После июльских дебатов в парламенте Украины относительно дальнейшего продвижения процесса приватизации Кабинет министров подготовил список предприятий, не подлежащих приватизации. Группа экспертов из Министерства экономики, Фонда госимущества, Антимонопольного комитета, Минфина и Минстата выработала окончательный вариант, который был вынесен на сессию парламента 22 сентября этого года. Несмотря на бурное обсуждение, Верховный Совет решения по этому вопросу так и не принял, комиссии продолжили работу над перечнями до начала октября, чтобы еще раз вернуться к их рассмотрению на сессии.
Взгляды депутатов парламента на количество не подлежащих приватизации объектов общегосударственной собственности, как и следовало ожидать, был диаметрально противоположны: группа «Реформы» выступила против списка, потому что он им казался слишком большим, «левым» же подготовленный в Кабинете министров перечень показался явно недостаточным.
Председатель Фонда госимущества Ю.Ехануров встретился с журналистами, чтобы прокомментировать сложившуюся ситуацию. Всего в список было внесено 5414 объектов, что составляет 23,5 процента от количества всех объектов общегосударственной собственности в промышленности и сфере быта. Первый же вариант, предложенный непосредственно министерствами и ведомствами, включал около 7 тыс. предприятий.
Во время работы экспертов и комиссий Верховного Совета над предложенными перечнями из них был исключен ряд объектов. Во-первых, к ним относятся центры занятости Минтруда, которые вообще запрещено приватизировать, а также детские саду и ясли. Часть из них находится в подчинении АЭС, поэтому запрещение о приватизации атомных станций распространяется и на объекты, что находятся на их финансовом обеспечении и обслуживают их. Из списка исключили предприятия, которые уже приватизированы, а также те, что находятся в процессе корпоратизации: при составлении плана размещения акций контрольный пакет в любом случае будет принадлежать государству.
Отдельно шла речь о предприятиях тех отраслей, где подход к определению не подлежащих разгосударствлению объектов имел несколько , несерьезный оттенок. Так, Минтранс и Минпром пытались вывести из-под приватизации практически все свои предприятия, мотивируя такие действия государственной значимостью последних. Критерий же определить довольно сложно из-за фигурирующих в июльском постановлении парламента юридически неточных формулировок типа «общегосударственная значимость» и «предприятия базовых отраслей». Являются ли, к примеру, настолько государственно значимыми объектами Константиневский завод, где производят бутылки для шампанского, или Луцкий картонно-рубероидный завод, чтобы запрещать их приватизацию? Ведомство настаивает на этом, эксперты - против. А каково будет мнение депутатов, за которыми последнее слово?
К сожалению, для дальнейшей работы парламентариям было роздано только 50 экземпляров списков, хотя по регламенту Верховного Совета их должен был получить каждый из нардепов. Уж не получится ли так, что к началу следующего голосования большинство депутатов практически не будет ознакомлено с перечнями? Выступая перед журналистами, народный депутат И.Квятковский высказался крайне критически: «Скорее всего, список так и не будет принят. Все это делается с одной целью - оттянуть процесс массовой приватизации».
Прогноз не весьма утешительный. Зато, по оценкам Фонда госимущества, наметились некоторые положительные сдвиги в проведении малой приватизации. Введен в действие после утверждения в ФГИ Порядок приватизации государственного имущества предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, относящихся к объектам малой приватизации (к концу года таких объектов должно насчитываться около 15 тысяч). Отмечалось, что если разработанный механизм приватизации не будет блокироваться на местном уровне, то Фонд госимущества сможет обеспечить необходимые темпы малой приватизации, намеченные Государственной программой приватизации на 1994 год, а главное - продажу объектов по реальным ценам.