В последнее время все чаще сталкиваюсь с тезисом, что судьба к Украине несправедлива, что сотни лет на нас наваливаются только беды, нашу землю опустошают и разоряют, и мы постоянно только сооружаем оборонные валы, а после непродолжительного праздника снова теряем свои «естественные права», что мы навеки разделены... Это приводит каждого из нас к размышлениям: а почему же так? Но действительно ли мы хотим знать ответ на этот вопрос? Может, нужно говорить не об «оборонных валах», не о разных Украинах, а о весьма простых, на первый взгляд, но на самом деле основополагающих понятиях. Неосознание их и является первопричиной небольших недоразумений, разливающихся потом морем «безнадежной» проблемы общенационального масштаба.
Исходным пунктом для моих размышлений станут понятия «общественные ценности» и «общественная ответственность» украинской элиты. Попытаюсь обратить внимание на те фокусы общественной жизни, которые являются стратегическим резервом консолидации украинского общества, мощным средством его объединения, а не основанием для его разъединения. В условиях, когда нас делили или мы сами делились — исторически, по языку, религии, политически, — сохранились во времени символы единения и наведения мостов в будущее.
По своей сути, образование и культура, а также производные от них духовность и мораль являются самой эффективной стратегией общественного примирения, о котором должны говорить после очередной попытки раскачивания огромного корабля под названием «Украина», начинающего после оранжевой революции свою очередную украинскую «одиссею».
Я намеренно упоминаю «Одиссею», поскольку она предусматривает память Итаки, родного дома. И это дарит нам надежду беспрерывного продолжения во времени фундаментальных человеческих ценностей: отчего дома, стабильности, благосостояния — того, что можно просто вложить в песню «Їду додому..». Именно так я понимаю основополагающий принцип такого сложного понятия, которое мы называем патриотизмом.
Патриотизм и национальную гордость закладывают культура и образование. Только благодаря им, с одной стороны, мы не утратили свои национальные корни, а с другой — сможем развивать национальные ценности на фоне универсальных. Образование и культура часто выступают гарантами того, что во всем мире принято называть безопасностью гражданского общества. И именно эти два аспекта общественной жизни ярче всего свидетельствуют обо всех отклонениях от нормального цивилизационного развития той или иной страны. Что это именно так, граждане нашего общества могли убедиться в течение последних лет, а кульминацией обостренного ощущения этих очевидных проблем стала очередная избирательная кампания.
Один красноречивый штрих: культура языка и речи — чрезвычайно тонкий индикатор общей и политической культуры каждого общества и государства. В последние месяцы обострение политических дискуссий достигло пиковых моментов, и, к сожалению, именно тогда культура поведения, а соответственно, и культура речи многих политических деятелей пугали обычных граждан своим цинизмом и отсутствием цивилизованных рамок приличия. Если бы было хотя бы элементарное чувство патриотизма у всех политических сил, добывающих в борьбе право называться «голосом народа», то они бы не раскачивали с таким бессмысленным, безответственным упорством наш украинский корабль. Думаю, что именно отсутствие элементарного ощущения родного дома и отсутствие «памяти Итаки» закладывают модель неадекватного поведения государственной и политической элит, которым почему-то не хватает времени системно осмыслить историю Украины и ее настоящее для ее же будущего, а вместе с тем и задуматься над стратегиями формирования общественных ценностей для запада и востока, юга и севера Украины. Если бы было время, то украинская элита сумела бы в течение прошлого года продемонстрировать хотя бы отдельными проектами, что она все делает ради общественного единства и формирования общих ценностей. Попробую несколькими штрихами очертить, что, кроме доброй воли, не так уж много нужно для достижения успеха, и это будут мои открытые публичные размышления об общественной безопасности, общественных ценностях и общественной ответственности.
Первая конфигурация моих размышлений — «я — европеец, потому что я украинец/украинка», или о европейском выборе Украины. Если бы было не лень украинским статистикам сосчитать, сколько раз в день звучат в разных дискурсах словосочетания «европейский выбор», «европейские ценности», то мы бы могли легко пополнить Книгу рекордов Гиннесса. А что кроме этой риторики? Как мы на самом деле строим Европу в Украине и Украину в Европе? К сожалению, реалии весьма печальные: спорадические акции на тему евроинтеграции очень важны, но они не могут заменить системности и мощной информационной кампании на всех уровнях общественной жизни.
А как там, в Европе, там, где нас нет? Посмотрите на опыт Ирландии, у которой похожая на нашу историческая судьба и которая сумела войти в десятку стран мира по динамике своего развития, использовав образование и науку как самый мощный свой ресурс. Скажем, в Ирландии дети уже с первого класса осваивают на уроках интересные языковые, математические и географические игры на тему Ирландии в Европе, и у этих игр есть свое кредо: «я — европеец, поскольку я ирландец/ирландка». Однако в такой политике в Украине должны быть заинтересованы хотя бы те министерства, которые призваны воплощать, а не только декларировать европейский выбор Украины.
Чтобы о нас в мире знали и соответственно нас воспринимали, недостаточно выигрывать даже всемирные конкурсы, выступать с докладами на международных уровнях и появляться на обложках журналов. Положительный имидж Украины не раскрутит одно пиар-агентство, к тому же сомнительно выигравшее тендер. Бесспорно, это дело всех и каждого, это работа и пиар-агентств в том числе, но прежде всего это должно быть результатом системной и последовательной государственной политики. А такой политики у нас нет, как бы досадно и оскорбительно для некоторых это ни звучало. Поскольку где же тогда учреждения наподобие Шведского института, Гете-института, British Council и тому подобных — такие институты и фонды есть едва ли не во всех государствах мира. На постсоветском пространстве их нет только в Украине и Беларуси... Так, может, потому нас нет в Европе?
Приведу три примера. Самая престижная в Украине награда литераторам, художникам и деятелям культуры — это Национальная премия имени Тараса Шевченко, которую ежегодно вручают в Шевченковские дни, но вручают, как по мне, уж слишком камерно. А почему бы не изменить этот узкий формат на широкий акт продвижения украинской культуры в Украине и в мире? Для этого нужно не так уж много: например, как один из возможных сценариев — в присутствии известнейших деятелей культуры и искусств, научных работников и общественных деятелей, а также в присутствии представителей всех посольств в Украине, украинских и иностранных теле- и радиокомпаний в прямом эфире превратить вручение Шевченковских премий в мощную информационную кампанию пропагандирования нашей культуры как у себя дома, так и за пределами Украины. Так поступают все цивилизованные общества. Ярчайший пример — церемония вручения премии принца Астурии, преемника испанского престола, которую транслируют практически все мировые телеканалы и которая в действительности является самым современным форматом пропагандирования испанской модели поддержки тех деятелей науки, искусства, литературы, а также общественных и политических деятелей, которые не только с определенным самопожертвованием служили самым высоким идеалам, но и сумели изменить способ мышления или даже вызвали общественные изменения. Мы же своими многочисленными псевдопафосными церемониями по типу «Человек года» спрофанировали святая святых — достойную общественную и государственную похвалу и достойное публичное признание самых высоких духовных ценностей, вытеснив их на обочину и заменив странными коммерческими проектами. Характерно, что среди этих номинаций практически ни разу мы не видели фамилий известных украинских интеллектуалов, писателей или научных работников, что должно означать мизерность их влияния на общественно и политически значимые решения.
Мою alma mater — Львовский национальный университет имени Ивана Франко — оберегают вычеканенные на фронтоне главного корпуса мудрые слова: «Patriae decori civibus educandis» (Образованные люди — украшение Родины). Возникает закономерный вопрос: почему образованные люди перестали быть украшением Украины и почему мы как бы боимся публично отдать должное им? Пожалуй, ждем, чтобы их сначала признал мир, а затем уже можно будет наградить каким-нибудь очередным званием или орденом и в Украине. Власть, не опирающаяся на интеллект, не является властью, поскольку у нее нет будущего.
Категорически неприемлемым должно быть сегодня формальное празднование 135-й годовщины со дня рождения Леси Украинки, которое свелось к обычному возложению цветов на ее могилу или к памятнику. Так же, как нельзя 150-ю годовщину со дня рождения Ивана Франко сводить к асфальтированию дорог, газификации села — поскольку кто же тогда в Вене будет писать о Франко как об авторе многих немецкоязычных текстов, а в Варшаве — о его восприятии польской культуры? И говорить о Франко только в день его рождения, пожалуй, слишком мало, потому что живая энергетика его текстов, хотя бы в юбилейные годовщины, должна пульсировать на протяжении всего года. Сегодня это уже просто требование времени и необходимость действовать. Творчество Тараса Шевченко, Леси Украинки и Ивана Франко в историческом контексте драматической истории украинского народа — нечто значительно более глубокое и важное, чем то, что мы привыкли вкладывать в понятие «литература»...
Потому вторая тема моих размышлений — это судьба украинской книги в новых социокультурных реалиях и мудрая политика популяризации культуры чтения в нашем обществе. Мы в течение лет не сумели осуществить ни одного прорыва, чтобы создать благоприятный климат для развития украинского книгопечатания и книгораспространения. В отличие даже от наших постсоветских соседей, не говоря уже о странах с высокими социальными стандартами, у нас как не было, так и нет ни одной всеукраинской телепередачи, посвященной просто книгам разного формата и разного наполнения. Такие программы есть у поляков и россиян, но у нас даже речи нет, чтобы что-то похожее сделать, хотя множество примитивных телешоу мы дублируем с какой-то особой формой зависимости. Почему? К сожалению, только потому, что это коммерчески выгодно! В Польше лауреата Нобелевской премии Виславу Шимборскую рекламируют на больших билбордах в рамках крупной акции в поддержку польских авторов, а у нас Леся Украинка появилась на огромных рекламных щитах в виде денежной банкноты и как политическая реклама. Политическая приватизация общенациональных фигур не только позорная в своем цинизме, но и обречена на заведомый крах — уже есть немалый исторический опыт. Так же, как напрасны попытки политической приватизации Майдана, потому что ни одна партия не может приватизировать высокие проявления национального духа. И об этом также свидетельствует наш немалый исторический опыт. А мы говорим о Европе... Может, поэтому нас там нет?
Когда же мы наконец научимся смотреть на десять, двадцать лет вперед и поймем, что чем дальше, тем все сложнее и сложнее будет чувствовать себя целостной нацией, переживая нехватку именно интеллектуального хлеба. Я предлагаю не тратить время зря и как можно скорее создать и через ведущие украинские телеканалы воплощать в жизнь национальную программу эффективной поддержки украинской книги и, соответственно, культуры чтения как стратегически важного фактора общей культуры нашего общества. Мы должны инициировать радио- и телепередачи разного формата для детской и взрослой аудитории. Дополнением к этим книжным передачам должно стать высококачественное рекламирование книгочтения на правах социальной рекламы. Лицом этой рекламы должны стать как известные люди, так и рядовые украинцы. Конечно, известные эстрадные и телезвезды, спортсмены, деятели науки, образования, бизнесмены должны внести свой вклад в это благородное дело. Я первый готов принять участие в создании такой рекламы и предлагаю всем известным людям в нашей стране присоединиться к этой миссии. Однако для этого нужны и политическая свобода, и общественная ответственность. Пожалуй, от такого почина выиграло бы все украинское общество. Весь мир сталкивается с тем, что культура чтения как бы уходит в тень, но все прилагают много усилий, чтобы удержать, спасти и поддержать удивительный мир Книги. В каждой стране есть свои нестандартные способы активизировать интерес к чтению: в лондонском метро вы прочитаете фрагменты текстов Шекспира, здесь часто можно получить sms-сообщение шекспировскими поэтическими строками. В Мехико в самом многолюдном виде транспорта можно ознакомиться с передвижной «библиотекой на колесах» — таких примеров множество. Было бы желание и, опять-таки, самоосознание и ответственность...
Третья конфигурация моих размышлений — информационная безопасность Украины, или почему мы, украинцы, до сих пор, на пятнадцатом году независимости, проигрываем все информационные войны. Иначе говоря: почему, за исключением нескольких статей нескольких политиков в самых рейтинговых мировых агентствах, мы не испытываем потребности создавать собственные мощные массмедиа с динамической ресурсной базой данных, аналитикой и быстрым реагированием на все, что касается международного имиджа нашей страны? Создается такое впечатление, будто мы ждем сигнала из-за границы — то ли с Востока, то ли с Запада. Сигнала любить и уважать, а иногда наоборот — не воспринимать и презирать самих себя. Вместо того чтобы генерировать общественную мысль мирового сообщества относительно Украины, мы с упорной восприимчивостью впитываем в себя только то, что поступает к нам из-за рубежа. Мы стали слишком уж зависимыми от того, что думают о нас другие.
Все это я формулирую по собственному опыту и памяти. Почему-то так сложилось, что уважаем преимущественно тех соотечественников, которые достигли успеха где-то за рубежом. Неужели для того, чтобы признать украинский талант, нам нужна заграничная душа или заграничный ум? Пожалуй, и потому нас там нет.
Вопрос информационной безопасности и самодостаточности имеет чрезвычайный вес и должен стать темой отдельных размышлений, он, разумеется, требует отдельного глубокого и детального анализа и обсуждения. Но главным при этом должно быть осознание каждым из нас своей роли с искренним ответом на вопрос: а что я лично сделал для того, чтобы Украина наконец оказалась именно там — в центре цивилизационного развития Мира?