Не прошло и недели после начала конкурса по ЗАлКу, как из пяти претендентов на участие в нем осталось только трое. Отсев на первом этапе двух из них — ЗАО ВТФ «КрАЗ» и ЗАО «Итера—Украина» — был довольно легко прогнозируем. Откровенно говоря, не очень понятно, что эти известные компании забыли на этом конкурсе. Даже если учесть, что за спиной «КрАЗа» смутно проглядывали контуры швейцарской компании Glencore International AG, все выглядело не слишком серьезно. Впрочем, у представителей Запорожской обладминистрации на этот счет было другое мнение. Запорожский губернатор Алексей Кучеренко лично пришел на заседание комиссии и так горячо отстаивал интересы этих фирм, что народ испугался, как бы не дошло до драки. Впрочем, все обошлось, тем более что в состав тендерной комиссии входят сотрудники МВД и СБУ. Чуть позже г-н Кучеренко и председатель ФГИ г-н Бондарь рассказали, что они друг о друге думают. Дело вышло на уровень премьера и первого вице- премьера…
Тем не менее «КрАЗ» и «Итера» в список так и не попали. В нем оставались только «три бога- тыря», между которыми и ожидалась основная борьба. Добрыня Никитич — это консорциум «Металлургия» и Сумское НПО им. Фрунзе; Алеша Попович — тройственный союз российского алюминиевого трейдера «Арлан», ОАО «АвтоВАЗ» и Внешэкономбанка России. До нынешней среды Ильей Муромцем «работал» холдинг «Русский алюминий», более известный в Украине как группа «Сибирский алюминий». После самой дорогой в истории нашей страны покупки акций НГЗ он решил попытать счастья и в Запорожье, идя на конкурс тремя компаниями: Братский алюминиевый завод, ОАО «Объединенная компания «Сибирский алюминий» и принадлежащий ей же ОАО «Николаевский глиноземный завод».
Между этой тройкой ожидалась серьезная схватка. Еще до начала конкурса стороны намекали о своих намерениях, пригрозив при необходимости отстаивать их и через суд. Развернулась и рекламная кампания претендентов в прессе.
И вдруг самый мощный участник гонки — «Российский алюминий» — заявил, что сходит с дистанции. Поводом послужило письмо председателя Агентства по материальным резервам Евгения Червоненко о том, что в условиях конкурса не учтена сущая безделица — ранее израсходованные предприятием полмиллиона тонн бокситов того же Госрезерва. И стоимость их, вместе с пенями и штрафами, оценивалась в каких-то 169 млн. грн.(31 млн. долл.) — немногим больше, чем стартовая цена за пакет. Без пеней, правда, эта сумма сокращается вдвое, до 15 млн. долл. Но тоже ничего.
Вдобавок, исследовав структуру оборотных средств предприятия, россияне выяснили, что таковых просто не существует. Комбинат кредитуют торговые партнеры и на вполне приличную сумму в 30—40 млн. долл. При этом основным кредитором выступает все тот же «Арлан».
Просчитав ситуацию, специалисты «РусАла» пришли к довольно грустному выводу: с учетом выполнения всех инвестобязательств и погашения долгов ЗАлКа период окупаемости проекта удлиняется с пяти лет до восьми. Так что проще уж построить новый завод — тем более что они и так обязались это сделать в 2002 году, по условиям конкурса по НГЗ. Покупку же ЗАлКа назвали экономически нецелесообразной.
Напоследок эксперты «РусАла» засветили любопытную информацию. Оказалось, что БрАЗ был готов заплатить за пакет акций 61 млн. долл., провести техническое перевооружение на 210 млн. долл. и оказать поддержку в погашении старых долгов на 93 млн. долл. Как они считают, это были самые выгодные для Украины условия…
По неофициальной информации, другие претенденты намерены предложить меньше. Так, «АвтоВАЗ—Инвест» обратился в российский Центробанк с просьбой разрешить ему вывезти 50 млн. долл. Возможно, это и есть их максимальная цена за пакет. Правда, не исключено, что при необходимости «АвтоВАЗ» прокредитует кто-то из партнеров, в том числе и украинских. Ходят упорные слухи о том, что у него наладились здоровые партнерские отношения с группой «Интерпайп».
Есть где кредитоваться и консорциуму «Металлургия». Более того, как считают те же эксперты, он может предложить больше — до 54 млн. долл. Насколько правильны эти прогнозы, покажет ближайшее будущее.
Косвенным подтверждением того, что «Металлургия» предложит больше, чем «АвтоВАЗ», может быть заявление ее гендиректора Анатолия Головко о том, что ранее он считал «Русский алюминий» своим основным конкурентом. Обнадеживают «Металлургию» и результаты проверки технических предложений. Первое место занял БрАЗ, зато второе и третье достались «Металлургии» и Сумскому НПО. Ну а БрАЗ уже, похоже, не в счет.
Впрочем, все признают, что участие «Русского алюминия» в конкурсе привело к серьезному повышению цены пакета. Как выразился представитель одной из компаний, если бы не «РусАл», цена «болталась бы максимум на уровне 30,0—30,5 млн. долл.» А так уровень раза в полтора выше.
Интересно, что, покидая конкурс, «РусАл» положительно отозвался о ФГИ, заявив, что тот неплохо выдерживал давление с разных сторон и действительно стремился сделать конкурс прозрачным. (Знают ли россияне о том, как тяжело переносится эта прозрачность нашими не привыкшими к подобной неопределенности приватизаторами?) Правда, столь миролюбивое отношение не распространяется на советника Фонда — «Райффайзен банк». Отметив, что с его головным, австрийским офисом у них прекрасное взаимодействие и сотрудничество, саянцы выразили глубокое сомнение в компетентности его украинского представительства. «РусАл» легко понять: если советник проглядел существование долга в 15 млн. долл., то чем он тогда занимается? Досталось и Антимонопольному комитету, которому, по мнению россиян, «за семь лет пора бы чему-то и научиться, в частности выучить, что такое вертикально-интегрированная компания».
Впрочем, все это лирика. В «сухом остатке» — Украина, судя по всему, получит за пакет меньше денег, чем могла бы. Кроме того, лишний раз продемонстрировано, что доверять отчетам украинских предприятий о себе — дело, мягко говоря, рисковое. Любопытно, почему отчет Госрезерва всплыл именно сейчас.
После ухода «РусАла» ситуация приобретет дуэльный характер, что наверняка добавит в нее ярких красок. Как известно, стрелять в одного зайца удобнее. А у каждого из наших «зайцев» имеется неплохая группа поддержки…
Впрочем, «РусАл» тоже никуда не денется. Ему предстоит построить в Харьковской области завод, мощностью практически равной ЗАлКу — 100 тыс. тонн алюминия в год.