Долго готовившееся разделение СНГ на сторонников мечты и сторонников развода наконец-то состоялось. Сторонники мечты отнюдь не группируются вокруг России - за исключением разве что не имеющего иного выбора белорусского президента Александра Лукашенко, да и тот постоянно норовит использовать свою большую любовь к братскому славянскому народу для поддержания на плаву своего очевидно неэффективного режима... А вот сторонники развода - по иронии большой политики - сгруппировались. В ГУУАМ. Что уже вызвало раздраженные комментарии из Москвы. Но лучше бы российские политики призадумались: что все-таки заставило объединиться столь несхожих лидеров столь разных стран? И тогда они бы поняли - именно стремление отстоять прежде всего собственные интересы. Это уже не Советский Союз, но еще и не Европейский. Потому что ЕС объединяет скорее эгоцентриков, готовых поступиться ради завтрашнего блага сегодняшним бутербродом с маслом. Наши герои слижут масло, сжуют бутерброд и с удовольствием предложат поделиться бутербродом соседа. Они настоящие лидеры постсоветского времени - именно того периода, когда все решается сегодня и о завтра просто наивно думать...
Президент Украины
Президент Украины - дело даже и не в том, что это Леонид Кучма, - вообще любой президент Украины - желанный участник такого объединения. Потому что придает ему некую особую легитимность и претенциозность - вторая республика как-никак. СНГ изначально стало организацией, где часть стран поддерживала российскую идею интеграции вокруг чего-нибудь, а другая часть - украинскую идею развода во что бы то ни стало. Именно Леонид Кравчук во время одной из пресс-конференций лидеров стран Содружества - тогда еще любили такие парадные сходки перед журналистами - обозвал СНГ мечтой, подчеркнув тем самым фантомность существования этой организации. Леонид Кучма придал украинской роли в СНГ особый шарм: Киев перестал открыто оппонировать Москве на протокольных встречах, как во времена Кравчука, он стала проваливать российские идеи еще на экспертном уровне, на министерском, на премьерском... Президенты ласково улыбались друг другу, уже зная, что ничего не подпишут. Кравчук был уверен в себе, Кучма - в своих чиновниках. Если он брал слово сам, то для того, например, чтобы предложить кандидатуру нового исполнительного секретаря СНГ - и вы догадываетесь, кого он предложил и с какой радостью отреагировал на эту идею Ельцин? Ничего всерьез не предлагать, ни с чем всерьез не соглашаться, не обращать внимания... Участвовать понарошку! В этом президентстве многое было понарошку, но уж участие в СНГ - наверняка. Иногда понарошку превращалось почти в откровенное издевательство над иллюзиями большого партнера: трудно представить себе более щекочущую нервы профессиональных интеграторов картину, чем Борис Тарасюк на заседании совета министров иностранных дел стран Содружества... Однако на фоне всего этого теряется ответ на вопрос о том, насколько не понарошку будет Украина участвовать в ГУУАМе... Здесь, конечно же, все проще: ГУУАМ - открытый клуб, где никто не требует следовать ни в чьем фарватере, члены которого и заинтересованы прежде всего в том, чтобы прокладывать себе курс самостоятельно. Отличие ГУУАМа от СНГ в том, что здесь играть на четырех досках придется именно самому украинскому президенту - чиновники ему уже не помогут. Играть с жесткими политиками, не интересующимися сантиментами и признаниями в дружбе. Они могут точно знать, что каждому из них нужно от Украины в данный момент. А нашему Президенту еще только предстоит определиться...
Президент Узбекистана
Будем считать, что нам от Узбекистана нужен хлопок. Белое золото. Так легче. Между тем сам Каримов присоединился к ГУАМу вовсе не для того, чтобы найти новые рынки для сбыта своей легендарной продукции. Для Каримова это серьезный геополитический ход, своеобразный ответ Москве, окончательно сориентировавшейся на Душанбе как на наиболее реального своего союзника и на Акмолу как на наименее опасного своего конкурента. Каримов, всегда стремившийся к лидерству в регионе, на этот раз мог убедиться, что ему придется соперничать не с Назарбаевым или таджикскими оппозиционерами, а со стремящимися укрепиться в Центральной Азии россиянами. К тому же стабильность самого режима в Узбекистане под вопросом после серии до сих пор до конца не расследованных террористических актов в Ташкенте. Так что Каримов своим присоединением к ГУАМу убивает сразу нескольких зайцев: он показывает, что готов к сотрудничеству, когда его к нему не принуждают, и занимает совершенно особую позицию в регионе: Назарбаев, Акаев и Рахмонов входят в таможенный союз, Ниязов - в никуда, Каримов - в ГУУАМ. И кто сказал, что он сделал неправильный выбор?
Президент Азербайджана
Для Гейдара Алиева участие в ГУУАМе - вообще вещь совершенно естественная и правильная, иначе бы он не присоединился бы к блоку. Алиев вообще - яркий пример политика, не способного делать ошибки. Он точно считает - великолепное качество для политика советских времен, дошедшего до политбюро (кстати, все участники ГУУАМа - кроме Кучмы, разумеется - были членами политбюро). У него безошибочная интуиция - нужное качество для политика постсоветского периода. Он пришел к власти почти сам, чтобы помочь Москве, и вытеснил ее из Азербайджана так, как никакому Эльчибею и не снилось! Я бы сравнил его с Тито, тоже пришедшего к власти в Югославии почти самостоятельно, чтобы воплотить советские идеи...Вскорости у Тито все советские друзья сидели по тюрьмам, как у Гейдара - Сурет Гусейнов и компания. Алиев превратил Азербайджан в геополитический фактор, и русским ничего не оставалось, как превратить в такой же фактор Армению: иначе Алиев стал бы хозяином в регионе с молчаливого согласия Шеварднадзе. Для Алиева ГУУАМ - это и расстановка сил в Закавказье, и резервы в противостоянии московскому натиску на регион, где почти у каждого есть своя ахиллесова пята - только щекочи! и альтернативные коридоры транспортировки нефти, которыми, впрочем, могут и не воспользоваться, если вовремя договорятся с каким-нибудь московским азербайджанцем. Впрочем, и Украина может попробовать договориться с ним же...
Президент Грузии
Для Шеварднадзе ГУУАМ - скорее одна из фигур в шахматной партии. Грузинский президент - вообще хороший пример политического шахматиста-импровизатора. Он играет классически, а приглядишься - так по своим правилам, которые меняются в зависимости от ситуации. Не нужно объяснять, что Шеварднадзе заинтересован в тех партнерах, которые могут повлиять на изменение ситуации вокруг Абхазии или оказать своеобразное информационное влияние на Запад в этом вопросе. Транспортировка азербайджанской нефти - еще один вопрос, заставляющий Шеварднадзе быть рядом с Алиевым. Наконец, у грузинского лидера практически никогда не было хороших отношений с Москвой - будто он никогда и не был министром иностранных дел СССР, а, может быть, именно поэтому... Так что участвовать в объединении отнюдь не влюбленных в российские притязания - вполне естественное желание для Шеварднадзе. Вместе с тем он вряд ли будет активен в рамках ГУУАМа - партнеры так уже привыкли к осторожности Эдуарда Амвросиевича, что легко простят ему это, тем более, что спорадическая пассивность Шеварднадзе-политика с лихвой возмещается вроде бы неожиданным жестким заявлением или поступком...
Президент Молдовы
Петр Лучинский просто обязан был участвовать в ГУУАМе как игрок, никогда не складывающий все яйца в одну корзину. Тем более, что геополитическое положение его страны более чем своеобразно: не имея общих границ с Россией, Молдова получила в наследство от Советского Союза приднестровский конфликт, который трудно решить без Москвы. Поэтому Лучинскому нужно быть рядом с Кучмой - но так, чтобы не вызывать демонстративного недовольства Москвы. В России к Лучинскому до сих пор относятся мягче, чем к его предшественнику Мирче Снегуру - вспомним первые годы Кучмы! - будто бы и не замечая, что просто без излишних грубостей проводит все тот же курс на укрепление молдавской государственности - только он дополнил эту политику еще и невозможной при Снегуре постепенной инкорпорацией Приднестровья! Лучинскому тем не менее удается находиться сегодня не в процессе игры, а где-то рядом, на периферии постсовесткой политики, - именно поэтому он не должен вызывать особых опасений у своих партнеров по ГУУАМу и может опять-таки легко обращаться к ним за содействием и помощью - хотя здесь заинтересованность в Украине несоизмерима с заинтересованностью, например, в Узбекистане, и странно, что мы почти никогда ее не используем...
А что вообще мы используем? Неужто нас опять хватит только на эту красивую вывеску - ГУУАМ - «Господи! Укрепи Украину! Аморфные Мы...»