Монетизация субсидий: предвыборный прогресс

6 марта, 16:13 Распечатать Выпуск №9, 7 марта-15 марта

С 4 марта в Украине стартуют два вида монетизации субсидий — ее выплата в денежной и безналичной формах.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Это реформа, которую ждали несколько лет и на которой настаивали многочисленные международные партнеры Украины. Но в этом государстве все, что только можно, становится политикой, и даже долгожданные изменения стали возможными лишь благодаря желанию действующей власти получить электоральную благосклонность. И денежные субсидии, являющиеся в принципе хорошим инструментом побуждения людей к экономии энергоресурсов, к сожалению, тихо превращаются в средство политического влияния, в сбор голосов избирателей для действующего президента, которому, по всем социологическим опросам, явно не хватает голосов для переизбрания на второй срок.

Различные варианты монетизации долго обсуждали в экспертных и правительственных кругах, для наработки наиболее оптимальных решений в Украину приезжали консультанты Всемирного банка и Евросоюза. Как кнут для субсидиантов, в предыдущие годы — в 2017-м и 2018-м — правительство снижало социальные нормы потребления газа и электроэнергии для отопления. Как маленький пряник, правительство более-менее стимулировало экономию энергоресурсов деньгами. Поскольку если домохозяйство экономило 150 кВт∙ч электроэнергии на отопление или 100 кубометров природного газа, то после 1 сентября оно могло получить единовременно приблизительно 700 грн. Так выглядел слабый зародыш монетизации остатков субсидии. К сожалению, за монетизированными остатками обращались далеко не все, потому что не все потребители вообще знали о такой возможности.

Реформировать систему субсидий было важно и нужно. Проведения этой реформы от Украины требовали международные доноры, в частности Всемирный банк и МВФ, структуры ЕС. Ради выполнения международных обязательств правительство должно было ввести монетизацию субсидий уже не на уровне предоставителей услуг, а на уровне потребителей с 1 января 2019 г. Ради этого Кабмин даже издал постановление №1176 от 27 декабря 2018 г. И согласно упомянутому документу люди могли получать остатки неиспользованных субсидий на свои счета в Ощадбанке только по итогам отопительного сезона, то есть после 1 мая 2019-го, что вполне логично. Но в процесс вмешался президент. И хотя глава государства не наделен прямыми полномочиями по регулированию (считайте — ускорению) социальных выплат, ничто не помешало ему заставить это делать правительство. 6 февраля в ходе совещания в Министерстве социальной политики Петр Порошенко подтолкнул правительство начать монетизацию субсидий уже в ближайшее время. "Именно сейчас, — сказал президент, — в 15.42 шестого февраля, мы с вами запускаем долгожданную систему монетизации субсидий, то есть денежных выплат малообеспеченным слоям населения. В среднем размер выплаты составляет 1500 грн, и после того, как получатель субсидий рассчитается за полученные услуги, наличные средства остаются в его распоряжении". Таким образом, старт монетизации субсидий президент подтянул под выборы. По убеждению главы государства, "система монетизации субсидий не работала, потому что не было доверия к ней". Вот и получается, что только выборы способны вызвать такое доверие. А полную монетизацию правительство тоже обещает провести перед выборами, но уже парламентскими, — с 1 октября.

Перенесенная на два месяца раньше, чем предполагало правительство (после 1 мая), частичная монетизация субсидий выглядит как законный подкуп (в этом случае со стороны правительства) граждан перед первым и вторым турами президентских выборов. А закрепят подкуп наиболее добросовестных избирателей — пенсионеров — проиндексированные или повышенные на 17–20% пенсии. Члены правительства называют это вторым этапом так называемого осовременивания пенсий, ведь первый этап состоялся еще в октябре 2017-го. И тогда можно будет благодарить — не наблагодариться нынешнюю власть, в частности, ее главу, которому "нет альтернативы". Логика таких действий довольно проста: нам отступать некуда, потому что в спину дышит комический актер.

Так вот большинство домохозяйств — получателей субсидий (их в Украине 3,7 млн, даже в небольшой Тернопольской области таких насчитывается свыше 115 тыс.), которым назначена субсидия на текущий отопительный сезон еще в октябре—декабре 2018-го (до 31 декабря), получат ее уже в марте. Но получат не как-либо, а в наличной форме. Эти деньги щедро принесут домой работники "Укрпочты" (в основном пенсионерам), или их выплатит Ощадбанк. Очень скоро, в марте, этим деньгам несколько миллионов украинцев будут радоваться за февраль, а в апреле — за март. Аномально высокая температура воздуха в феврале существенно откорректирует размер субсидии. Он будет значительно больше, чем его рассчитали социальные службы.

По замыслу членов правительства, население должно было бы рассчитаться наличными субсидиями за фактически потребленные жилищно-коммунальные услуги. Это означает: если человек сэкономил потребление энергоносителей по факту, то часть субсидии он сможет потратить на другие нужды.

Однако не известно, будут ли субсидианты направлять эти средства на энергосберегающие и энергоэффективные меры. А если они примут решение сэкономить энергоресурсы, то будет ли от этого реальная экономия? Потому что можно, например, установить металлопластиковые окна с двойным стеклопакетом, теплый пол и т.п. и вместе с тем даже не замечать, как тепло уходит сквозь щели в стенах, в подвале. Тогда достичь ощутимой экономии при существующих проблемах с состоянием большинства украинских домов явно не удастся. Бесполезно надеяться на энергетический эффект и в том случае, если на весь многоквартирный дом установлен один счетчик тепловой энергии или если в доме его вообще нет.

И как бы там ни было, но осчастливленным получателям наличной субсидии все же следует рассчитаться за фактически потребленные услуги, иначе (если образовалась задолженность свыше одного месяца) им могут прекратить выплату субсидий вообще или же (если задолженность превысила 340 грн) ее не назначат на следующий период.

Конечно же, Кабмин не забыл и о людях, обратившихся за назначением субсидии после 1 января 2019-го. Хотя эта категория субсидиантов — в меньшинстве, потому что они в основном используют для отопления сжиженный газ и твердое печное топливо, а на этот вид услуг субсидия назначается, исходя из дохода за предыдущий календарный год и на один следующий календарный год. Для таких людей предусмотрены субсидии в денежной (!) форме. Так вот, как оказалось, деньги и денежная наличность — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. На этот случай деньгами за ваши жилищно-коммунальные услуги будет рассчитываться сам Ощадбанк. И только после окончания отопительного сезона остатки средств, отраженные на учетных записях получателей субсидии на 1 июня, этот банк перечислит на текущие счета субсидиантов. И тогда они смогут использовать эти средства для собственных нужд. Но никуда не исчезает вопрос: насколько копеечными или не копеечными будут тогда эти остатки?

Тем временем правительство не прекращает расширять и модернизировать социальные выплаты. Например, с 1 января 2019 г. начал работать новый вид помощи молодым родителям — "муниципальная няня". Кроме 860 грн ежемесячных выплат на ребенка, семья сможет дополнительно получать от государства еще 1626 грн на оплату услуг такой няни, независимо от того, работает мама или находится в декретном отпуске. Правда, няня рискует в таком случае потерять ту же субсидию, потому что программа будет требовать от нее официального трудоустройства. Но это действующую власть не волнует. Наоборот, чем меньше число получателей субсидий, тем ниже расходы из бюджета в поддержку малообеспеченных, которых с годами не становится меньше, поскольку политика действующей власти — это рыба для голодных, а вот желающих раздавать удочки нет.

И избиратели разве хотят — вынуждены пользоваться всеми видами социальных пособий, которые предлагает власть, чтобы элементарно выжить. Однако политический выбор они должны делать осознанно и с критическим подходом, помня, что когда правящий класс в Украине что-то перед выборами дает-прибавляет, то завтра, когда выборы останутся в прошлом, он глубоко залезет в карманы граждан и вернет бюджетные подачки стократно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Валентин Коген Валентин Коген 7 березня, 18:43 Субсидии в Украине, как и их монетизация, являются проявлением великой глупости и экономической безграмотности. Сегодня в энергетике Украины потери ввиду износа основных фондов и падения кпд составляют 60%.производимых энергоресурсов. И все это в парниковый эффект, их стоимость-в тарифы. Понятно, если уж появились деньги, их надо инвестировать в обновление о.ф., модернизации, с целью снизить потери и тарифы, а не раздавать населению в надежде, что оное, следуя "прикрути", накинув на шею костяные бусы с колотушкой в руке побежит в ближайший РОШЕН за конфетками. согласен 1 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Вам также будет интересно