Последний месяц страна смотрит игру «Смотрите, кто ушел (пришел)». Однако было бы крупной ошибкой на фоне модного теперь донецкого трансферта забывать о старых игроках. За неделю до отставки Анатолия Кинаха о своем присутствии мощно напомнила администрация Президента. Комплексная отработка восьми областей закончилась весьма внушительно — отставкой пары губернаторов и четырьмя выговорами остальным. Причем последним четко указали, что следующая серия — это неполное служебное, ну а дальше…
Формальный повод отставки — плохое содействие малому бизнесу — особого значения не имел. Куда важнее было напомнить, что республика у нас президентская, а материалы для Президента готовит его администрация.
Ноябрьский «звездопад» зацепил и Фонд госимущества. Его главе Александру Бондарю было объявлено о неполном служебном, т.е. следующий шаг вполне предсказуем. Учитывая полный провал планов приватизации текущего года (дай Бог, чтобы ФГИ собрал 15% намеченных поступлений) — это не такая уж большая новость. Однако, скорее всего, этим дело не ограничится. На прошлой неделе по Кабмину пошла гулять докладная АП на имя Леонида Даниловича Кучмы о ситуации вокруг одного из тысяч украинских ОАО — «Дашуковские бентониты». Само по себе предприятие не слишком большое, ежемесячный объем реализации — около миллиона гривен. Но выводы на основании его судьбы делаются весьма и весьма…
Нынче за государством остаются 25% акций ОАО, которые были переданы в управление фирме ОАО «Фирма «Торговый дом». Ей же принадлежат и более 50% акций предприятия. Приватизация предприятия шла долго и нудно с многочисленными скандалами, судебными решениями и проч. В общем, почти эталонная украинская продажа начала XXI века.
Кроме того, Президенту наверняка пояснят (хотя в докладной этого нет), что «Торговым домом» прежде руководил нардеп Николай Мартыненко. Так что все «хорошее», что говорится о фирме, автоматом отнесут на счет «Нашей Украины».
Выводы же предлагаются незатейливые: госпакет отобрать, последний конкурс по продаже 25% отменить и проч. В переводе общепринятый: прощай, контроль над предприятием. Кстати говоря, это уже далеко не первый звоночек для Мартыненко и его партнера Давида Жвании. В конце октября руководитель главного контрольного управления администрации Президента Украины Валентин Коваленко в качестве примера приватизации по заниженной цене выбрал — вероятно, за неимением других — их же Запорожский абразивний комбинат. Очевидно, приватизация соседних ферросплавных и металлургических заводов продемонстрировала сверхвысокие цены, и претензий к покупателям не имеется.
Еще в прошлом году на конкурсе за «Бентонит» воевал консорциум «Металлургия». И входили в него, помнится, структуры Константина Григоришина. К тому времени его «нормальные человеческие отношения» с господами Суркисом и Медведчуком дали сильную трещину, но открытая война была еще впереди. Поэтому конкурс еще не казался неправильным. Наверное, со временем мы все становимся немного мудрее…
Впрочем, «Бентониты» в этой игре — мелочь. Хотя власти небогатого района, где он крупнейший плательщик налогов, с этим вряд ли согласятся.
Надо отдать должное: что-что, а грамотно и красиво прессовать кого нужно, у нас уже научились. На этой неделе еще один кандидат в местные олигархи, Петр Диминский понял, что контроль над НПК «Галичина» и членство в «Нашей Украине» — вещи трудно совместимые. Так что «лапки вверх» — и на вольный внефракционный воздух. Остальным продолжают разъяснять — доходчиво, компетентно и профессионально.
Конечно, предприятий у нас много и далеко не все еще проданы. Кое-что осталось и в заначке. А на многих ОАО госпакет «при правильном управлении» может прилично повлиять на расстановку сил и финансовых потоков. И мы опять возвращаемся к Фонду госимущества. В ноябре с.г., в связи с «Бентонитами», президентские администраторы пришли к далеко идущему выводу — что мнение «многих специалистов, руководителей органов исполнительной власти, и предприятий» о том, что ФГИ исчерпал себя и его необходимо ликвидировать, является «разумным». Взамен предполагается функции управления государственным имуществом передать центральным и местным органам власти, которые отвечают за развитие соответствующих сфер жизнедеятельности страны.
В принципе идея не новая, и многие ее действительно воспримут на «ура». Особенно те же местные власти. До сих пор ФГИ буквально зубами вырывал на приватизацию объекты, и случаи, когда с ним были согласны местные чиновники, можно пересчитать по пальцам. Так что новый передел функций их вполне устроит…
Другое дело, что в той же докладной дается вполне исчерпывающая характеристика текущей ситуации на местах. «Такое состояние является следствием деления регионов на бизнес-сферы, которые поддерживаются не только теневым капиталом, но и властными структурами. Они не защищают государственные позиции, а постоянно манипулируют интересами производителей, сознательно приводят предприятия к банкротству и к убыточности…»
В стране также «завершена работа, с использованием аналогичных теневых схем, по искусственному доведению до убыточности и банкротства государственных предприятий спиртовой, водочной, пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятий оборонной промышленности». Правда, причиной видится потеря управления со стороны органов исполнительной власти — как местной, так и центральной. Но нет ли здесь передержки? Почему, собственно, потеря, если происходящее замечательно вписывается в текущее «деление регионов на бизнес-сферы» и т.д.? Стоит, к примеру, напомнить, что рентабельность производства водки зашкаливает глубоко за 600%. А посмотрите на балансы водочных заводов — почти все убыточны.
Честно говоря, это мало кого волнует, ведь не все чиновники живут на одну зарплату. Многие вносят посильный вклад в достойное место Украины во всех мыслимых рейтингах коррумпированности. Теперь им еще и легче станет: своя рука — владыка.
Конечно, совсем уж без присмотра местные власти не останутся, что и было продемонстрировано в ноябре. Когда понадобится, контроль будет жестким. Напомним, что у запорожского и днепропетровского губернаторов уже есть по выговору. И это только за малый бизнес. А что будет, если они как-то неправильно распорядятся госпакетами некоторых заводов вверенных им регионов?
Интересно, что в вину Фонду госимущества ставят и «фактическую утрату таких приоритетных отраслей производства, как машиностроение, радиоэлектроника, производство телевизоров, электробытовых приборов и т.д.». Отрасли действительно выглядят жалко, но немалая часть из погибших предприятий легла как раз под зорким оком местных властей, до последнего не отпускавших их на приватизацию.
Но это так, к слову. Чего-чего, а компромата на приватизаторов накопать несложно. ФГИ действительно из рук вон плохо управляет госпакетами, особенно на местах. Проблема в том, что это не значит, что хуже управлять невозможно. Как утверждают оптимисты, еще как возможно! Отобрать у Фонда еще какие-то функции? Так их и так уже обкорнали: сплошь и рядом приватизацией руководит кто угодно, начиная с судов и заканчивая чиновниками среднего уровня в Кабмине или на местах. Не то чтобы в Фонде работали одни ангелы — их там не больше, чем на Банковой, Грушевского или в обладминистрациях. А свободного пространства для полетов у них гораздо меньше…
И дело не в разгоне приватизационного ведомства, чье существование прописано в Конституции, — до этого вряд ли дойдет. Просто сейчас появилось достаточно много охотников получить шкурку председателя ФГИ.
Называют очень разные фамилии. Некоторые кандидатуры — типа слегка подзабытого Владимира Ланового, крымского экс-премьера Валерия Горбатова или же нардепа двух созывов Владимира Заплатинского — трудно рассматривать всерьез. В поисках «кадровых» приватизаторов традиционно уже вспоминают о многолетнем председателе специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александре Рябченко и нынешнем первом заме ФГИ Михаиле Чечетове. В последние дни все чаще говорят об Олеге Дубине и Василии Роговом, которые, как известно, вылетели из правительственной обоймы. Не утешит ли кого-то из них президентский указ, открывающий путь к главному фондовскому креслу?
Как нетрудно заметить, наибольшие аппетиты у одной из партий. Конечно, у других группировок претензий не меньше. Просто не у всех партий и фракций одинаковые возможности и доступ к Президенту. Или хотя бы к главе его аппарата...