Достойная пенсия vs популистская петля. Почему ограничение зарплат чиновников негативно скажется на благосостоянии украинцев

ZN.UA Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Достойная пенсия vs популистская петля. Почему ограничение зарплат чиновников негативно скажется на благосостоянии украинцев © Getty Images

Приведение пенсий к честному прожиточному минимуму — это требование справедливости, вне всякого сомнения. Ни один гражданин, честно отдавший работе годы жизни, и в целом никто в Украине не должен прозябать.

Но путь к высоким пенсиям не лежит через ограничение зарплат для государственных служащих. Наоборот, такая идея, предложенная в Верховной Раде, — это очередная популистская петля, которая только усугубит экономические и социальные проблемы.

Ограничение зарплат ухудшит эффективность государственных институтов, подтолкнет экономику к тенизации и, как следствие, увеличит пропасть между уровнем пенсий и желательным благосостоянием.

Миф о «справедливости» и ловушка патернализма

Государство, которое стремится к процветанию, должно нанимать на рынке лучшие компетенции. Только высококлассные управленцы могут обеспечить экономический скачок. Удовлетворяться посредственностью, потому что «в стране низкие пенсии», — это сознательный выбор в пользу бедности в будущем.

Типичный аргумент «несправедливо иметь высокие зарплаты, если низкие пенсии» глубоко укоренен в патерналистском мышлении нашего общества: «Я 40 лет работал, и теперь государство обязано».

Но кто конкретно «обязан»? Не абстрактный чиновник, а избранная нами Верховная Рада устанавливает минимальную пенсию. Так не нужно ли сначала разобраться в причинах низких пенсий вместо того, чтобы искать простые, но ошибочные ответы?

Где наши деньги? Анатомия солидарной бедности

В сознании многих господствует миф: «Я платил ЕСВ в Пенсионный фонд». Но наш Пенсионный фонд — это солидарная система, где ваши взносы моментально оплачивали пенсии тогдашних пенсионеров. Вашу пенсию сейчас оплачивают те, кто работает сегодня (а во время широкомасштабной агрессии фактически пенсии украинцев оплачивают еще и налогоплательщики наших союзников).

Увеличение пенсий означает, что нынешние работники должны платить больше налогов и ЕСВ. С учетом того, что ПФУ уже дотируется из других налогов и из помощи международных партнеров, пространство для маневра отсутствует. Повышение налогов замедляет экономическое восстановление, вытесняет инвесторов и бизнес из Украины и приводит к сокращению поступлений в бюджет и ПФУ и в ближайшей, и в отдаленной перспективе.

Цифры говорят сами за себя. Соотношение — 10,7 миллиона плательщиков ЕСВ на 10,4 миллиона пенсионеров плюс почти 3 миллиона лиц с инвалидностью. Это 0,83 плательщика на одного получателя социальных выплат. В Европе этот показатель выше двух (даже 2,6, если говорить о пенсионных выплатах). То есть у нас ситуация втрое хуже европейской.

Добавим, что более 35% зарплат (а из-за повышения военного сбора уже все 38%) находятся в «тени» из-за неадекватно высоких налогов на труд, критически уменьшая базу для взносов.

Да и демография не позволяет надеяться на лучшее: количество лиц 65+ лет относительно людей в возрасте 15–64 года вырастет с 26 до 33% до 2035 года.

Вывод простой и жесткий: на этом этапе нет экономической возможности увеличить пенсии без ущерба для экономики. Наша солидарная система двигается к тому, что нынешние 40-летние через 20 лет не смогут получить пенсию от государства.

Круг бедности: патернализм ведет к упадку

Низкие пенсии — это результат решений, принятых в прошлом избранной нами же властью. Избиралась она из-за недостатка критического мышления и экономической грамотности общества. И вот мы уже в замкнутом круге патернализма и упадка (см. рис. 1).

ZN.UA

Фактически мы 34 года идем по пустыне в мир модерна, но взяли с собой «египтян», которые постоянно напоминают, как было хорошо в Египте и мороженое вкусное. Подбивают требовать повышения социальных стандартов и урезания зарплат госслужащих. «Египтяне» — это не только «комсомольцы», «силовики», «ОПЗЖ+УПЦ(МП)». Это также и невежды, популисты, разные профессиональные хейтеры, которые могут скрываться даже под привлекательной маской либертарианства.

Этот круг четко показывает: выбирая тех, кто обещает повысить пенсии сейчас, вы не получите их повышения (нет экономической возможности), но гарантированно получите ухудшение благосостояния в будущем.

Почему ограничение зарплат госслужащих — ошибочная идея

Во-первых, это не решает ни одну базовую проблему госуправления. Это несистемная реформа, которая не улучшает институциональную состоятельность, не оптимизирует структуры госуправления, не внедряет индикаторы результативности и минимально влияет на расходы бюджета, но из-за ухудшения качества государственного управления приводит к сокращению состоятельности государства в короткой перспективе.

Во-вторых, это риск потери ключевых кадров и компетентностей. Государству необходимо повышать привлекательность государственной службы для специалистов и талантов. В то же время потолок зарплат усилит отток в частный и общественный секторы. Реформы в странах, стремящихся к экономическому росту и благосостоянию, должны быть направлены на повышение профессионального уровня государственных служащих.

В-третьих, низкие зарплаты усиливают коррупционные стимулы. Поэтому Грузия в 2004–2010 годах сокращала коррупцию с помощью комплекса: упрощение процедур, автоматизация, повышение оплаты ключевых сервисов, очистка кадров. Эффект дал именно комплексный подход.

Что делать при этом?

Нашей рабочей группой (совместно правительство и аналитические центры) в 2022 году был разработан план реформы государственного управления. В том числе оптимизация структур и численности, изменение логики систем мотивации для государственных служащих. Ожидаемый эффект реформы — повышение привлекательности и эффективности госслужбы с сокращением расходов на 15 млрд грн.

Также государству требуются единая рамка грейдов + внешняя рыночная привязка для «дефицитных» компетентностей/ролей. Организация экономического сотрудничества и развития также предлагает выравнивать справедливость внутри госслужбы и конкурентность наружу: прозрачные грейды, total compensation (базовая ставка + премии за результат + нематериальное поощрение).

Нужны и контракты с OKR или KPI вместо универсальных потолков зарплаты. С понятными задачами, метрическими свидетельствами и бонусами; для топ-позиций — доля переменного вознаграждения, привязанная к достижениям, например, к показателям стратегий или программы действий правительства. Это также способствует прозрачности.

И, конечно же, сейчас актуальны антикоррупционные реформы: автоматизация услуг, открытые данные, четкие регламенты, контроль (публичный), инклюзивность. То есть инфраструктура добропорядочности, а не потолки зарплат, — вот что снижает коррупционные риски.

Путь к благосостоянию: как разорвать замкнутый круг

Выход из этой ситуации возможен только путем модернизации общества и стремительного экономического роста. На рис. 2 изображен круг, ведущий к процветанию.

ZN.UA

Избирая тех, кто мыслит категориями экономического развития, вы не получите повышения пенсий сейчас, но получите рост благосостояния в ближайшем (3–5 лет) будущем.

Что должна была бы сделать государственная власть для того, чтобы разорвать круг нищенства в Украине:

  1. наладить инклюзивное взаимодействие с гражданским обществом;
  2. инвестировать в гражданское просвещение и формирование новых практик. Децентрализация, ОСМД, «чекапы» — это как раз о новых практиках, а вот «1000 грн», «Национальный кэш-бек», «Ограничение зарплат госслужащим» — это, наоборот, о подпитке патернализма»;
  3. провести наконец пять топ-реформ: приватизацию, регуляторную гильотину, антикоррупционную налоговую реформу, реформу таможенной системы, улучшение системы государственных закупок. И параллельно — пенсионную реформу, реформу госуправления, судебную реформу, реформу УПК;
  4. как результат, реализация восприятия Украины как страны лучших возможностей с человекоцентричным государством и ответственными гражданами.

Что же реально сделать для повышения пенсий?

Повышение пенсий возможно и в коротком горизонте времени путем реализации сущностных изменений. В первую очередь с помощью детенизации рынка труда и дальнейшей трансформации существующей пенсионной системы Украины. А параллельно надо настойчиво работать над экономическим ростом, который органично обеспечит людей большими зарплатами, большими отчислениями ЕСВ и, наконец, более высокими пенсиями.

Нужно понять: нынешние пенсии — это не наказание, а результат политической незрелости нации. Не столько «плохие чиновники сейчас», сколько исторически накопившиеся недостатки экономической и политической систем.

Выйти из этого замкнутого круга можно только путем гражданского просвещения, ответственного решения власти об экономическом развитии (аналог «шоковой терапии») и формирования общественной практики собственной ответственности: за благосостояние семьи, за собственную пенсию, за собственное здоровье и активное долголетие, за собственное образование и повышение производительности.

Нам — обществу — необходимо взрослеть. И исходить из логики, что увеличение пенсии — это результат нашего сознательного выбора государственной власти, контроля над ее решениями и совместных действий. Не ждать простых решений от популистов. Думать и действовать. Только так мы разорвем круг патернализма и построим государство, способное создать достойные условия, в которых все граждане смогут обеспечить собственное благосостояние.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме