди находится КРП (контрольный пост. - Прим. авт.), сведущие водители, остановившись не доезжая до КРП, предложили пассажирам немного пройтись пешком, указав нелегалам направление движения. Ушлые дельцы надеялись, что порожняком авто без проблем проедет через КРП. А через несколько сотен метров от него водители планировали дождаться своих пассажиров и следовать дальше.
Пограничный наряд «секрет» обнаружил и задержал афганцев, путешествующих пешком. Вскоре сотрудники милиции тормознули и автомашины, которые несколько минут назад пересекли КРП. По словам водителей, они намеревались переправить группу нелегалов по такой же схеме в соседнюю Словакию, в условленное место, где афганцев ожидал уже другой транспорт. После чего, получив за блестяще проведенную операцию вознаграждение в СКВ, украинские горе-водители планировали официальным путем возвратиться домой.
Кстати, транспортировка нелегалов до границы преступлением у нас не считается, и, соответственно, привлечь водителей, занимающихся таким «частным извозом», к уголовной ответственности - весьма проблематично. К сожалению, для следственных органов Украины простая констатация факта о подвозе нелегалов до границы не является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Словом, не пойман - не вор…
Следует отметить, что нелегальный «бизнес» - дело серьезное. И занимаются им не какие-нибудь там несведущие дилетанты, а люди, имеющие определенный опыт этой деятельности. Большинство из них раньше были пойманы на горячем, во время переправки через границу краденых автомашин. Сегодня, охладев к технике, они нашли для себя другое, более прибыльное занятие.
С каждым днем нелегальная миграция становится более организованной и дерзкой. У азиатов особо популярна следующая тактика. Прибывая в многочисленные закарпатские приграничные городки, нелегалы размещаются по квартирам и частным домам. К сожалению, среди наших соотечественников находится немало желающих принять на постой состоятельных «квартирантов» под собственной крышей на несколько дней. Конечно же, за приличную плату. Отдыхая в приграничье перед последним марш-броском на Запад, нелегалы ждут наиболее благоприятных условий для пересечения границы. Пребывание в своеобразном подполье продолжается в среднем двое-трое суток. При этом нелегалы соблюдают строжайшую конспирацию. К примеру, выходить из дома на улицу, выглядывать в окна или курить на балконе «путешественникам» категорически запрещается. Даже пища для них доставляется с соблюдением мер предосторожности, чтобы не вызывать огласки. Интересно, что за нарушение правил конспирации нелегалы подвергаются крупным штрафным санкциям.
Впрочем, места компактного проживания мигрантов в Закарпатье все равно выявляются. Как правило, оперативным путем. Как правило, в ходе одной операции, проводимой в Ужгороде и Чопе, задерживается как минимум 25-30 человек, вынашивающих планы ухода «за бугор».
Ярким подтверждением того, что переправка «живого товара» через границу стала в последнее время на коммерческие рельсы, является такой факт. К примеру, в пакистанском штате Пенджаб существует целая сеть так называемых вербовщиков, которые проводят пропагандистскую работу среди населения, рассказывая пакистанцам о «сладкой жизни» на Западе. Вербовщики работают в тесном взаимодействии со своими «коллегами», которые обязаны постоянно пребывать на территории бывшего СССР, в местах так называемых перевалочных пунктов, где и будут останавливаться нелегалы из Пакистана.
Эта категория дельцов нелегального «бизнеса» занимается организацией встреч соотечественников в промежуточных пунктах долгого путешествия на Запад, обеспечением нелегалов временным жильем, питанием и т.п. Понятно, что весь этот сервис осуществляется за счет самих нелегалов. В правоохранительные органы Украины и Российской Федерации попадает немало лиц, которые занимались этой противоправной деятельностью на протяжении нескольких лет. За это время многие из них успешно овладели русским языком, выучили традиции и обычаи славянских народов.
В том, что переправка людей за границу приносит огромные деньги, сомневаться не стоит. И то, что сети нелегального «бизнеса», заброшенные из Юго-Восточной Азии, опутали Украину всего за каких-нибудь полтора года, является бесспорным тому доказательством. Это и неудивительно, ведь такой вид «бизнеса», по утверждению журнала «Тайм», приносит прибыли немногим меньше, чем торговля наркотиками.
Нетрудно подсчитать, сколько это стоит у нас.
Изготовление фальшивого паспорта - около 1000 долларов, поддельная виза - порядка 500 долларов, услуги проводника через так называемую «зеленую границу» со всей необходимой экипировкой (надувные лодки, фонарики, кусачки, радиостанции) от одной до шести тысяч долларов, доставка непосредственно до границы - 1000-5000 долларов, питание и ночлег в любом перевалочном пункте - от 100 долларов.
С поездов только на украинско-российском участке границы ежедневно снимают от 30 до 70 нелегальных мигрантов.
Иногда случается, что, сопроводив группу нелегальных мигрантов непосредственно до приграничья и получив от своих подопечных немалые гонорары, проводники бросают людей на произвол судьбы. Однажды воины Мукачевского погранотряда во взаимодействии с сотрудниками линейного отделения внутренних дел задержали на местном железнодорожном вокзале группу граждан Афганистана, состоящую из двух взрослых и пятерых детей. По словам афганцев, приехали они в Закарпатье из Москвы. На протяжении всего путешествия от Белокаменной до Западной Украины их заботливо опекала симпатичная и ласковая женщина, жительница города Чопа, которая исполняла роль гида-переводчика. За беспрепятственное путешествие сначала до Праги, а потом и до Германии афганцы сразу же заплатили проводнице солидную сумму в свободно конвертируемой валюте.
Интересно, что нелегальный табор вместе с проводницей ехал из самой Москвы исключительно на легковых авто. Можно только догадываться, каким образом удалось нелегалам, не имеющим при себе необходимых документов, преодолеть безо всяких проблем расстояние почти в полторы тысячи километров - ведь на их пути встречались десятки милицейских постов.
В общем, добравшись до Мукачево, ушлая проводница предложила афганцам немного передохнуть и подождать в кафе, а сама исчезла в неизвестном направлении. Конечно, в результате горе-путешественники уже не увидели ни красавицы Праги, ни Германии. И в конце-концов нелегалы были депортированы за пределы Украины.
«Ты их - в дверь,
они - в окно…»
Воины-мукачевцы не перестают удивляться целеустремленности и даже одержимости нелегальных мигрантов: многих из них задерживают на участке отряда по нескольку раз. Иногда целеустремленность людей, стремящихся во что бы то ни стало достигнуть заветной мечты бывает сопряжена с прямой угрозой их здоровью и жизни. Так, минувшей зимой на Великоберезнянском направлении пограничники задержали гражданина Палестины, который, видимо, не ведая о суровом нраве закарпатской зимы, был одет совсем не по сезону. В результате пешая прогулка вдоль границы завершилась для палестинца обморожением обеих ног, что привело к ампутации ступней. Вот такую дорогую цену заплатил нелегал за третью попытку пересечь украинско-словацкую границу.
На участке заставы «Верховина Быстра» были задержаны два гражданина Ирака и Алжира. Во время обыска в их карманах был обнаружен красный перец, применяемый нарушителями с незапамятных времен, чтоб сбить розыскную собаку со следа. После тщательного разбирательства нелегалы были депортированы за пределы Украины. Через две недели на этом же участке во время осмотра контрольно-следовой полосы, пограничным нарядом были обнаружены следы, посыпанные красным перцем. Защитники границы сразу сошлись во мнении, что это были их старые знакомые. Предположение подтвердилось очень скоро. Приняв необходимые меры, личный состав заставы «Верховина Быстра» во взаимодействии с польскими коллегами задержали тот самый нелегальный дуэт. Правда, на этот раз, придерживаясь правил конспирации, горе-путешественники перекрасили волосы в рыжий цвет, чтобы, по словам задержанных, быть больше похожими на этнических немцев. После проведения необходимых процедур, пограничники снова депортировали нелегалов. Но никто не может дать гарантии, что на этот раз одержимые мигранты все-таки прекратят свои попытки преодолеть украинскую границу.
Если посмотреть на эту проблему с другой стороны, можно утверждать, что две неудачные попытки подряд все же не были для этих нелегалов совсем уж напрасными. Ведь они приобрели определенный опыт. По мнению специалистов, нелегал, пытающийся нарушить границу в шестой или в седьмой раз, хорошо усваивает специфику охраны границы на данном участке, безошибочно ориентируется на местности, знает, что нужно делать, чтобы в следующий раз избежать предыдущих ошибок. Иначе говоря, нет никаких гарантий, что десятая или пятнадцатая попытка пересечь границу не станет для нарушителя успешной.
Следует отметить, что попытки нарушения границы на участке Мукачевского отряда предпринимаются не только в направлении сопредельных государств. Оказывается, есть немало желающих тайком проникнуть и в Украину. Это, прежде всего, те же самые нелегальные мигранты, как правило граждане Турции, которые стремятся, минуя территорию Румынии, самым коротким путем выйти на венгерское или словацкое направление.
Не так давно на участке заставы «Паладь-Комаровцы» пограннаряд задержал двух граждан Вьетнама, нарушивших границу со стороны Словакии. В ходе разбирательства выяснилось, что нелегальным «бизнесом» они занимаются давно, а именно - исполняют роль проводников. На этот раз они намеревались добраться до Харькова, где их ожидала группа нелегалов. А потом таким же самым маршрутом возвратиться с «живым товаром» назад, в Германию.
Проблема нелегальной миграции, с которой воины-мукачевцы имеют дело практически круглосуточно, существует прежде всего из-за отсутствия четких механизмов реализации действующего законодательства. К великому сожалению, государственная правовая база не гарантирует неотвратимости наказания для нелегалов. Вот почему защитники западных рубежей вынуждены встречаться с теми же самыми «путешественниками» и дважды, и трижды, и… за «сезон». И если бы в нашей стране, как во всем цивилизованном мире, была создана действенная миграционная служба с соответствующими лагерями или пунктами содержания нелегалов, выход которых за проволочное ограждение осуществлялся бы только при условии принудительной депортации за пределы Украины, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что количество «визитеров с Востока», желающих проверить на прочность наши границы, заметно пошло бы на убыль.
Депортируй -
не депортируй…
В целях проведения подробного разбирательства все задержанные на участке отряда нелегалы отправляются в Мукачево, в изолятор временного содержания, действующий при части. Кстати, пограничники имеют право задерживать нелегалов сроком от трех до 10 суток. Если возникает необходимость в более глубокой «фильтрационно-дознавательной работе», увеличить время задержания мигрантов можно только с разрешения прокурора.
Все затраты, связанные с содержанием и питанием, а иногда, депортацией нелегальных мигрантов, несут, как ни странно, в основном пограничники. Хотя в соответствии с действующим распоряжением председателя Государственного комитета по делам охраны государственной границы - командующего Пограничными войсками Украины, нелегалы обязаны полностью компенсировать ущерб, нанесенный защитникам границы во время задержания и содержания «визитеров с Востока». Однако деньги у них есть далеко не всегда.
Как свидетельствует практика, быстро смекнув что к чему, нелегальные мигранты путешествуют сегодня практически без наличных денег, имея при себе 30-50 долларов на человека, которых им едва хватает на карманные расходы. По той же причине в последнее время претерпела серьезные изменения и система расчетов за нелегальные операции. И если раньше организаторы нелегальных «вояжей» получали деньги непосредственно перед пересечением границы, то сегодня оплата осуществляется только после того, как мигранты, успешно перейдя рубикон, находятся уже на сопредельной территории. Что касается возмещения пограничных затрат за счет соответствующих посольств или консульств, это сегодня тоже нереально. Потому как подобной практики пока не существует.
После завершения всех необходимых дознавательных мероприятий перед пограничниками возникает новая, не менее сложная задача - депортация непрошеных гостей за пределы Украины. Хорошо, если у «визитеров» есть деньги на железнодорожный билет. В этом случае пограничники сопровождают нелегала непосредственно до вагона, где он занимает свое место. После чего защитники границы обращаются к проводникам с просьбой присмотреть за необычным пассажиром. Главное, чтобы нелегал не покинул состав на следующей же станции. Но, увы, похоже, нелегалы именно так и поступают. Иначе пограничники не задерживали бы тех же самых лиц опять через несколько дней.
А если финансы нелегалов, подлежащих депортации, не позволяют выслать их за их же счет, пограничники поступают следующим образом. Небольшая группа мигрантов в сопровождении защитников границы выдвигается на электричке за пределы Закарпатской области, иными словами - за пределы зоны ответственности отряда. Иногда, при наличии средств командующий войсками Северо-Западного направления Погранвойск Украины дает «добро» на сопровождение депортируемых нелегалов немного дальше, например, за пределы Тернополя или Хмельницкого. К сожалению, ехать вместе с нелегалами до украинско-российской границы мукачевцы не имеют возможности - прежде всего, финансовой. Оставив «визитеров с Востока» на железнодорожном перроне, пограничники стараются той же электричкой возвратиться домой. А нелегалы следуют, куда им заблагорассудится. Что поделаешь, если нет в Украине четко отлаженной системы депортации, хотя она соответствующим образом и задекларирована. Однако механизм ее применения, к сожалению, не срабатывает.
Больше законов - хороших и разных?
Правовая база, существующая в Украине, не в состоянии охватить огромный круг практических вопросов по борьбе с нелегальной миграцией. Нет сомнений в том, что именно это и является причиной многих проблем, с которыми ежедневно сталкиваются пограничники.
Есть в Украине закон о правовом статусе иностранцев, которым, кстати, задекларировано создание депортационных служб при МВД. Уже не первый год существуют постановления Кабинета министров, которые не только предусматривают создание соответствующих миграционных пунктов, но и представляют собой целенаправленную и развернутую программу борьбы с нелегальной миграцией. Однако, к большому сожалению, эти деловые предложения существуют пока что только на бумаге из-за хронического дефицита средств. Поэтому с проблемой нелегальной миграции пограничники оказались один на один. Хотя, по большому счету, эта проблема общегосударственной важности.
Нелегал должен
сидеть в тюрьме?
Стоит ли говорить о том, что нарушение границы - дело подсудное. Кстати, Уголовным кодексом Украины предусмотрено лишение свободы до 3 лет за нарушение государственной границы, осуществленное впервые, и до 5 лет - за повторную попытку. Если строго следовать букве закона, украинские тюрьмы уже давно были бы переполнены азиатами. Однако отечественная Фемида зачастую относится к нелегальным мигрантам очень снисходительно. По мнению гражданских органов дознания, явно выраженной социальной опасности «путешественники» не представляют. Явного вреда нашему государству они вроде бы не приносят. Так за что же их наказывать? Нельзя же судить людей только за то, что экономическая и политическая ситуация, сложившаяся у них на родине, заставила бедолаг вести кочевой образ жизни в поисках лучшей доли. Поэтому если нелегалы, к примеру, попадаются на крючок милиции за нарушение правил паспортного режима (отсутствие украинской визы или иных документов, предоставляющих право пребывания на территории государства), то деяния «визитеров с Востока» расцениваются не иначе как административное нарушение. Отразив это в соответствующем протоколе, сотрудники милиции облагают нелегалов символическим штрафом. Если азиаты, осуществляя продолжительное путешествие, сильно поиздержались и неспособны оплатить этот штраф, правоохранителям приходится ограничиться обычным предупреждением, которое также является одним из видов административного воздействия. Вот и все - немного взволнованного нелегала, других претензий к которому вроде бы и нет, отпускают на все четыре стороны. И он получает возможность без особых препятствий уверенно продвигаться дальше, к своей заветной мечте.
Пограничники рассматривают эту проблему несколько иначе. Им все же удается инициировать возбуждение уголовных дел, в основном в отношении тех нелегалов, которые пытаются штурмовать наши границы более трех раз. Вместе с ними «прописку» на скамье подсудимых получают их проводники и пособники. И хотя процент возбуждаемых уголовных дел от общего количества задержанных нелегалов на участке Мукачевского погранотряда невелик (15-20%), даже это можно расценивать как частичный триумф справедливости.
Правда, процент возбужденных уголовных дел, которые удается довести до логического завершения, - еще меньший. Проблема заключается в том, что эти дела ведут в основном следственные отделы СБУ. Пока идет достаточно продолжительное по времени разбирательство, уточняются все обязательства и т.п., подследственные содержатся в изоляторе СБУ, в среднем по 3-4 месяца. Наконец, разбирательство по делу закончено и долгожданный суд выносит нелегалам приговор, предусматривающий наказание сроком до 6 месяцев лишения свободы. Учитывая, что подсудимые уже практически «отмотали» этот срок, пребывая в СИЗО СБУ, нелегалы или их сообщники выпускаются на свободу практически из зала суда. Вот вам и вся система воздействия.
Думается, будет нелишним рассказать, как противостоит нелегальной миграции, к примеру, соседняя Венгрия. В этом государстве функционирует специальный миграционный комитет, решающий все эти проблемы. После разбирательства с задержанными нелегалами, которые все это время содержались в специальных миграционных пунктах, «визитеры с Востока» депортируются на территорию той державы, откуда они попали в Венгрию. При этом каждый нелегал получает нешуточное клеймо - «персона нон грата». Это значит, что в ближайшее время официальный путь в Венгрию ему будет заказан. Что касается компенсации ущерба, полученного венгерской стороной во время задержания и содержания нарушителя, следует заметить, что нелегалу придется возместить все до последнего форинта. Словом, венгры себя уважают и государственные средства считать умеют. Нам до них еще далеко…
«Нихт фелстейн, тавалысь пакланиснык…»
Еще одной важной проблемой, с которой практически ежесуточно сталкиваются воины Мукачевского погранотряда, задерживая посланцев таких экзотических стран, как Гвинея-Бисау, Сирия, Ливан или Чили, является серьезный языковый барьер. Переводчиков с китайского, вьетнамского или, скажем, фарси у пограничников нет. Во время оформления протоколов административного задержания и личного досмотра, на пальцах с нелегалом не очень-то пообщаешься. Вот и приходится офицерам-оперативникам Мукачевского погранотряда в свободное от службы время самостоятельно штудировать разговорники экзотических языков. Конечно, будь у отряда возможность приглашать квалифицированных переводчиков, к примеру из Киева, и достойно вознаграждать их труд, проблема решалась бы значительно проще. Но, к сожалению, и в без того скудном бюджете Погранвойск такой статьи расходов не предусмотрено, а профессиональные переводчики работают только за солидные гонорары. Вот и приходится пограничникам изыскивать внутренние резервы для осуществления переводческой деятельности. Впрочем, многие нелегалы достаточно сносно владеют русским языком, но, по понятным причинам, стараются этого не показывать.