Пандемия COVID-19, а потом и полномасштабная война привели к беспрецедентным переменам в жизни Украины и каждого ее гражданина. Но среди всех социальных групп больше всего пострадали дети.
Пандемию, поразившую Украину и мир, удалось остановить благодаря слаженным действиям власти и общества и внедрению карантинных ограничений. Но эти меры также существенно повлияли на жизнь детей. Закрытие школ и детских садов привело к переходу на дистанционное обучение, что требовало новых технологических знаний и высокой мотивации учеников и их родителей.
Вырос уровень стресса и психологического давления на детей из-за ограниченного доступа к социальным контактам и потери обычной рутины. Многие дети в Украине также стали свидетелями агрессии и неуверенности, вызванных войной. Вынужденное перемещение миллионов украинцев создало непонятную и нестабильную ситуацию во многих местах.
Все эти факторы существенно ухудшили ситуацию в образовании и привели к значительным образовательным потерям (для упрощения здесь и далее понятие «образовательные потери» применяется в широком понимании и в зависимости от контекста может включать такие понятия, как «учебные потери», «учебные разрывы», «учебные пробелы», «потери в результатах обучения» и т.п. Здесь можно больше узнать об упомянутой терминологии. — И.Ю.).
Очевидно, что эти потери будут иметь продолжительные экономическое и социальные последствия. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) показывают, что ученики 1–12 классов, пострадавшие от закрытия школ, могут иметь доход в течение всей жизни приблизительно на 3% ниже. Для стран снижение долгосрочного роста, связанное с такими потерями, может привести к падению годового ВВП в среднем на 1,5% до конца века. Эти экономические потери будут расти, если школы не смогут быстро восстановить полноценную работу. Именно поэтому в течение последних лет международные организации и правительства стран направляют значительные усилия на измерение и компенсацию образовательных потерь.
Результаты украинских (опрос-2022, опрос-2023, тестирование-2023) и международных (RAPID-2022, RAPID-2023) исследований свидетельствуют, что основными причинами образовательных потерь являются потери в учебном времени и переход школ на дистанционное обучение. Отдельным фактором, усилившимся с началом войны и существенно влияющим на результаты обучения, является психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса — учеников, их родителей, учителей, руководителей учебных заведений.
Очевидно, что и компенсаторные мероприятия по преодолению образовательных потерь должны быть направлены на компенсацию негативного влияния упомянутых факторов.
Здесь можно предложить несколько направлений для концентрации усилий.
1. Возвращение детей к очному обучению
Чтобы восстановить качественное и эффективное обучение, ученики должны вернуться в школы. В условиях войны это возможно только в тех учебных заведениях, которые а) расположены на относительно безопасных территориях и б) имеют надлежащим образом обустроенные укрытия. Дополнительным фактором, который может ускорить или замедлить процесс возвращения детей к обучению в школе, являются взгляды и настроения учеников, их родителей, учителей, руководителей и основателей учебных заведений.
Соответственно для возвращения детей к очному обучению в школах нужно склонить на свою сторону все эти группы стейкхолдеров с помощью качественной, хорошо спланированной коммуникационной кампании, направленной как на каждую группу в отдельности, так и на общество в целом.
Вместе с тем нужно усилить работу по выявлению и привлечению к ответственности тех основателей учебных заведений, которые ненадлежащим образом выполняют обязанности по обустройству убежищ в учебных заведениях. Для решения этого вопроса необходима координация действий между Министерством образования и науки, Государственной службой качества образования, Государственной службой по чрезвычайным ситуациям и областными военными администрациями, а также более системный учет результатов анализа деятельности местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений по вопросам образования, осуществляемые Государственной службой качества образования во время формирования соответствующих образовательных политик.
2. Повышение эффективности обучения
Эффективность обучения можно повысить, объединив несколько решений:
— увеличение времени обучения вследствие незначительного сокращения длительности каникул (например, летом полноценное обучение может продолжаться до конца июня, а новый учебный год — начинаться в середине августа). Вместе с тем здесь важно позаботиться о профилактике переутомления и выгорания учеников и учителей (например, с помощью более гибкого расписания занятий, поощрения к их проведению за пределами класса и/или школы, использование новых форматов и методик обучения, применение соответствующих психологических приемов и т.п.), а также о коммуницировании таких изменений заинтересованным сторонам;
— перераспределение учебного времени в пользу тех компетентностей (чтение с пониманием, математическая, цифровая, социально-эмоциональная) и результатов обучения, без которых невозможен дальнейший успех учеников. Вместе с тем необходимо разработать и широко внедрить интегрированные курсы, покрывающие другие компетентности и результаты обучения, избегая дублирования материала. Но для реализации такого перераспределения нужны непростые решения, которые можно принять только на политическом уровне — необходимо проранжировать компетентности и результаты обучения и фактически признать, что по крайней мере на определенный период некоторые компетентности и результаты обучения важнее других.
— «сокращение расстояния» между учителем и теми, кто оказывает ему поддержку и формирует образовательные политики. Учитель не должен чувствовать себя оставленным наедине с профессиональными проблемами. Нужно обеспечить функционирование понятной и действенной системы коммуникации и методической и психоэмоциональной поддержки для каждого учителя. В этом процессе должна существенно усилиться роль центров профессионального развития педагогических работников как своеобразных «горячих линий», которые со своей стороны должны получить соответствующую поддержку и координацию от государственных институций (таких как Украинский институт развития образования).
Вместе с тем поставщикам услуг на рынке повышения квалификации педагогических работников целесообразно сместить фокус с более длительных программ (объемом 30 или более часов) на менее короткие, но более прикладные и сосредоточенные на конкретных темах (например, использование диагностического тестирования для измерения учебных потерь, диагностическое и формировочное оценивание, базовые приемы психосоциальной поддержки участников образовательного процесса, использование цифровых ресурсов в образовательном процессе, основы неконфликтного общения и т.п.).
— «обучение из коробки» — разработка готовых решений, «распаковав» которые, можно получить полный набор учебных и методических материалов, достаточных для изучения конкретной учебной темы/раздела и/или учебного предмета/интегрированного курса. Эти материалы должны быть разработаны с учетом предложений по перераспределению учебного времени, о чем шла речь выше. Такой подход открывает несколько важных возможностей для разных категорий участников образовательного процесса.
Во-первых, учитель может гибко проектировать программу учебного предмета или интегрированного курса для конкретного класса, используя набор таких решений. Вместе с тем такие материалы можно использовать в зависимости не только от года обучения учеников, но и от уровня их знаний. То есть, планируя свою деятельность, учитель может использовать те же самые материалы в работе с учениками разных лет обучения в зависимости от их учебного прогресса.
Во-вторых, такие решения дают возможность ученикам эффективнее организовывать самостоятельное обучение. Имея такой набор материалов, ученик может постепенно овладевать учебным материалом в своем темпе.
В-третьих, использование таких разработок может существенно помочь родителям, имеющим желание дополнительно заниматься со своими детьми. Следствием этого может быть повышение результатов обучения учеников и улучшение отношения их родителей к системе образования.
3. Диагностика и оценивание
Для эффективного управления педагогическим процессом учитель должен иметь четкое понимание текущего уровня успеваемости каждого ученика в классе. Диагностическое и формировочное оценивание может помочь учителям адаптировать календарно-тематическое планирование и методики обучения под потребности учеников. Вместе с тем диагностическое оценивание эффективно только тогда, когда для его проведения используется качественный инструментарий. Очевидно, что такой инструментарий невозможно, да и не нужно разрабатывать в каждой школе. В Украине есть институция, имеющая значительный опыт в разработке надежных стандартизированных инструментов оценивания. Это Украинский центр оценивания качества образования, отвечающий за проведение ВНО/НМТ, международное сравнительное исследование PISA, общегосударственные мониторинговые исследования. Также определенный опыт в этом вопросе уже имеет Государственная служба качества образования Украины. При наличии соответствующих ресурсов (финансовых, организационных, человеческих и т.п.) эти организации могли бы обеспечить разработку диагностических инструментов на системной основе.
По состоянию на сегодняшний день единственным диагностическим инструментом, доступным для широкого использования, являются диагностические тесты, разработанные специалистами проекта «Сопровождение правительственных реформ в Украине» (SURGe) совместно с Государственной службой качества образования Украины. Этот инструмент содержит тесты для первичной и вторичной диагностики по украинскому языку, математике/алгебре/геометрии, английскому языку, физики, химии, биологии/природоведению (интегрированный курс), истории Украины, географии для 5-го, 7-го и 9-го классов. Указанные тесты доступны на образовательной платформе «Всеукраїнська школа онлайн».
Государственная служба качества образования начала проведение серии семинаров по использованию диагностического инструментария для учителей школ. Такое обучение запланировано и для персонала центров профессионального развития педагогических работников, — оно организовано совместно с Украинским институтом развития образования. Вместе с тем стабильности этому процессу можно добавить через включение работы с диагностическими инструментами в учебные программы, которые реализуют региональные учреждения повышения квалификации педагогических работников.
4. Психосоциальная поддержка
Дети могут хорошо учиться только тогда, когда хорошо себя чувствуют. Но с началом пандемии COVID-19, а затем и полномасштабной войны состояние психического здоровья детей чрезвычайно ухудшилось. Исследования свидетельствуют о снижении чувства безопасности, мотивации, способности к самостоятельному обучению, умению планировать свое время. Вместе с тем выросли тревожность и неуверенность.
Похожая ситуация наблюдается и среди учителей, что усиливается определенными стереотипными представлениями об учителе как некоем «супермене», который может все, вместе с тем не чувствуя усталости и негативных эмоций.
Комплексное решение этих вопросов, очевидно, выходит за рамки сферы образования, но можно предложить несколько решений, которые позитивно повлияют на успехи в обучении.
Во-первых, нуждается в трансформации система психологической поддержки в школах. Согласно действующим Типовым штатным нормативам заведений общего среднего образования, психолог работает на полную ставку в школах, где есть не меньше 300 учеников для сельской местности и не менее 700 учеников для городов. Поскольку эти расчеты были сделаны в условиях мирного времени, целесообразно их (нормативы) пересмотреть.
Во-вторых, в фокусе работы школьного психолога наряду с учеником должен появиться и учитель, следовательно, в-третьих, школьным психологам нужна соответствующая поддержка и новые инструменты и методики, которые дадут возможность качественно работать со всеми участниками образовательного процесса, а также решать проблемы, с которыми они ранее не сталкивались, — работать с травмами войны. В этой части следует изучить и применить опыт работы психологов из других сфер, например, из военной и сферы работы с чрезвычайными ситуациями.
5. Ресурсное обеспечение
Преодоление образовательных потерь невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Здесь можно говорить о трех уровнях.
1. Ресурсы для учителя. Учителя должны быть обеспечены учебными и методическими материалами, о которых шла речь выше. Они также должны иметь доступ к соответствующему обучению и повышению квалификации и надлежащее техническое обеспечение.
2. Ресурсы для громады. Громады должны иметь достаточно ресурсов для обустройства укрытий и техническое обеспечение учебных заведений. Особое внимание нужно уделить подведению скоростного Интернета к школам и оборудованию рабочих мест учителей необходимой техникой.
3. Ресурсы для государства. Государство должно иметь достаточно ресурсов для обеспечения учеников, учителей и школ всем тем, о чем шла речь в пунктах 1–4.
Конечно, во время войны на такие расходы будет не хватать бюджетного финансирования. Поэтому профильным государственным органам нужно сконцентрировать усилия на разработке комплексного плана преодоления образовательных потерь и поиска донорских средств для его реализации. Важно, чтобы такой план включал мероприятия на всех уровнях — от учителя и школы до системного — с четко определенными сроками и показателями выполнения, а также политическими лицами, отвечающими за его реализацию. Такой подход может значительно повысить шансы на успех в поиске доноров.
6. Обратная связь и оценивание эффективности политик
Получение творцами политик объективной обратной связи от системы — чрезвычайно важный аспект для оценивания эффективности политик и их корректирования. Так можно получить объективную информацию, чтобы оценить результаты принятых мер и утвердить обоснованное решение. Внешнее оценивание процессов и эффективности политик является критическим элементом для обеспечения качественной и результативной деятельности, в частности по преодолению образовательных потерь.
В существующей архитектуре системы образования единственным инструментом внешнего оценивания и получения комплексной обратной связи о качестве образовательных и управленческих процессов в школе является институциональный аудит.
Согласно статье 45 Закона Украины «Об образовании», институциональный аудит — это комплексная внешняя проверка и оценивание образовательных и управленческих процессов учебного заведения, обеспечивающих его эффективную работу и устойчивое развитие.
Именно через эту процедуру Министерство образования и науки и комитет Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций должны получать информацию о действенности определенных политик, процедур, инструментов.
Но сейчас в Украине действует запрет на проведение проверок, под который, к сожалению, попадает и институциональный аудит.
Поэтому управленческий цикл «Планирование—Действие—Оценивание—Усовершенствование» разорван, поскольку оценивание не проводится и решения на системном уровне, касающиеся качества образования и образовательных процессов, принимаются фактически вслепую.
Следовательно, в интересах каждой стороны — от учеников до политического руководства высшего уровня — сделать все возможное, чтобы восстановить проведение институционального аудита и таким образом сбалансировать систему образования.
Этот анализ ситуации и перечень предложений не является исчерпывающим или окончательным, но может служить определенной точкой отсчета для дальнейших дискуссий.