Обидно, да? Когда в среду конкурс по ЗАлКу с шумом и плеском приземлился в грязную лужу, украинскому правительству было даже некого винить. Эту яму оно вырыло себе собственноручно…
Тендер по продаже 68-процентного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината должен был стать эталонным для украинской приватизации. В общем, он таким и стал: его концовка была настоящим гимном «телефонному праву», оно же — «нужный человек в нужную дверь». Конкурс по ЗАлКу фактически являлся тестом, можем ли мы работать по закону, а не «по понятиям». И то, что этот тест Украина с треском завалила, будет иметь долгоиграющие последствия.
А ведь всего неделю назад казалось, что ЗАлК имеет неплохие шансы стать первым крупным украинским предприятием, честно проданным на открытых торгах в условиях реальной и сильной конкуренции…
Интерес к заводу проявили несколько мощных, с финансовыми ресурсами, группировок — и российских, и местных. Каждая из них располагала серьезной политической поддержкой внутри страны. Не составлял особого секрета состав групп поддержки. Холдинг «Русский алюминий» («Сибирский алюминий», НГЗ, «Украинский алюминий») еще со времен продажи НГЗ дружит с группой Деркача. У «АвтоВАЗ-Инвеста» хорошие отношения с Виктором Пинчуком. Забавно, но и тот, и другой — члены одной парламентской фракции «Трудовая Украина». Впрочем, политика политикой, а бизнес бизнесом… Еще два участника — консорциум «Металлургия» и Сумское НПО им. Фрунзе — пользуются явной симпатией тандема Суркис—Медведчук.
Одной этой тройки с головой хватало для придания процессу динамизма...
По иронии судьбы, покидая конкурс по причине неведомо откуда всплывшего долга ЗАлКа перед Госрезервом (это решение стоило «украинским сибирякам» трех потерянных залогов на общую сумму в 150 тыс. долл.), представители «РусАла» заявили, что сама процедура честная и претензий к ее организации они не имеют. Как раз в тот день, среду 29 ноября, ситуацию взорвало требование о восстановлении в списке претендентов ранее исключенных из участия в конкурсе «Итеры» и внешнеторговой фирмы (ВТФ) «КрАЗ». Губернатор Запорожской области Алексей Кучеренко написал письмо премьеру Виктору Ющенко с такой просьбой. Действия членов тендерной комиссии в этом послании были оценены как «безответственные и пренебрегающие государственными интересами».
Сам по себе факт лоббирования коммерческими или даже партийными группами интересов дружественных организаций ничего удивительного в мировой практике не представляет. Степень цивилизованности страны определяется не наличием или отсутствием лоббистов, а тем, могут ли ими выступать государственные чиновники. Другими словами, насколько велика роль пресловутого административного ресурса...
Немного о лоббируемых фирмах. «Итеру» вообще и «Итеру-Украина» в частности представлять не надо — «ее у нас любят все». Во всяком случае, должны любить. Правда, до сих пор к алюминиевому бизнесу никакого отношения она не имела. Ходил даже устойчивый слух, что ее просто попросили прикупить пакетик для вложения денег.
А вот с внешнеторговой фирмой «КрАЗ» интереснее. Контрольный ее пакет (51%) принадлежит холдингу «АвтоКрАЗ», который, в свою очередь, фактически контролирует группа компаний, дружественных банку «Финансы и кредит». В свое время теснейшие связи с этим банком имело и ЗАО «Интергаз», в руководство которого, помнится, еще недавно входил и г-н Кучеренко. И продвижение им «КрАЗа» выглядит чуточку вызывающим…
Хуже, что действия запорожского губернатора были практически прикрыты поддержкой премьера, наложившего короткую резолюцию: «Согласен». Так что когда в четверг Алексей Юрьевич «штурмовал» в Фонде госимущества кабинет тендерной комиссии, у него уже была надежная поддержка «сверху». Источники «ЗН» утверждают, что состоялись важные встречи г-на Кучеренко и его партнера в залковском проекте Константина Жеваго с Президентом. Так что хотя премьер в понедельник и отозвал свою подпись с письма запорожского губернатора, особого значения это уже не имело…
Сам КрАЗ в этой истории играет только роль посредника. Своих денег у него нет, завод убыточен. Недавно Президент Украины заметил, что продукцию предприятия за деньги отказывается покупать и Россия. Назвать КрАЗ крупным потребителем алюминия тоже сложно: в лучшем случае ему нужно максимум 1% объема продукции ЗАлКа.
Основной упор он делает на договор о сотрудничестве со швейцарской компанией Glencore International AG. Правда, из тех документов, которые были предоставлены ФГИ, следует, что Glencore претендента в общем-то уважает и в дальнейшем с ним готова сотрудничать. Какие-либо обязательства и детали абсолютно всеми сторонами приватизационного процесса старательно умалчиваются. Может быть, все дело в том, что Glencore заинтересована в покупке всех 100 процентов акций Запорожского алюминиевого, а на 68 — не согласна? Что ж, если это окажется правдой, членам тендерной комиссии, принявшей решение в пользу КрАЗа, можно будет лишь глубоко посочувствовать.
К чести комиссии — давлению она уступила далеко не сразу. Запорожскому губернатору пришлось даже ездить в Шевченковский райсуд города Киева. Там гражданка Украины (точнее, ее адвокат) срочно решила, что с принадлежащими ей 70 акциями КрАЗа, на целых 17,5 грн. по номиналу, в случае неучастия завода в приватизации алюминиевого комбината случится что-то нехорошее. Интересно, сколько стоили услуги адвоката…
Дабы предотвратить возможное попрание прав мелкого акционера, суд на всякий случай приостановил конкурс на десятки миллионов долларов… по другому предприятию. Данное решение г-н Кучеренко не счел за труд лично привезти в ФГИ.
На следующий день решение суда было пересмотрено…
В четверг-пятницу тендерный комитет рассмотрел технические предложения сторон, и этот этап все претенденты благополучно прошли. «Итера-Украина» и ВТФ «КрАЗ», естественно, не рассматривались. Более того, председатель тендерной комиссии, первый заместитель председателя ФГИ Михаил Чечетов сделал резкое заявление, осудив действия Кучеренко. После этого оставалось в понедельник только вскрыть пакет с финансовыми условиями, подставить их в несложную формулу, прибавить к баллам за технические предложения… Как сказал один из членов комиссии, в ход пойдет «тупая математика».
К понедельнику ситуация изменилась. И дело совсем не в том, что Алексей Кучеренко вместе с представителями «Итера-Украина» Борисом Соболевым (экс-замминистра финансов) и холдинговой компании «КрАЗ» Владимиром Северюком провели пресс-конференцию. (В ней же участвовал и директор ЗАлКа Иван Бастрыга, озвучивший трогательную версию исчезновения госрезервовских бокситов: оказалось, что их… смыли запорожские дожди. Любопытно, не уносит ли буйная стихия со складов предприятия и готовый алюминий. Если же уносит, то где же он всплывает?) Реально решение по конкурсу рассматривалось на гораздо более высоком уровне. Фонд отчаянно пытался повлиять на происходящее. Александр Бондарь дважды в течение дня говорил с премьером, вскрытие финансовых предложений конкурсантов перенесли на день.
Между тем Антимонопольный комитет Украины, верный своей тактике в крупные скандалы не встревать, резко изменил свое мнение относительно допуска к конкурсу двух выбывших — ЗАО «Итера- Украина» и ВТФ «КрАЗ». Еще недавно его глава Александр Завада в своем письме к председателю тендерной комиссии Михаилу Чечетову утверждал, что не раскрыты отношения контроля, то есть кто является реальными собственниками компаний. Но в промежутке между вторым и третьим этапами конкурса выяснилось, что все в порядке и можно провести опять первый (квалификационный) для двух фирм, затем перейти ко второму (для них же)...
К понедельнику тендерную комиссию уломали, и уже во вторник она рассматривала технические предложения компаний ЗАО «Итера-Украина» и ВТФ «КрАЗ».
Аминь! На этом история конкурса по ЗАлКу, как «честного, проходящего по открытым правилам», была закончена. Он пошел по многократно проторенному пути: «правильный» человек последним заходит в «правильный» кабинет за «правильным распоряжением». Но это, кажется, как раз то, от чего хотели уйти…
Кстати, смену решения тендерной комиссии неофициально объяснили тем, что четверо из пяти ее членов — госслужащие и прямо противостоять мнению премьера не могут. Но тогда возникает логичный вопрос: а зачем вообще нам всякие тендерные комиссии? Давайте прямо напишем — «участников конкурса определяют лично премьер или вице-премьер Украины». Просто и хорошо, а главное по существу. Заодно и время сэкономим. Тем более что после нынешнего конкурса все равно все несогласные будут выходить прямо на соответствующих чиновников в правительстве и работать с ними. И роль тендерных комиссий может стать чисто символической… Можно сэкономить и на советниках: зачем они, коль мы и сами знаем, где нужный кабинет.
Наиболее пострадавшим оказывается именно ФГИ — его «подставили» на полную катушку. Там действительно поверили, что конкурс может быть честным и прозрачным и постарались обеспечить максимальную прозрачность процесса. Теперь настроение у приватизаторов вполне соответствует переживаемому моменту. Кажется, впервые в ФГИ не пытаются делать вид, что происшедшее им жутко понравилось, а честно сказали, что предыдущее решение тендерной комиссии (не допускать две компании ко второму этапу конкурса) было правильным. А то, что эти компании все-таки участвуют, вызвано, по словам М.Чечетова, исключительно политическими причинами, не имеющими отношения к тендерному процессу. И другие участники имеют законное право оспаривать его в суде…
Зато сумма, которую предложил за пакет победитель (им оказалась именно ВТФ «КрАЗ»), вызвала неподдельный интерес: за пакет акций довольно-таки не нового завода с устаревшей технологией отвалили 101,5 млн. долл. Это примерно в 1,5 раза больше, чем собирался заплатить ближайший претендент — «АвтоВАЗ-Инвест». Напомним, сошедший с конкурсной дистанции «Русский алюминий» (цена его предложения — 61 млн. долл.) посчитал, что, учитывая вскрывшиеся долги перед Госрезервом, дешевле просто построить новый завод. Хотя, может, в Glencore, купившей пару месяцев назад такой же мощности завод в Швеции, думают по-иному.
Советник ФГИ — «Райффайзенбанк» дипломатично заметил, что сумма, предложенная за пакет, «превосходит его цену как бизнеса» и, надо думать, определялась иными причинами. На всякий случай Фонд госимущества предупредил победителя, что банковскую гарантию он проверит «на просвет» и если что-то будет не так, то договор немедленно расторгнут. То же самое произойдет и в случае нарушения инвестобязательств.
Столь непочтительное отношение к победителю, возможно, объясняется и тем, что с основным акционером «КрАЗа» — компанией «Мега-Моторз» — ФГИ еще в прошлом месяце судился по практически аналогичному поводу. Да и с группой, дружественной банку «Финансы и кредит», отношения у него не самые теплые — достаточно вспомнить эпопею с «Луганскоблэнерго»… Впрочем, инвестиционный советник бодро выразил готовность проверить выполнение всех пунктов договора купли-продажи и провести оценку рисков.
Что касается других участников конкурса, то они не сговариваясь высказали схожие мысли. Один назвал изменение состава его участников «нахальным», а другой пришел к выводу, «что это делает абсурдной саму идею проведения приватизации предприятий Украины». В суд, правда, пока никто не подал, но, похоже, за этим дело не станет.
Итак, правительство, резко и грубо изменив правила игры, заодно подрубило и планы привлечь в будущем году 1 млрд. долл. от приватизации. Ведь для этого придется продавать серию крупных объектов, облэнерго, химзаводы, «Укртелеком», а успешный опыт лоббирования по ЗАлКу наталкивает на интересные мысли и технологии.
Как ни печально, никакой волшебной палочки, позволяющей быстро вернуть доверие к процессу приватизации, не существует. Просто придется из конкурса в конкурс, скрупулезно, до запятой следовать законодательству. Первый экзамен мы завалили, но еще есть время сдать второй — на подходе продажа облэнерго. Но если и там вопросами допуска будет заниматься лично премьер, или тот же ЕБРР (есть такие попытки), а функции тендерной комиссии сведутся к штамповке решений, то это уже будет совсем другая песня и совсем другие цены.
А в заключение — о приятном. Результаты конкурса по ЗАлКу никак не повлияют на инвестиционную привлекательность Украины. Падать ниже — вроде некуда, а подниматься выше — не с чего. Так что все в порядке?