Хлеб есть, а песен не слышно. Притих сводный хор сельских тружеников, не в силах тягаться с брутальным зерновым рынком, навязывающим им свою партитуру. Одиночные солисты фальцетом пытаются докричаться до глухой власти: не будь яловой - делай хоть что-то! Сколько мы еще будем работать на "бугая"?! А что они завопят в пик ценового падения?
Он настанет уже скоро, когда начнут массово собирать кукурузу. Вот тогда сойдутся на прю два огромных бурта: непроданных пшеницы с ячменем и только что смолоченных кукурузных початков. И будут биться они за место под солнцем и в амбаре. Но что с этого поединка получит аграрий?
"Поет" только профильный министр, каждый раз прибавляя цифры: собрали столько-то, экспортируем столько-то... Аграрные Ванги, путаясь, как растет колосок - вниз или вверх, наперегонки пророчат Украине то 60-миллионный зерновой вал, то 65-миллионный. Кто больше? Чем громче мы кричим на зерновом тотализаторе о рекордном урожае, тем ниже опускаются закупочные цены.
Неспособность укротить их свидетельствует об отсутствии у государства действенных рыночных рычагов, у власти - профессионализма. Следовательно, в этой ситуации она обречена выступать исключительно в роли статиста и комментатора. Сверхвысокий урожай в который раз оголил до непристойности давние проблемы, о которых правительство вспоминает каждый год, как только лишь комбайны заходят в загоны: изношенность уборочной техники, приводящая к значительным потерям зерна, нехватка современных элеваторов, железнодорожных вагонов типа "хоппер", затратная логистика...
А что мы запоем, когда доберемся до валового рубежа в 80-100 млн тонн?
Как готовились к жатве наши деды с отцами, бабушки с матерями? Заранее выстругивали ток, клепали-точили серпы-косы, осматривали цепы, не рассохлись ли за зиму, крепко ли держат ремни короткий деревянный бич, проветривали лабазы. И когда природа пикала "айда!", все вместе отправлялись в поле. Жали-косили, вязали споро снопы, выкладывали из них копны, свозили на токовище, молотили, веяли, ссыпали зерно в сундуки...
Как участвовал в общеукраинской жатве министр Николай Присяжнюк? Он что, сеял, собирал? Или, может, договорился с нашим монополистом минеральных удобрений, чтобы они стали доступнее для аграриев? Или "выбил" на заседании Кабмина средства из бюджета на удешевление кредитов для сельхозпроизводителей? Как это делали его предшественники: в 2007 г. - 667 млн грн, в 2008-м - 1,65 млрд, в 2009 г. - 300 млн грн, а с приходом к власти регионалов в этой графе - прочерки. Только и того, что "отстоял" мизерные 872 млн грн государственной бюджетной поддержки на весь агропромышленный комплекс! Разбудил ли вверенный ему Аграрный фонд и обязал ли выполнять его непосредственные функции, предусмотренные действующим законодательством, - осуществлять интервенционные закупки зерна? И этим самим удержать от регресса цены на рынке.
Намного легче, эксплуатируя чужие достижения, несколько раз в неделю разглагольствовать о том, сколько намолотили и как власть распорядится собранным.
Вы слышали, чтобы с такой нудной периодичностью министры сельского хозяйства США или стран Европы твердили об урожае пшеницы, кукурузы или сои? Есть практика обнародования ожидаемых результатов и их ежемесячной корректировки. И необязательно эту информацию до общественности доносит сам министр. Это об морально-этических принципах наших руководителей.
Почему наш министр без остановки крутит зерновую пластинку? Потому что звучит она выигрышно. Если же перевернуть ее на другую сторону, где проблемы модернизации машинно-тракторного парка, животноводства, в частности, молочного скотоводства, селекции, то услышим сплошные вздохи и причитания. А вот если лепить везде стикер "рекордный урожай", глядишь, по случаю праздника работников сельского хозяйства Николай Присяжнюк может и звание Героя получить. Чем он хуже бывших министров-Героев?
О том, что Украина в ожидании рекордного урожая зерновых - 56 млн тонн, заявляли еще весной. Понятно, на подобную сейсмику чутко реагируют как внутренний, так и мировой рынки. Тем более, по оценкам экспертов, не хуже виды на урожай были и у наших конкурентов.
Таким образом, уже тогда власть должна была подумать о том, как обезопасить себя от резких колебаний цен. Подумать и принять адекватные меры. Прежде всего, путем оперативного принятия нормативно-правовых актов. Хронологически правительственная позиция формировалась следующим образом.
Постановлением №181 от
4 марта 2013 г. Кабмин обязался в 2013–2014 гг. регулировать цены на объекты государственного ценового регулирования, среди которых и пшеница, рожь, ячмень и кукуруза. Каким образом? Конечно, активизировав рыночный инструментарий: финансово-товарные интервенции, форвардные и спотовые закупки.
В свою очередь, МинАП в приказе №248 от 9 апреля 2013 г. определило минимальные и максимальные интервенционные цены - ориентир для Аграрного фонда. Именно в этом ценовом коридоре должен был осуществлять закупки государственный оператор. Например, на ходовую пшеницу 3-го класса минимальная цена составляла 1800 грн за тонну, максимальная - 2154.
Однако 26 июня (приказ №394) аграрное ведомство переиграло цены в сторону уменьшения и для третьеклассной пшеницы установило вилку в пределах 1736-2122 грн за тонну. Поскольку постановление №181 определило период государственного ценового регулирования для пшеницы с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г., а интервенционные цены следует обнародовать за месяц до начала этого срока, то МинАП нарушило предписания Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины".
Слишком поздно МинАП внесло на рассмотрение правительства и постановление "Об утверждении объемов формирования государственного интервенционного фонда в 2013/14 маркетинговом периоде", которое приняли 17 июля. Согласно ему в закрома Аграрного фонда, кроме прочего, следует засыпать миллион с лишним тонн пшеницы, что и составляет не менее 20% объема годового внутреннего потребления.
В тот же день Кабмин принял еще одно постановление под №539 "О формировании государственного интервенционного фонда в 2013/14 маркетинговом периоде", который, по сути, отпустил государственного оператора в свободное плавание. Этот документ предоставляет право Аграрному фонду осуществлять "не связанную с государственным ценовым регулированием закупку объектов государственного ценового регулирования, перечень которых утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 4 марта 2013 г. №181…".
Причем по ценам, не ниже более чем на 20% от минимальной интервенционной цены и не выше более чем на 20% от максимальной, установленных на текущий маркетинговый период. Если перевести на нормальный язык, то получается, что АФ будет покупать пшеницу 3-го класса не по 1736 грн за тонну, а на 20% дешевле - по 1390. Но такие реверансы не имеют ничего общего с финансовыми интервенциями!
Думаете, после предоставления правительством привилегий наш финансовый интервент бросился снимать с зернового рынка излишки, давящие на цену? Собственно, и без сигнала со стороны АФ согласно действующему законодательству "самостоятельно принимает решения об осуществлении финансовых или товарных интервенций". Было бы желание и деньги! А ему не хватило и первого, и второго.
Зачем возиться на рынке с финансовыми интервенциями, если АФ уже сформировал так называемый интервенционный фонд за счет форварда: наперед заключенных контрактов на зерно нынешнего урожая? Такие закупки предполагают приобретение у товаропроизводителей зерна на условиях авансового платежа в размере половины стоимости зерна, рассчитанной на основании минимальной интервенционной цены на момент заключения биржевого контракта.
Кто воспользовался этими преференциями? Фермеры, мелкие и средние сельхозпроизводители? Вертикально интегрированные структуры, имеющие больший запас финансово-экономической прочности, подкармливающиеся бюджетными средствами, строя коровники. Один из агрохолдингов (кстати, ни один из них как таковой юридически не зарегистрирован в Украине) хвастался, что колебание цен на рынке его не интересует. Весь урожай пшеницы - 200 тыс. тонн - он продал по форвардному контракту государству.
Минимизировав за счет бюджетных средств свои риски и потери, эти структуры за полученный аванс пока скупают по далеко не рыночной цене пшеницу у фермеров, оказавшихся в безвыходном положении. Скупают не для себя, поскольку только незначительная часть агрохолдингов занимаются внешнеэкономической деятельностью, а формируют экспортные партии для трейдеров. То есть выступают в роли перекупщиков. Так кого поддерживает и финансирует АФ как государственное учреждение?!
Если говорить о финансовых интервенциях, то, по большому счету, Аграрному фонду и выходить на рынок не с чем. Причиной безденежья стали мутные товарно-финансовые схемы, о чем не раз писало ZN.UA. За последние два года АФ задолжал бюджету 7,6 млрд грн, выделенных на его функционирование. Хотя, по закону, в конце каждого года должен был возвращать заем за счет средств, вырученных от продажи объектов государственного ценового регулирования.
Очевидно, АФ ожидает судьба ГАК "Хлеб Украины" - судьба банкрота. Если активы ГАК передали новообразованной структуре Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ), то и для Аграрного фонда тоже подстелили соломку. Его финансы, оцененные в 5 млрд грн, вероятнее всего, перейдут публичному акционерному обществу с одноименным названием. С той лишь разницей, что ГАК осталась должна коммерческим компаниям, а АФ - родному бюджету.
Удачно построенная информационная политика, своевременно подкрепленная принятыми решениями, а также реальные шаги на рынке позволили бы, по крайней мере, притормозить резкое падение цен на внутреннем рынке. Но из всего этого "джентльменского набора" задействована лишь словесная составляющая, раздражающая как аграриев, так и рядовых граждан.
Им все равно, какое место займет Украина в мировом зерновом рейтинге - второе или третье? Если премьер Николай Азаров говорит, что 75% собранного зерна - продовольственной кондиции и его на
11 млн тонн больше, чем в прошлом году, то в селе вполне резонно спрашивают: а хлеб в магазине будет дешевле на sale? Власть отвечает: для подорожания хлеба оснований нет. Разговор немого с глухим!
Сельхозпроизводители с фермерами шлют депеши: перекупщики не вылезают из токов и амбаров, предлагая смехотворную цену за тонну пшеницы - 1000–1200 грн. А вы там, в Киеве, толкуете о какой-то средневзвешенной цене в 1500 грн... Николай Присяжнюк успокаивает: из-за высокого предложения зерна на внутреннем рынке правительство принимает меры для того, чтобы не допустить снижения цен на него. На рынке активно работают два государственных оператора - Аграрный фонд и Государственная продовольственно-зерновая корпорация.
Чиновник забыл упомянуть о Госрезерве. Так вот, три структуры вместе сняли с рынка почти 3 млн тонн зерна. Как вы думаете, достаточно ли такого объема при почти 30-миллионном вале ранних зерновых, чтобы цена не просела?
На одном из правительственных заседаний откорректировать зерновой рынок попытался и первый вице-премьер Сергей Арбузов. Правда, несколько непривычным образом, предложив ввести механизм минимальных цен на зерно. Но ведь интервенционная цена и является гарантированным нижним уровнем рыночной цены! Пусть государственный оператор и задает тон!
После совещания с зернотрейдерами министр попробовал убедить аграриев, что с бизнесом достигнута договоренность, и отныне экспортеры будут закупать зерно на 10-15% дороже. Если бы он для убедительности помахал еще и меморандумом, подписанным обеими сторонами, можно было бы поверить. Тем не менее в официальном заявлении трейдеры открестились от выдуманных уступок, поскольку на собрании речь шла исключительно о логистике как составляющей рыночной цены.
Подобное заявление министра - это, скорее всего, плод кулуарных бесед с определенной группой компаний, которые убедили члена правительства: маржа разрешает на короткий период поднять цену, чтобы успокоить крестьян. Но штрейкбрехеров оказалось меньше, что и позволило большинству опустить министра с неба на грешную твердь.
А крайней в низкой цене сделали... логистику. И глава ведомства переключился на нее, поскольку, по его мнению, завышенные цены на услуги по перевозке, хранению делают зерно неконкурентным. Понятно, что образцовой в этом сезоне логистика не станет, как бы ни старалась межведомственная рабочая группа в составе 54 человек. Потому что для этого необходимы время и консенсус многих ведомств.
Да и обозначенная проблема - не сегодняшняя, и решать ее следует не в разгар страды. Если же руководитель отрасли в силу определенных обстоятельств не в состоянии контролировать все биологически активные точки на теле АПК, то помочь ему должен был бы коллективный разум в лице координационного совета по вопросам АПК. Так было при семи предыдущих правительствах. А еще аграрному государству, если Украина считает себя таковым, стыдно экономить на должности профильного вице-премьера. При такой коллегиальности некоторые управленческие решения министерской команды не казались бы анекдотическими.
Если мы устраняем одни барьеры, мешающие движению зерна, так зачем же возводим другие? С января 2013 г. на сайте Министерства аграрной политики и продовольствия висел проект постановления Кабмина "Некоторые вопросы развития биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией", на которое мало кто обращал внимание. Вспомнили о нем после заседания правительства 8 апреля 2013 г., на котором премьер поручил "подать в месячный срок согласованные предложения относительно обеспечения контроля экспорта продукции сельского хозяйства и развития товарного биржевого рынка на базе Аграрной биржи".
В давнем проекте поменяли только название - "Некоторые вопросы развития биржевого товарного рынка Украины". Но суть документа не изменилась: согнать всех торговцев сельскохозяйственной продукцией под крышу Аграрной биржи и заставить их в обязательном порядке регистрировать в электронном режиме зерновые партии, превышающие 180 тонн.
Однозначно: зерновой рынок следует дисциплинировать. В свое время согласно Закону "О зерне и рынке зерна в Украине" было введено обязательное декларирование зерна, хранящегося у субъектов предпринимательской деятельности. Сначала эта норма распространялась на владельцев 100 тонн, а с 2003 г. начали учитывать еще меньшие объемы - 50 тонн. В июне 2013-го правительство внесло изменения в постановление "Об утверждении порядка декларирования зерна субъектами хранения зерна", и отныне его действие распространяется на всех субъектов его хранения.
Власть должна владеть и оперировать достоверными данными о наличии зерна. Прежде всего это связано с выполнением ее функций и формированием государственной политики в сфере продовольственной безопасности. Поэтому декларирование зерна не вызвало недовольства или сопротивления. Почему же тогда агробизнес протестует против того, чтобы табуном ходить на регистрацию на Аграрную биржу?
Во-первых, введение обязательной реализации товарных позиций через Аграрную биржу порождает дополнительный документ квазиразрешительного характера. А именно - решение Аграрной биржи о предоставлении доступа к торгам, без которого субъект хозяйствования фактически не может осуществлять свою деятельность. То есть Аграрная биржа, вопреки действующему законодательству Украины, превратилась в разрешительный орган, наделенный правом выдавать документы подобного характера и влиять на деятельность субъектов хозяйствования.
Аграрное ведомство в объяснительной записке к проекту постановления ссылается на международный опыт участия государства в организованном товарном рынке. В России, например, в едином порыве слились несколько крупнейших биржевых площадок, и теперь основную роль в этом конгломерате играет Центральный банк РФ. А в Турции благодаря усилиям государственных структур товарная, фондовая, валютная и деривативная биржи сгруппировались в одну биржевую площадку.
То есть МинАП спит и видит Аграрную биржу торговой площадкой №1 страны. Но для этого ей, во-первых, надо еще приобрести опыт проводить реальные биржевые торги, а не фиксировать бумажки с объемами зерна. Если же положения проекта постановления "Некоторые вопросы развития биржевого товарного рынка Украины" будут воплощены в жизнь, то Аграрная биржа может превратиться из несовершенного на сегодняшний день рыночного инструмента в обычную контору-регистратора.
Во-вторых, в упоминавшемся проекте за вроде бы общегосударственными интересами скрывается и не афишируемая фискальная составляющая. Электронная биржевая торговля предполагает реализацию пшеницы (твердой и мягкой), ржи, ячменя, кукурузы, семян подсолнечника и масла, пшеничной муки не только по внешнеэкономическим контрактам, но и по внутренним. Следовательно, злосчастная логистика, которую сейчас препарирует межведомственная рабочая группа, хоть ненамного, но возрастет.
Если Украина, например, экспортирует 25 млн тонн зерна в среднем по 200 долл. за тонну, то даже при минимальной стоимости регистрации биржевого контракта в 0,1% набегает 5 млн долл. А ведь еще на внутреннем рынке будут перемещаться минимум 40 млн тонн зерна: для пекарен, комбикормового производства... Это еще плюс 8 млн долл. В некоторых случаях бизнесу придется платить дважды: за покупку на внутреннем рынке и в дальнейшем - за поставку на экспорт.
Еще одна преграда, о которую спотыкаются участники зернового рынка, - беспрепятственный вывоз зерна за границы областей. Некоторые губернаторы, "модернизировав" архаику, от полного запрета перешли к разрешительному. Чтобы транспортировать купленное зерно за пределы области, покупатель должен предоставить соответствующие документы плюс выполнить "дополнительные" условия.
Местные государственные администрации разослали низовым звеньям поручения, по которым на вывоз территориального зерна надо получить "льзя". В указании есть такой, или подобный, пункт: "Вести учет зерна, перемещаемого за границы области, путем регистрации сообщений субъектов хозяйствования о вывозе зерна за границы области". Оснований для такого контроля понавыдергивали из законов "О зерне и рынке зерна в Украине", "О карантине растений", "О ветеринарной медицине".
Механизм получения разрешения следующий. Вы подаете заявку в департамент агропромышленного развития облгосадминистрации о том, что
намерены вывезти, скажем,
100 тонн пшеницы. Без ее регистрации инспекция сельского хозяйства не выдаст вам сертификат качества зерна и продуктов его переработки, фитосанитарная - карантинный сертификат, а управление ветеринарной медицины - ветеринарное свидетельство. И так - на каждую партию зерна.
Но даже при наличии этих трех документов перед вами все равно не поднимут шлагбаум. Забыли о "дополнительных" условиях? Во-первых, в конце каждого месяца с каждой зарегистрированной тонны вы должны переадресовать 5 грн на расчетный счет... областной ячейки Партии регионов. Назначение платежа: безвозвратная финансовая помощь для ведения уставной деятельности. Во-вторых, 20 коп. "благодарственных" с каждой тонны передаете чиновнику лично в руки.
Как вы думаете, на кого бизнес-структура спишет непредвиденные расходы? Переложит на плечи сельхозпроизводителя, фермера, на столько же снизив цену на зерно! Эти чиновничьи "отягощения" тормозят передислокацию зерна как внутри страны, так и за рубеж.
Между тем именно на экспорт власть возлагает огромные надежды. И в смысле пополнения валютой нищенского госбюджета, и в смысле определенного компенсатора для аграриев за недополученную выгоду на внутреннем рынке из-за низких закупочных цен. Именно недополученную выгоду, а не десятки миллиардов потерь, как некоторые считают.
Сравним высокоурожайные годы. В 1990 г. Украина собрала 51 млн тонн зерна, в 2008 г. - 53,3, в 2011-м - 57 млн. тонн. При этом уровень рентабельности производства зерна составлял соответственно 275%, 16,4 и 26,1%. Отнюдь не минусовый!
Если же представители сельхозпроизводителей и фермеров, апеллируя к власти, требуют беспрепятственного экспорта пшеницы 3-го класса (как будто все 41 тыс. фермерских хозяйств выращивают именно ее!), иначе они понесут убытки, то лучше бы честно признались, откуда ноги растут у этих потерь.
Рассказали бы, какие цены лупят элеваторы за хранение зерна, как занижают его классность, как обманивают на очистке, как их в прошлом году "нагрели" на кукурузе... При приемлемой рыночной цене 1650 грн за тонну перекупщики забирали початки из-под комбайна по 1400, но при базовой влажности. За каждый лишний "мокрый" процент снимали 50 грн. Кто потерял 100 грн на тонне, а кто и 200...
Сколько бы фермеры не подгоняли власть, экспорт более динамичным не станет, потому что зерно "задремало", ожидая лучшей цены предложения. В МинАП такое состояние называют стабилизацией ценовой ситуации, которая будет способствовать активизации экспорта. И зачитывают предлинный список импортеров - стран, настроенных попробовать нашу пшеницу на зуб. В некоторые из них поставки возрастут в десятки раз. Прогнозы впечатляющие!
Если не учитывать, что среди покупателей есть государства, которые раньше заказывали один "панамакс" (50 тыс. тонн зерна), а в этот сезон, глядишь, разыграется аппетит, и они зафрахтуют целых... десять сухогрузных судов. С такими дозами, темпами перевалки, отстающими от прошлогодних, Украина еще долго будет распихивать по миру прогнозируемые для экспорта 28–30 млн тонн зерна.
Собственно, передислокация таких объемов украинского зерна за рубеж - вынужденный шаг. До 1990 г. мы не только не продавали собственный урожай, но и закупали чужой - около 300 тыс. тонн зерна. Поскольку тогда мультипликатором выращенного выступало животноводство: 24,6 млн голов крупного рогатого скота, в т.ч. 8,3 млн коров, 19,4 млн свиней, 8,3 млн овец и коз, 246 млн кур.
Сегодня же фураж, в сущности, безадресный: некому скармливать. Из КРС осталось всего 4,5 млн голов, дойное стадо поредело до 2,5 млн, остальная живность тоже ушла в минус...
Если власть официально определила стратегическую цель увеличить производства зерна до 80 млн тонн, то это серьезное испытание как для власти, так и для бизнеса. В рекордном 2011-м, а нынешний превзойдет его достижения, организованный сектор произвел 44,5 млн тонн зерна (в 1990 г. - 49 млн), а хозяйства населения - 12,5 млн. Следовательно, чтобы добраться до заветной отметки в 80 млн тонн, надо удвоить отдачу именно организованного сектора.
Отсюда закономерно возникает вопрос: а для чьих коров, свиней, уток с гусями, кур будут предназначаться собственно те 45–50 млн тонн зерна, выращенных на украинской земле, но "лишних" при отсутствии собственной живности? Чьим сырьевым вассалом может стать наше государство?
По сравнению с 1990 г. сельское хозяйство деформировалось настолько, что рихтовка ему вряд ли поможет. Организованный сектор в 2011 г. против отправного периода произвел продукции на 80 млрд грн меньше. В структуре посевов произошли серьезные изменения, вовсе не в сторону улучшения. Кормовой клин с 30% сузился до 8. Зато ровно втрое возросли площади под кукурузой на зерно, спрос на которое постоянно подогревает заграница. Похожие метаморфозы произошли и в сегменте масличных и технических культур.
В результате Украина стремительно наращивает объемы экспортоориентированного сырья, сокращая при этом внутреннее потребление сельскохозяйственной продукции, в том числе производство и потребление продовольствия на душу населения, довольствующегося в основном картофельно-крупяным рационом.
Мне могут возразить: "Э-э-э, сударь, да вы же не теми цифрами оперируете! В 2008 г., в кризисный период, продукция сельского хозяйства в экономике государства занимала 7,5%, а по итогам прошлого года - 10,4%? Неужели это не прогресс?".
Отвечу: да, это прогресс! Аграрный сектор на фоне падения промышленного производства стал некоторым компенсатором для бюджета, добытчиком валютных поступлений, нивелировал отрицательный баланс внешнеторговых отношений... Но если рассматривать с точки зрения стратегии, то мы не тот клуб выбрали. Нам не среди европейских соседей следует обживаться, а североамериканских.
Потому что в структуре экономики США сельское хозяйство с его колоссальным потенциалом занимает всего 0,8%, ЕС - 1,8. Украинский показатель должен беспокоить. Мы "отстали" от Мьянмы, где доля аграрного сектора в ВВП составляет 58%, Бурунди - 50. Зато если каждый год будем прибавлять по проценту, то через два окажемся между Гамбией и Ганой.
Меня такое аграрное лидерство пугает. Голый, босой, голодный народ с прожиточным минимумом "доллар в день". У нас еще есть время опомниться. Ровно десять лет, на протяжении которых следует повысить конкурентоспособность сельского хозяйства, модернизировать сельхозпроизводство, пищевую и перерабатывающую промышленность. После окончания этого периода будет сформирована полноценная зона свободной торговли с Евросоюзом.
А это означает, что мы к ним - с квотами, а они к нам - с нулевыми ставками ввозной пошлины. И если наша продукция окажется неконкурентной, то будет доминировать завозная. Вот тогда нам ничего не останется, как засеять Украину кукурузой, рапсом, соей, подсолнечником и полностью переключиться на поставщика сырья в Европу. Но и тогда, как в зерновой истории этого года, кто-то будет радоваться, а кто-то - плакать...
Ироничная Фаина Раневская как-то выпалила: "Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная жопа. Так что меньше пафоса, господа". Аграрии своим рекордным урожаем украсили павлиньим плюмажем министра. Ну, а сами где оказались?