Вилла за два миллиарда гривен для сына Рината Ахметова в Швейцарии. Элитная недвижимость и сталелитейные заводы в США для Игоря Коломойского. Сотни миллиардов гривен выведенных из Украины дивидендов крупнейшими промышленниками, — эти доходы и имущество достаются крупнейшим промышленникам Украины ценой нашего труда и нашего здоровья. И когда речь заходит о необходимости уменьшить промышленное загрязнение, крупнейшие промышленники атакуют конструктивные законодательные решения через собственные медиа и подконтрольные бизнес-ассоциации, потому что для них это вопрос потери заработка, не больше. Они шантажируют власть и общество закрытием предприятий и увольнениями, тянут время, требуют средства из госбюджета на модернизацию. Словом, ведут себя как типичная злоупотребительская монополия, ведь сегодня олигархи контролируют не отдельные активы, а целые сферы экономики. Что ж, у нас есть несколько тезисов в ответ олигархическому бизнесу.
Представители промышленности, власть над которыми сконцентрирована у олигархических групп, систематически атакуют в информационном пространстве проект закона №4167 «О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности». Этот законопроект впервые за 30 лет независимости Украины создает механизм для реальной модернизации украинской промышленности, а не формальные обязательства. Ожидаемый результат — уменьшение числа смертей и заболеваний украинцев вследствие снижения выбросов на 25% по сравнению с 2015 годом. Недавно в Украине фиксировалось больше всего смертей на каждые 100 тысяч населения (среди 120 стран), объясняемых загрязнением атмосферного воздуха. А высокий уровень загрязнения воздуха наблюдался не только в типично промышленных регионах, но и в столице Украины.
Что предлагает законопроект №4167?
Он предусматривает три основные вещи:
- введение интегрированного разрешения на загрязнение окружающей среды, которое охватывает все виды выбросов, продуцируемых промышленной установкой или ее отдельными частями: в атмосферу, воду, почву, обеспечивает контроль шумового загрязнения. Это позволит оценить совокупное влияние установки на окружающую среду. В статье 2 проекта документа описаны сферы, которые будут требовать обязательного получения такого интегрированного разрешения: энергетика, производство и обработка металлов, переработка минерального сырья, химическая промышленность, управление отходами и прочие;
- модернизацию предприятий согласно наилучшим доступным технологиям и методам управления, единым для всей Европы (НДТМ), что позволит уменьшить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Украине на 25% по сравнению с 2015 годом;
- «мониторинг на трубе» 24/7, когда данные о выбросах в атмосферный воздух станут доступными для всех в режиме реального времени.
Имплементация Директивы 2010/75/ЕС и внедрение европейских механизмов регулирования промышленного загрязнения, в частности интегрированного разрешения на загрязнение окружающей среды, являются прямой обязанностью Украины согласно Соглашению об ассоциации с Евросоюзом.
Кто выступает против?
Почти треть всех промышленных атмосферных выбросов производит тепловая генерация, 70% которой контролирует Ринат Ахметов. Остальные выбросы приходятся на металлургию, топливно-энергетическую, добывающую и угольную промышленность. Основными игроками на этих рынках являются Ринат Ахметов, Вадим Новинский и Игорь Коломойский. Химическая промышленность создает около 5% загрязнения, основным игроком на рынке минеральных удобрений является Дмитрий Фирташ.
Рассмотрим более внимательно информационные лозунги олигархов, которые они распространяют, чтобы сохранить сверхприбыли и противодействовать внедрению норм ЕС, чтобы и в дальнейшем все играли по их, а не европейским, правилам.
Лозунг № 1. Новые требования о выбросах не могут быть выполнены мгновенно и в короткие сроки, сумма вопроса — многомиллиардные инвестиции
Выполнения всех требований о модернизации никто не требует от промышленников мгновенно. Поэтому рассчитанная сумма инвестиций манипулятивна, ведь у промышленности есть срок минимум в пять лет, чтобы внедрить НДТМ, а также, как и в странах ЕС, существует возможность отступить от некоторых нормативов НДТМ на срок до семи лет, что предусмотрено статьей 13 законопроекта №4167.
Лозунг № 2. Страны ЕС осуществляли переход на протяжении десятилетий
Страны ЕС действительно начали этап модернизации несколько десятилетий назад, именно тогда, когда и наши промышленники получили недра и предприятия вследствие приватизации. Но выполнили ли они инвестиционные обязательства, которые предполагали многомиллиардные инвестиции? Степень износа основных средств в среднем по промышленности по состоянию на 2016 год уже составляла около 60%, а в добывающей промышленности — почти 70%. Это национальная катастрофа, ставящая под угрозу жизни работников предприятий, жителей городов, где они размещены, и создающая риски экологической безопасности Украины. Более того, украинская промышленность тоже должна была модернизироваться на протяжении тех же десятилетий, что и промышленность стран ЕС. Так, для энергетического сектора, одного из наибольших загрязнителей атмосферного воздуха, еще в 2008 году были предусмотрены технологические нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ из теплосиловых установок, номинальная тепловая мощность которых превышает 50 МВт, и эти нормативы закладывали фундамент для постепенной модернизации. В течение 2008–2018 годов Минэкологии утвердило технологические нормативы для 12 типов оборудования, с поэтапным переходом на нормативы, приближенные к европейским, с длительным сроком перехода (более десяти лет).
В частности, приказом Минприроды от 29.09.2009 №507 были утверждены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ от коксовых печей и установлен норматив, который и на сегодняшний день значительно более мягкий, чем соответствующий европейский, со сроком применения (внимание!) с 1 января 2021 года, чтобы дать возможность предприятиям постепенно модернизировать свое оборудование. Но на сегодняшний день эти сроки опять сдвинули, а вопрос ставится в выгодном для бизнеса свете: предприятия ЕС модернизировались, а украинская промышленность — нет. Поэтому стремление лоббистов сорвать принятие законопроекта №4167 является ничем иным, как попыткой отсрочить существующие нормативы и введение НДТМ хотя бы на 30 лет именно для того, чтобы не модернизироваться как можно дольше.
Лозунг № 3. У нас нет средств, чтобы модернизировать свой актив. Пусть государство предоставляет нам помощь или мы закроемся
Украинская промышленность всегда генерировала не только значительную часть ВВП, но и неплохие прибыли для своих собственников. По данным СМИ, только Ринат Ахметов с одного лишь холдинга «ДТЭК Энерго» в 2016–2019 годах вывел миллиард долларов скрытыми дивидендами. А с другого предприятия — Южного ГОКа — вывел еще 10 млрд грн дивидендов за 2013–2017 годы, часть из которых должна была непременно пойти на модернизацию, чтобы сегодня вопрос не стоял настолько критично. Но он на эти средства расширял собственные активы и наращивал влияние. Возможно, пора уже спросить у собственников промышленности об эффективности их управления?
Государство не может инвестировать наши с вами деньги в частные активы. Представьте себе, вы продали машину соседу, а он через десять лет требует у вас средства на замену топливных фильтров, чтобы не травить вас угарным газом под окнами. Целесообразность предоставления государственной поддержки рассматривает Антимонопольный комитет Украины, и вряд ли он даст на это разрешение. Такая господдержка сделает украинскую продукцию неконкурентной на иностранных рынках и поставит крест на «промышленном безвизе». Европейцы четко будут следить за связанной с государственными субсидиями помощью предприятиям в других странах и за низким уровнем выполнения или отсутствием экологических требований. Вспомните недавний кейс с белорусскими МАЗами, которые получают налоговые льготы и субсидии от Беларуси, а потом демпингуют цены на закупках общественного транспорта в других странах. Поэтому 22 апреля Межведомственная комиссия по международной торговле решила установить спецпошлину в размере 35% от таможенной стоимости на импорт автобусов, грузовых и спецавтомобилей из Беларуси. По схожей схеме европейские промышленники будут защищать себя от более дешевой, но «грязной» промышленности других стран. Для украинской металлургии теперь остро стоит проблема будущего европейского механизма углеродного корректирования (СВАМ), но это лишь вопрос времени и для другой промышленности, не желающей инвестировать в новые экологические технологии.
Лозунг № 4. Такие требования к модернизации приведут к снижению налогов в местные бюджеты на 20 млрд грн, экспортные поступления сократятся на 5 млрд долл.
К сожалению, как отмечалось выше, именно отказ или отсрочка модернизации промышленности угрожает Украине потерей ВВП и валютной выручки. Ведь бизнес должен учитывать цели Европейского зеленого курса (ЕЗК) в процессе стратегического планирования, чтобы иметь возможности для экспорта и привлечения инвестиций. Доступ к рынкам ЕС в значительной степени будет зависеть от соответствия товаров и услуг климатическим и экологическим требованиям ЕС. Бизнес уже сегодня должен осуществлять мероприятия для уменьшения влияния промышленности на климат, ведь вследствие «углеродного корректирования» таможенные платежи при ввозе в ЕС продукции украинских компаний могут вырасти более чем на 550 млн евро в год. Разве не проще инвестировать эти средства в оборудование собственного актива, чтобы не платить каждый раз «карбоновые платежи» в бюджеты других стран за доступ к рынку?
Лозунг № 5. Такие требования о модернизации приведут к закрытию предприятий и увольнению нескольких сотен тысяч работников
Этот шантаж олигархи используют постоянно. Они прекрасно понимают, что власть не позволит закрыть предприятия, оказывающие значительное влияние на экономику целых регионов, и удачно этим манипулируют. Вспомните многомесячные митинги шахтеров Ахметова перед Кабмином, митинги работников Коломойского перед НБУ, НКРЭКУ и НЭК «Укрэнерго». В 2018 году Коломойский грозился уволить всех и закрыть «Днепразот», производящий реагенты для обеззараживания воды, чтобы получить скидку на газ. Тогда на водоканалах страны отсчитывали часы до остановки водоснабжения. Но ничего не произошло. Компромисс был найден, хотя и цена газа осталась неизменной. Жаль, что простые работники, ежедневно рискующие жизнью на предприятиях, являются заложниками монополистов при сведении счетов с властью. Более того, эти работники вынуждены молчать, дыша загрязненным воздухом. По данным СМИ, те, кто работает на доменных печах или спускается в шахты, зарабатывают от 16 до 19 тыс. грн в месяц при том, что топ-менеджмент — в десятки раз больше, а сами предприятия генерируют около миллиарда гривен чистой прибыли ежегодно.
«Компромисс» от промышленности — сохранение status quo
Под мнимым разыгрыванием поиска компромисса с властью промышленники «наработали» (читай — изменили в свою пользу несколько положений в версии, подготовленной Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов) альтернативную версию законопроекта, которая оставляет все, как есть. Они предлагают отменить жесткую привязку к европейским нормативам или придумать «украинские» НДТМ, что закрывает нам путь к дальнейшей ассоциации с ЕС и полностью выхолащивает процесс контроля над выбросами. Также они предлагают продлить переход на новые экологические нормы еще минимум на 15, а лучше на 30 лет. Оставить все без изменений как можно дольше — вот ключевая задача противников законопроекта №4167. Ежегодное промедление с модернизацией можно перевести в эквивалент убытков от загрязнения окружающей среды и заболеваний украинцев. Зато для олигархов это эквивалент дивидендов, выведенных и вложенных в яхты, виллы и активы, которые лишь увеличат их влияние.