Амет-Хан Султан |
Осенью этого года ему исполнилось бы 80 лет, но летчик по прозвищу «Летающий татарин» или «Татарский король» (именно так называли Амет-Хана Султана коллеги. — Прим. авт.) погиб 1 февраля 1971 года во время испытательного полета...
Семнадцатилетним пареньком Султан поступил в Симферопольский аэроклуб. Дальше — «Кача», так любовно называли Качинскую военную летную школу ее курсанты. Два года учебы пролетели незаметно. Еще совсем юный офицер, в новехонькой форме с лейтенантскими кубарями в петлицах, получил направление в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа.
В начале декабря 1941 года на вооружение полка поступили британские «Харрикейны». Именно на этом самолете Султан совершил свой первый победный таран. 31 мая 42-го года крылом своего «британца» Амет-Хан нанес сокрушительный удар по плоскости немецкого «Юнкерса». Лишившись крыльев, обе машины устремились к земле. Султана спас парашют. Вскоре полк Амет-Хана пересел на самолеты Як-1. Молодой летчик продолжил победную серию, заслужив право называться асом.
Весной 1943 года полк Султана, получив на вооружение американские самолеты Р-39 «Аэрокобра», был передислоцирован на Кубань. «Летающему татарину» удалось не только быстро «объездить» строптивого «американца», но и довести число воздушных побед до 19. Еще 11 самолетов противника Амет-Хан уничтожил в составе группы. Вскоре грудь 23-летнего летчика украсила Золотая Звезда Героя.
После освобождения Крымского полуострова Амет-Хан получил отпуск домой. Но встреча с родными была далеко не радостной. Его брата за «сотрудничество» с фашистами разыскивало НКВД, а матери героя грозило выселение. Благодаря высокому покровительству Султану удалось уберечь свою мать от лишений.
Возвратившись из отпуска Амет-Хан начал осваивать новый самолет Ла-7, на котором 25 апреля 1945 года одержал тридцатую победу над врагом, сбив «Фокке-Вульф-190». В августе 1945 года «Татарский король» был награжден второй Золотой Звездой.
Казалось бы, для дважды Героя Советского Союза Султана Амет-Хана открывались прекрасные перспективы. Однако недремное око НКВД не выпускало из поля зрения брата «предателя». Под угрозой оказалась и летная карьера Султана. И лишь благодаря помощи боевых друзей он продолжал летать, став впоследствии летчиком-испытателем.
1 февраля 1971 года самолет Султана в последний раз оторвался от земной тверди. Во время испытательного полета его Ту-16 буквально разнесло в клочья. Вместе с полковником Амет-Ханом погиб и его экипаж. Кстати, подлинные причины авиакатастрофы так и остались невыясненными.
Главнокомандующий авиацией дальнего действия главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов так отзывался об Амет-Хане: «Я думаю, что второго такого летчика у нас в стране не было. Что касается летной культуры и тактики ведения воздушного боя, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится…».
На родине Амет-Хана в Алупке, откуда в свое время были выселены почти все татары, ему, тем не менее, поставили бронзовый бюст. И вот теперь, без малого тридцать лет спустя, вспомнила о своем земляке-герое и новая власть...
Решением президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым дважды Герою Советского Союза, заслуженному летчику, полковнику Султану Амет-Хану было присвоено звание «Почетный крымчанин». В Симферополе открыта мемориальная доска легендарному сыну крымскотатарского народа, его именем названа площадь возле Центрального рынка города.