Олег Гайдук |
Не успел ОАО «Укртелеком» объявить о завершении льготной продажи акций, как финансисты с удвоенной силой заговорили о следующем, самом важном этапе приватизации национального оператора связи Украины — конкурсной продаже 37-процентного пакета. Активность льготников компании, которые, кстати, приобрели 7,14% акций, безусловно, радует, однако промышленный инвестор куда более требователен и расчетлив…
Об итогах льготной приватизации, задачах, стоящих перед компанией в преддверии конкурсной продажи пакета акций, и о ее влиянии на развитие всей отрасли связи рассказывает председатель правления ОАО «Укртелеком» Олег ГАЙДУК.
— Олег Васильевич, итоги льготной приватизации уже подведены. Удалось ли, по вашему мнению, достичь тех целей, которые ставились перед ее началом?
— Несомненно, в целом льготная продажа акций прошла успешно. И самым значимым итогом первого этапа приватизации ОАО «Укртелеком», на мой взгляд, является то, что государственно важные процессы реализуются прозрачно и открыто, а органы власти, отвечающие за приватизацию — администрация Президента, Кабмин, Госкомсвязь, Фонд госимущества, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, — эффективно сотрудничают. Подтверждение тому — целый комплекс мер, реализованных как на подготовительном этапе, так и во время льготной приватизации: формирование законодательной и нормативной базы, организация работы более чем 700 пунктов по приему заявлений граждан по всей территории Украины, запуск единой автоматизированной системы обработки данных, «горячая линия», установленная непосредственно в генеральной дирекции ОАО, регулярные плановые проверки в регионах и многое другое.
— С какими проблемами пришлось столкнуться на первом этапе разгосударствления ОАО «Укртелеком»?
— В первую очередь — с низким уровнем платежеспособности населения. Именно по этой причине пенсионеры ОАО выкупили около 60% своей доли акций. Вторая, не менее острая проблема — рекордно короткие сроки приватизации. За четыре месяца нашим службам пришлось выполнить огромный комплекс работ. Ни в одной стране мира разгосударствление национального телекома не проходило в столь сжатые сроки. Поэтому результаты льготной приватизации — более чем 151 тыс. акционеров, которые выкупили 7,14% — акций,— впечатляют еще более.
— Привлекательность ценных бумаг для льготников понятна — они приобретали за полцены акции, которые всегда будут котироваться. А чем может привлечь ОАО «Укртелеком» стратегического инвестора?
— Вряд ли следует объяснять, что ОАО «Укртелеком» — предприятие с огромным потенциалом. К тому же телекоммуникационная сфера в Украине — на сегодняшний день одна из наиболее инвестиционно привлекательных. «Укртелеком» обеспечивает 85% телекоммуникационной сети страны; общая протяженность каналов первичной сети составляет свыше 100 тыс. километров; за первое полугодие 2001-го темпы введения в эксплуатацию новых АТС возросли на 23% по сравнению с прошлым годом. Наша компания может и должна обеспечить в Украине связь мирового уровня, что, в свою очередь, для инвестора означает перспективность его вложений.
Международные операторы понимают, что в ХХІ веке внедрение современных информационных технологий будет происходить повсеместно. Рынок Украины, стран СНГ в целом, не может находиться в стороне от процессов глобальной интеграции, в том числе и телекоммуникационной. При этом эффективное развитие «Укртелекома» — единственный и безальтернативный путь кооперации с мировой телекоммуникационной сетью.
— Можно ли сравнивать процессы приватизации ОАО «Укртелеком» и национальных телекомов других стран? Есть ли общие проблемы, и в чем принципиальная разница?
— Общая тенденция одна — именно с приватизации национального телекома начинается реальное реформирование сектора связи. Кроме того, успешная приватизация проходит только в тех странах, где тщательно и грамотно подошли к определению ее стратегии, обеспечению правового и законодательного поля и, конечно же, четко выполнили все процедуры. Затем в течение пяти-десяти лет национальный оператор остается монополистом, в первую очередь на такие услуги, как международная, мобильная связь. Это обеспечивает стратегическому инвестору возможность уверенно участвовать в приватизационных процессах, не боясь за судьбу своих инвестиций.
Да, в Украине много и своих проблем. Так, задолго до подготовки к приватизации ОАО «Укртелеком» началась необоснованная либерализация рынка. На сегодняшний день выданы более 1000 лицензий операторам разных форм собственности на разные виды услуг. Большинство из них не работает в правовом поле, очень много злоупотреблений. Уже прошли два заседания СНБО, издан ряд указов, однако данный вопрос требует дальнейшей серьезной работы.
— Что, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы конкурс прошел максимально выгодно для ОАО «Укртелеком» и украинской отрасли связи в целом?
— Есть несколько основных проблем, не решив которые мы вряд ли можем рассчитывать на успех следующего, наиболее важного для экономики Украины этапа приватизации компании. Например, требует доработки законодательная база, регулирующая отрасль связи Украины, в частности закон «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком». Этот вопрос предельно важен в контексте увеличения конкурсной стоимости пакета акций: наши коллеги в Европе полноценную законодательную базу считают фактором, который на 30—40% формирует эту стоимость. Кроме того, необходимо расширять научно-техническое сотрудничество с ведущими телекоммуникационными компаниями Европы, США, Японии, модернизировать техническую базу ОАО с помощью лучших отечественных и зарубежных производителей.
Также важно модернизировать мощности компании, в первую очередь развивать телефонную связь и сферу Интернет-услуг. Так, сейчас продолжается обновление и рост телефонных сетей. Будет также увеличиваться количество универсальных карточных таксофонов, которые позволяют с помощью телефонной карточки пользоваться не только местной, но и междугородней и международной связью. Что касается Интернет-рынка, «Укртелеком» начал строительство национальной транспортной мультисервисной сети, в рамках которой будут созданы высокоскоростные каналы связи между всеми областными центрами с пропускной способностью 155 Мбит/с. Готовится также введение в действие системы высококачественного ISDN-доступа в Интернет. Таким образом, основная ставка сделана на внедрение самых современных систем обработки и передачи информации, внедрение цифровых технологий связи на всей территории Украины.
— Эксперты считают, что приватизация компании, контролирующей 80% рынка местной связи Украины, приведет к значительному изменению «правил игры» в отечественной телекоммуникационной сфере.
— Главная задача приватизации национального оператора — улучшить качество связи в Украине. Безусловно, рынок будет другим, но он станет лучше, ведь здоровая конкуренция, взвешенный подход станут основными критериями работы телекоммуникационных компаний. Мы ждем, что в нашу экономику придет промышленный инвестор с немалыми деньгами для отечественного рынка связи, но условиями приватизации защищены и государственные интересы страны. У меня есть все основания утверждать, что приватизация пройдет эффективно.