Дискуссия о путях приватизации между премьер-министром Юлией Тимошенко и первым вице-премьером Анатолием Кинахом продолжается. Свидетельство тому — результаты последних совещаний в правительстве, на которых обсуждались вопросы подготовки к приватизации предприятий в 2005 году.
Известно, что Юлия Владимировна и Анатолий Кириллович уже давно расходятся во мнениях относительно так называемой реприватизации. Стоит вспомнить хотя бы «список Кинаха», само существование которого вызвало у Тимошенко подозрения в коррупции. В свою очередь, первый вице-премьер, являющийся также руководителем Украинского союза промышленников и предпринимателей, считает промполитику своей вотчиной и неодобрительно относится к попыткам премьера ограничить его административные и лоббистские возможности.
Впрочем, оппонентами премьера и первого вице-премьера сделали не личные амбиции, а политика: для Тимошенко крайне необходимо реализовывать социальные программы правительства, для Кинаха — сохранить поддержку руководителей предприятий. Отсюда и различие в подходах к госсобственности: там, где премьер-министр видит источники для наполнения бюджета, ее заместитель, как правило, усматривает возможности для защиты интересов промышленников. Однако, интересы промышленного лобби неоднородны, зачастую противоречивы, и лоббирование их не всегда успешно. Так, неудачей закончилась попытка «разрулить» ситуацию вокруг Северодонецкого государственного производственного предприятия «Объединение «Азот».
Напомним, что на совещании у первого вице-премьера, состоявшемся 14 июля, было принято решение создать рабочую группу по вопросам приватизации. Группе поручалось рассмотреть различные варианты решения проблемы «Азота», а главное — выйти на мировое соглашение с новыми собственниками предприятия. Однако Юлия Тимошенко решила по-другому и по итогам совещания, проведенного ею 26 июля, поручила составить план-график возвращения СГПП «Объединение «Азот» имущества, переданного во время реализации плана санации предприятия в уставный фонд ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот». Премьер-министр также дала поручение обратиться в исполнительную службу для исполнения решения Печерского суда г. Киева о возвращении имущества предприятия в госсобственность. Собственно, к этому все и шло.
Процедура «правильно» организованного банкротства и последующей санации СГПП «Объединение «Азот», затеянная аккурат накануне президентских выборов и позволившая под шумок увести из госсобственности предприятие, которое ряд экспертов оценивает более чем в миллиард гривен, была проведена настолько заметно, что оспаривалась правоохранительными органами еще во времена Кучмы. Тем не менее в декабре 2004 года «инвесторам», вероятно, не без помощи представителей местных органов власти и самого президента, удалось-таки дожать досиживавших последние дни в своих креслах чиновников ФГИУ и Минпромполитики и получить в собственность даже не 50%+1 (как планировалось изначально), а все 60% акций одного из крупнейших химических предприятий Украины под обещание вложить 120 млн. долл.
Однако новая власть, поставившая одной из своих задач пересмотр итогов «теневой приватизации», мириться с таким раскладом не собиралась, и в марте 2005 года создание на базе СГПП «Объединение «Азот» новой структуры было оспорено. Впрочем, и новые собственники «Азота», компания Worldwide Chemical LLC, регулярно информируя общественность о своих производственных успехах и подавая апелляции в высшие судебные инстанции, тем не менее всячески демонстрировали готовность идти на компромисс. Оставалось только определить его границы.
В начале июня, во время пребывания Анатолия Кинаха в Москве, встречи с ним добился один из «теневых приватизаторов» «Азота», соучредитель компании Worldwide Chemical LLC и по совместительству депутат Госдумы РФ Николай Ольшанский. (Кстати именно Ольшанский, являющийся также акционером IBE Trade Corp. (США) и ОАО «Россошанские минеральные удобрения» (РФ), пытается нагнетать обстановку вокруг «Азота», апеллируя то к американским конгрессменам, то к российским депутатам. Такое ощущение, что судьба украинских предприятий может решаться только в Вашингтоне или Москве.)
Судя по всему, давление со стороны российских и американских лоббистов было сильным. И уже 25 июня первый вице-премьер сообщает журналистам о возможном мировом соглашении по северодонецкому «Азоту». По словам Кинаха, в качестве одного из условий предусматривается передача контрольного пакета акций предприятия государству. Президент компании Worldwide Chemical LLC (зарегистрированной, к слову, в американском оффшоре — штате Делавэр) Стивен Плотник направляет Кинаху письмо, в котором благодарит Анатолия Кирилловича «за конструктивный разговор».
Однако 13 июля все тот же президент Worldwide Chemical LLC предлагает первому вице-премьеру другой вариант соглашения. По нему, американская компания оставляет у себя 60% акций «Азота», то есть сохраняет полный контроль над предприятием, а в качестве жеста «доброй воли» отдает государству 60 млн. гривен. Как говорится, дешево и сердито.
Инвесторы также сообщили о достижении принципиального соглашения с «крупнейшей в области производства и сбыта удобрений компанией Yara International ASA о предоставлении принадлежащих ей лицензий и ноу-хау в сфере энергосберегающих технологий», что, как они утверждают, позволит без остановки производства достичь 20-процентного увеличения объема. Кроме того, пообещали «Азоту» обеспечить корпоративный выход на мировой рынок минеральных удобрений и отдать ставшие ненужными в России аммиачные цистерны. В общем, будет не Северодонецк, а сплошные нью-васюки.
Однако стоит отметить, что руководители Worldwide Chemical в своем послании стыдливо замалчивают тот факт, что государство фактически «безвозмездно» рассталось с одним из крупнейших химических предприятий в обмен на обещания инвестора осуществить реконструкцию производства. При этом даже через полгода абсолютно непонятно, в чем именно заключается инвестиционная программа, какие средства, куда и когда будут вкладываться. Кстати, половина инвестиционных обязательств — 60 млн. долл. — лежат на счетах предприятия, перечисленные в качестве взноса в уставный фонд ЗАО «Объединение «Азот». Но, похоже, новые владельцы искренне думают, что именно наличие, а не расходование денежных средств является доказательством серьезных их инвестиционных намерений.
Кроме того, в проекте соглашения не отражен тот факт, что, помимо производства аммиака, на северодонецком «Азоте» имеется ряд других, не менее важных производств — как удобрений, так и продукции органического синтеза, многие из которых являются уникальными. Об их реконструкции ничего не сообщается.
Что касается принципиального соглашения с Yara International, то эта компания, являясь одним из лидеров по объему производства аммиака, не владеет технологиями строительства аммиачных производств. Лидерами в этом являются компании Kellogg Brown&Root и Haldor-Topsoe, по технологии которых строится большинство современных аммиакопроизводств в мире. Их технологии, между прочим, использует и Yara, а значит, и передать их «Азоту» самостоятельно не сможет. Таким образом, получается, что в планах руководства Worldwide Chemical — отнюдь не глубокая модернизация производства, а наращивание выпуска одного из компонентов (аммиака) и включение предприятия в свою технологическую цепочку.
Аппетиты и амбиции приватизаторов продолжают расти. Совсем недавно Worldwide Chemical обратилась к вице-премьеру с просьбой и надеждой, что «со стороны министерств и ведомств не будут приниматься решения и действия, тормозящие положительную работу ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот».
Ну а как под инвесторским надзором оборачиваются средства и платятся налоги?
По сообщению Департамента по связям с общественностью МВД Украины, луганская милиция раскрыла махинации должностных лиц СГПП «Объединение «Азот», которые в декабре прошлого года приобрели у ДК «Газ Украины» и НАК «Нафтогаз України» 117,6 млн. кубометров природного газа на сумму свыше 46 млн. гривен, которые в дальнейшем на предприятии не оприходовали и в хозяйственной деятельности не использовали, зато включили в состав налогового кредита, на основании чего незаконно получили из бюджета возмещение НДС на сумму около 8 млн. гривен.
Пример показательный. «Акулы бизнеса» не останавливаются ни перед чем, чтобы добиться нужных договоренностей: ни перед посулами, ни перед угрозами. Но, получив желаемое, они тут же требуют большего. Закончить миром они могут только в одном случае: сожрав желаемый кусок до конца.
Так что вопросов к бравым отечественным и зарубежным приватизаторам вполне достаточно, задавать их будут долго. Как заметила Юлия Тимошенко, слишком уж много активов «растасканы по кускам». И возвращать их придется. Даже если кому-то из чиновников этого не слишком хочется.