На территории Успенского собора, согласно основной версии ученых Института археологии НАН Украины, обнаружена родовая усыпальница князей Олельковичей, одна уникальная монета XIV-XV века и еще кое-какие значимые исторические находки.
Археологам, в течение последних трех месяцев разрабатывавшим один из исторических культурных слоев разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры, улыбнулась профессиональная удача. Взорам ученых открылись пять саркофагов, где согласно документам, покоились бренные останки литовско-русских киевских князей Олельковичей. До наших времен дошли сведения о том, что после монголо-татарского разрушения Успенского собора князья Олельковичи вложили фамильные средства в его восстановление, а затем были похоронены на священной территории. Говоря об общем числе захоронений только возле Успенского собора Киево-Печерской лавры, ученые называют обобщенную цифру 300.
Специально для «ЗН» комментирует событие доктор исторических наук, под чьим руководством производились раскопки, Глеб Юрьевич Ивакин:
- Зимой 1997 года мы расчищали подземные хода на территории собора с целью изучить их нынешнее состояние, а если надо, то очистить от различного строительного мусора. Потому что без точных знаний о состоянии подземных ходов и вообще подземной территории Успенского собора, невозможно вести речь ни о создании проекта, ни тем более о строительных работах по возрождению храма. И вот тогда мы подошли снизу к одному из саркофагов древнерусского времени из так называемого овручского розового шифера, из которого в древней Руси традиционно изготавливали саркофаги для захоронений (материал «водился» только в районе города Овруча, был приятного розового цвета и легко поддавался резьбе). Дальше оказался завал. Поэтому зимой 1998 года мы соорудили над тем местом палатку, чтобы дождь и снег не препятствовали работе. И тут, к нашему удивлению, оказался не один саркофаг, а целых пять. Погребения были в очень плохом состоянии Сами саркофаги - все в трещинах (мы предполагаем, что этo последствия взрыва Успенского собора).
Есть такая гипотеза, что останки принадлежат князьям Олельковичам, однако до окончания анализа методами естественных наук мы не спешим утверждать - антропологи должны посмотреть ткани, кости, дерево, все продатировать. Более-менее целых скелетов пять, остальные же пока трудно посчитать. В наших планах также - антропологический анализ на предмет установления возможного родства между погребенными. Сейчас антропологи уже дезинфицировали останки, провели микробиологический анализ (отравлены или нет умершие, какого пола и возраста, от чего скончались).
Поскольку саркофаги плохо сохранились, планируется вынуть их, отреставрировать насколько возможно и потом уже, когда будет готов проект собора, вместе с останками вернуть на прежнее место успения. У нас, археологов, есть такое предложение. Но архитекторы и другие специалисты должны посоветоваться, в каком виде это лучше сделать, можно ли будет ходить поверх места захоронения или лучше обозначить могилы.
Научную значимость находки еще предстоит определить, Но уже сейчас ясно, что о таком крупном захоронении мы не знали. И одиночные саркофаги находили в разных местах, но так, чтобы сразу пять в одном месте - не было случая. Если подтвердится версия о том, что погребенные - исторические личности, - тем более ценно.
Мы намерены вести раскопки и дальше, до конца культурного слоя, который простирается еще на три-четыре метра вглубь.
Такие саркофаги - типичны для древней Руси, то есть они могли быть установлены и в конце XIII - начале XIV века, а затем использоваться несколько раз, так как размещены достаточно высоко. Могли быть переставлены в XV или XVII веках. Научных вопросов остается достаточно много.
С точки зрения политической истории Киева доктор исторических наук Михаил Юлианович Брайчевский придерживается мнения, что мы знаем о IX-X веках значительно больше, нежели о периоде начиная со второй половины XIII и до XVI века, потому родовая усыпальница князей Олельковичей представляется ценным восполнением научного знания.
Тем более, что в одном из саркофагов обнаружена уникальная монета XIV-XVIII вв., которая создана по специальной технологии тех времен из серебряной проволоки и имеет идеально рассчитанный вес. Монета принадлежала киевскому князю Владимиру Ольгердовичу, потому с одной ее стороны изображен лик Владимира, а с другой - тамга - знак «доброго» хана Джанибека, что в свою очередь дает основание ученым предполагать некоторую зависимость князя Владимира от Джанибека. Известный специалист в области нумизматики Юрий Козубовский утверждает, что таких монет доселе было известно всего 18, а эта - девятнадцатая - целое событие в нумизматическом мире.
Согласно утверждениям ученых, саркофаги на протяжении всей последующей после захоронения истории вскрывались и не раз. Последнее вскрытие произошло на излете XIX века, о чем недвусмысленно свидетельствует наличие рельс и бетона тех времен, которыми саркофаги были впоследствии укреплены. Наиболее ценные вещи, говорят, собирали монахи Киево-Печерской лавры и переправляли их в ближние пещеры. Два из пяти найденных захоронений были почти полностью разрушены. В одном из трех остальных обнаружены останки мужчины, женщины и ребенка, но утверждать что-либо по поводу их родства ученые пока не могут. Генетический анализ - процедура не из дешевых - пятьсот долларов за исследование одного экземпляра. Но, в принципе, таким способом даже по костям XV века таки можно узнать, например, был ли мужчина отцом или дедушкой ребенка. Во втором саркофаге найден золототканый медальон с неясным изображением какого-то святого. Поскольку он плохо сохранился, сейчас передан в руки реставраторов. Также ценное свидетельство минувших веков получили специалисты по ткачеству на территории Украины. Образцов тканей XV века сохранилось не больше десятка, а с пяти саркофагов получено около сотни фрагментов различных тканей этого периода. Например, подголовник в саркофаге с хорошо сохранившейся «троицей» был устлан златотканной парчовой тканью.
Хоть чуть-чуть вникнув в историческую суть бесценного духовного наследия минувших веков - Киево-Печерской лавры, приходишь к выводу, что, например, испанец Сальвадор Дали не был оригинален, изобретая для своего захоронения место под стопами посетителя его же художественной галереи. Ступая по лаврским тропинкам и дорожкам, в храмах и около них, мы, ныне здравствующие, ходим поверх многочисленных захоронений наших предков, пожелавших навек оставить частичку себя в священной земле Киевской лавры.