В более чем трехлетней истории российско-украинских переговоров по разделу Черноморского флота четко прослеживается невеселая тенденция: из раза в раз украинские эксперты в веренице переговорных раундов пытаются доказать своим российским коллегам, что вопрос должен быть решен с точки зрения международного права, а украинские лидеры всякий раз во время тет-а-тета делают шаг назад под натиском своего визави. Леонид Кучма, окрыленный своими внутриполитическими победами, ехал в Сочи не для того, чтобы отступать, а как прогнозировалось, чтобы остаться на месте. Однако внутриполитическая ситуация российского президента требовала продвижения Москвы вперед. Ельцину нужен был результат, и он его получил. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по Черноморскому флоту подписано.
Пока серьезные выводы делать рано, ибо все международные юридические документы изобилуют казуистикой. Тем не менее назвать подписанный документ победой украинского Президента нельзя. Можно сказать точно только об одном: что победил не правовой подход и международные нормы, а «отношения особого партнерства», о которых постоянно твердит российская сторона. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Стало ли подписанное Соглашение поражением украинской стороны?
В какой-то степени да, ибо текст Соглашения: а) не оговаривает присутствия ВМС Украины в Севастополе; б) в Соглашении нет ни слова, говорящего об условиях размещения российского Черноморского флота на территории Украины, иными словами рамочное Соглашение не закрепляет условия аренды, как исходные для базирования; в) не подтверждает ни одним из пунктов право собственности Украины на находящуюся на ее территории недвижимость, принадлежащую Черноморскому флоту бывшего СССР; г) не оговаривает сроков вывода с украинской территории части вооружений, техники и средств обеспечения сил береговой обороны, морской пехоты и морской авиации наземного базирования, отошедших после раздела ЧФ Российской Федерации.
Все тактические моменты, призванные разрешиться созданием механизма выполнения рамочного Соглашения, будут определяться отдельно правительствами и экспертными группами обоих государств. Однако, отвечая на вопрос «ЗН», первый вице-премьер российского правительства Олег Сосковец высказал мнение, что вопросами базирования флота и всеми остальными стратегическими моментами должны заниматься военные специалисты. Но дело в том, что всем хорошо известно, что Черноморский флот де-юре подчинен двум президентам, а де-факто — Борису Ельцину, а точнее Черноморский флот -— это военное государство в государстве, существование которого никто не может сбрасывать со счетов. Впереди комментарий, выводы, а также традиционные попытки «подзаконными актами» перевести «действия принятого закона» в иное русло. Удастся ли это украинской стороне? По этому поводу есть сомнения, а пока публикуем целиком текст подписанного Соглашения.
И все же нельзя не отметить два несомненных позитива: во-первых, состоялась продуктивная встреча президентов двух стран и, во-вторых, открылся путь для официального визита Бориса Ельцина в Киев и подписания полномасштабного Договора о дружбе, взаимопомощи и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.