С момента распада Советского Союза, Таджикистан - бывшая советская республика - долго оставалась одной из наиболее горячих точек на планете. Последствия гражданской войны ужасают: более 100 тысяч жителей этой небольшой страны (около 6 миллионов) убито, более миллиона стали беженцами, падение объема производства в различных отраслях - от 50 до 80 процентов, 40 процентов бюджета уходит на оборону, уровень жизни - один из самых низких в мире, а среднемесячная заработная плата составляет приблизительно 5 долларов США. Только из полумиллионного русского населения в Таджикистане осталось не более 80 тысяч. Зыбкий мир, который стал возможен в результате подписания 27 июня 1997 года в Москве президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым, руководителем Объединенной таджикской оппозиции Саидом Нури и специальным представителем генерального секретаря Организации Объединенных Наций Гердом Мерремом Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, снова находится под угрозой. 20 июля 1998 года неизвестными были убиты четыре работника миссии наблюдателей ООН в Таджикистане - безоружные люди, которые пришли для того, чтобы помочь народу Таджикистана закрыть самую трагическую страницу в истории страны. Одним из них был военный наблюдатель из Польши Рихард Шевчик - прекрасный, добрый человек, с которым меня свела судьба во время работы в миссии в декабре 1997 года. Срок его контракта истекал в августе 1998 года.
Причины и хроника гражданской войны
Среди множества причин гражданской войны в Таджикистане можно перечислить следующие: идеологический конфликт исламских фундаменталистов, националистов и радикальных демократов с «неокоммунистами», отказавшихся ликвидировать монополию государственной власти; этнические различия между таджиками и узбеками; геополитические интересы России; борьба региональных кланов; влияние сопредельных государств.
Перестройка, начатая последним Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым, в Средней Азии проходила, в основном, под лозунгами борьбы с коррупцией. Однако, в Таджикистане, как, впрочем, и в некоторых других среднеазиатских республиках, местная партийная номенклатура преподносила эти действия как попытку Москвы установить контроль над республикой со стороны этнических россиян. Политическая либерализация также не получила своего развития.
Отсутствие инициативы в проведении политических реформ со стороны руководства республики привело к росту сторонников оппозиции, которые перешли к открытой политической борьбе после провала московского путча в августе 1991 года. Оппозицию правящему режиму составили четыре основные партии: Партия исламского возрождения, во главе которой стоял исламский духовный лидер и блестящий ученый-богослов Акбар Тураджонзада; Демократическая партия, призывавшая к плюрализму мнений; движение «Возрождение», состоящее из интеллектуалов, избравшее своей целью борьбу за придание таджикскому языку официального статуса; и партия «Лале Бадахшон», которая выступала за реальную автономию Горно-Бадахшанского региона.
Главной движущей силой стал исламский фактор, где Партия исламского возрождения последовательно выступала за усиление роли ислама в обществе, а ее крайние союзники - «ваххабисты» - высказывались за преобразование Республики Таджикистан в исламское государство.
С апреля 1992 года в Душанбе перед основными правительственными зданиями проходили многочисленные митинги оппозиции и сторонников президента Таджикистана Рахмона Набиева, избранного в ноябре 1991 года при поддержке государственных средств массовой информации. Оппозиция требовала получения трети мест в правительстве и отставки президента, в то время как его сторонники устраивали альтернативный митинг. 5 мая 1992 года в Душанбе произошло вооруженное столкновение противоборствующих группировок, пролилась кровь. Майские события принудили президента предоставить треть мест в правительстве оппозиции и создать коалиционное правительство.
Однако соглашение президента Набиева с оппозицией было отвергнуто в его родном регионе Ходженте (бывшем Ленинабаде) и в восточном регионе республики - Кулябе. При поддержке кулябского клана был сформирован Народный фронт, состоящий из вооруженных противников оппозиции, во главе с харизматическим лидером - Сайгаком Сафаровым, который провел 23 года в местах лишения свободы, осужденный за уголовные преступления. Военные действия и столкновения с оппозицией стали приобретать всеобщий характер, особенно в Кургантюбинском регионе. В сентябре 1992 президент Набиев был вынужден пойти в отставку, но военные действия продолжались, в том числе и в столице Таджикистана. В ноябре 1992 года в Ходженте была созвана специальная выездная сессия таджикского парламента, в котором преобладали члены коммунистической партии, где был упразднен пост президента. Главой государства и спикером парламента был избран представитель кулябского клана, бывший директор совхоза имени Ленина Дангаринского района Кулябской области Эмомали Рахмонов. Несмотря на то, что Э. Рахмонов в качестве жеста примирения оставил на должности председателя коалиционного правительства А. Абдуладжанова, «непримиримые исламисты» отказались принимать изменения в политической жизни, что привело к новым боям за Душанбе. 11 декабря 1992 года, после нескольких дней уличных боев, подразделения Народного фронта и милиции захватили город.
С конца 1992 года по начало 1993 года правительство Э. Рахмонова проводит массовую ликвидацию сторонников коалиционного правительства. Много людей «исчезает». Репрессии касаются в основном населения Памира и жителей сельских местностей, подозреваемых в связях с оппозицией. Бойцы Народного фронта вынуждают более 100 тысяч жителей прилегающих к реке Пяндж местностей спастись бегством на территории Афганистана.
В течение 1993 года правительственные войска восстанавливают контроль над преобладающей частью территории Таджикистана. Немалую роль в этом процессе играют так называемые миротворческие силы, в состав которых входят объединенные контингенты войск России, Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана, а в центре Душанбе находится мощный стабилизирующий фактор - 201 мотострелковая дивизия вооруженных сил Российской Федерации. Основные силы оппозиции переходят на территорию Афганистана, а также перемещаются в высокогорные районы Горно-Бадахшанской автономной области. Военные действия продолжаются, но они приобретают локальный характер в отдельных регионах Таджикистана.
Хроника миротворческого процесса
В начало мирного урегулирования межтаджикского конфликта, организацию и развитие переговорного процесса свой огромный вклад внесла ООН, полноправным членом которой Республика Таджикистан стала 2 марта 1992 года. В результате бурных событий того времени стороны - участники конфликта пришли к выводу о невозможности его разрешения силовыми методами, так как ситуация в республике стала тупиковой: ни одна из противоборствующих сторон не получила подавляющего преимущества. Миссия ООН приступила к работе в этой стране 21 января 1993 года в ответ на письмо и.о. президента Республики Таджикистан А. Искандарова на имя генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали с просьбой о помощи в содействии мирному процессу в стране. Благодаря усилиям работников миссии, а также Российской Федерации и сопредельных стран, 5-19 апреля 1994 года в Москве проходит первый раунд межтаджикских переговоров под эгидой ООН. В ходе встречи была выработана повестка дня для проведения последующих переговоров, включающая три блока проблем: а) меры, направленные на политическое урегулирование в Республике Таджикистан; б) решение проблемы беженцев и вынужденных поселенцев; в) фундаментальные вопросы конституционного устройства и консолидации государственности Таджикистана. На следующем раунде межтаджикских переговоров в Тегеране 18-28 июня 1994 года было подписано соглашение о прекращении огня на период поиска путей мирного урегулирования конфликта. Стороны обратились к Совету Безопасности ООН оказать содействие путем предоставления добрых услуг в политической области и направления военных наблюдателей ООН в районы конфликта для наблюдения за соблюдением договоренностей о прекращении огня.
Мирный переговорный процесс между правительством Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО), состоящий из восьми раундов переговоров, шести встреч между президентом Таджикистана и руководителем ОТО и трех раундов консультаций между делегациями, увенчавшийся подписанием Общего соглашения 27 июня 1997 года, проходил под эгидой Организации Объединенных Наций. Сотрудники миссии наблюдателей ООН проделали огромную работу по восстановлению мира и продолжают предоставление добрых услуг и экспертно-консультативной помощи; наблюдают за прекращением огня, сбором боевиков ОТО, их реинтеграции в правительственные силовые структуры, разоружением и демобилизацией; координируют поступление помощи, оказываемой ООН Таджикистану во время переходного периода. По сути мир в республике стал возможным благодаря деятельности этой влиятельной международной организации.
Основным механизмом выполнения Общего соглашения является Комиссия по национальному примирению (КНП), в состав которой входят на паритетных основаниях представители правительства и Объединенной таджикской оппозиции.
В Таджикистан я приехал в начале декабря 1997 года в качестве эксперта ООН по правовым вопросам по приглашению главы МНООНТ господина Герда Меррема. Мне необходимо было предоставить экспертную помощь членам подкомиссии по правовым вопросам КНП. В соответствии с Общим соглашением, КНП необходимо было разработать концепцию изменений и дополнений к действующей Конституции Таджикистана, принятой 6 ноября 1994 года без участия политических сил, представленных оппозицией. Поскольку действующая Конституция практически не получила своей легитимности и восприятия со стороны оппозиции, а также имела существенные дефекты и рудименты конституций «советского стиля», доставшихся Таджикистану в наследство от Советского Союза, дальнейшее развитие политического процесса (отмена запрета на деятельность политических партий, создание профессионального парламента, модернизация институтов государственной власти, свободные президентские и парламентские выборы, свобода средств массовой информации) будет возможным только после внесения конституционных поправок.
Однако на пути к миру стоят определенные препятствия, к числу которых можно отнести традиционное недоверие противоборствующих сторон друг к другу, нежелание разоружаться, избыток вооруженных людей, для которых война - единственный вид деятельности, наличие «независимых» военизированных группировок. Во время моего пребывания в миссии начался важный этап реализации отдельных пунктов Общего соглашения: расформирование, разоружение и реинтеграция вооруженных формирований оппозиции в государственные силовые структуры, реформирование правительственных силовых структур, предоставление представителям ОТО 30% мест в государственных структурах.
И вот именно сейчас, как раз перед завершением мирного процесса, когда были сделаны реальные шаги по укреплению мира в республике со стороны правительства и оппозиции, произошла трагедия, унесшая жизнь четырех человек - работников миссии.
С Рихардом Шевчиком я познакомился сразу же по прибытию в Миссию. Я очень удивился, что в этой далекой стране, в этом месте совершенно случайно могут встретиться два человека - поляк и украинец - с почти одинаковыми фамилиями. К слову, в миссии в то время работало несколько польских коллег, военных наблюдателей и гражданских служащих, а также четверо представителей Украины. Мы проводили вечера украинско-польской дружбы, наши ребята прекрасно исполняли под гитару песни польской группы «Червоны гитары». Вообще, в миссии работают очень доброжелательные люди со всех концов света, всегда готовые оказать помощь.
Смерть всегда ужасна. Особенно смерть хорошего и доброго человека. Человека, который пришел на древнюю землю Таджикистана со святой целью установления мира. Вечная тебе память!