Определением состояния региональных прессы, радио и ТВ Украины занялся Киевский центр политических исследований и конфликтологии (КЦПИК) при поддержке фонда «Евразия» на средства, выделенные для этой некоммерческой цели Агентством по международному сотрудничеству и развитию США (USAID). Исследование велось по таким направлениям: тенденция развития региональных СМИ, их политическая позиция, профессиональная подготовка журналистов, мера влияния СМИ на социально-политическую обстановку в регионе, поддержка со стороны СМИ проводимых в стране реформ.
Справка. Был проведен опрос 1788 граждан Украины, 182 журналистов и представителей государственной власти регионального уровня. Исследования проводились в шести регионах Украины (в каждом - на уровне областных, городских и районных СМИ) - Харьковской, Днепропетровской, Полтавской, Одесской, Львовской областях, а также Автономной Республике Крым. Опрошено примерно равное количество экспертов и рядовых граждан. Из общего числа опрошенных примерно 518 - жители сел, 777 - горожане, живущие в населенных пунктах численностью более 500 тыс. человек. Остальные - в населенных пунктах с населением от менее 50 тыс. человек до 500 тыс. человек. На вопросы анкет отвечали девять высших чиновников местной власти и тринадцать достаточно высокопоставленных государственных чиновников регионального уровня. В ходе опроса устанавливались как формальные данные об изданиях (тираж, периодичность выхода, состав учредителей и пр.), так и неформальные (наличие цензуры, финансовое положение журналистов и пр.). Выяснялись также читательские предпочтения граждан.
Государственные издания оказались с большими тиражами
Издания в опросе были разделены на государственные (ГИ) и негосударственные (НГИ). В исследованных регионах их оказалось примерно поровну (обл- и горсоветы выступили учредителями 31,5%, обладминистрации и исполкомы - 15%, госпредприятия - 7,4%; изданий, учрежденных частными фирмами, оказалось 18,5%, частными лицами - 31,5%, других, в том числе тех, что учреждены журналистскими коллективами, - 13%).
ГИ имеют, как правило, большие тиражи, чем НГИ; свыше 50 тыс. - 50% исследуемых госизданий, в то время как НГИ - 26,6%. Наиболее часто встречающийся тираж НГИ - от 20 до 50 тыс. экземпляров. Основная периодичность - 1 или 2 раза в неделю.
Негосударственные СМИ предпочитают русский язык
57,8% опрошенных граждан читают русскоязычные издания, 41,8% - украиноязычные. Другие респонденты либо назвали другие языки, либо вообще не ответили на этот вопрос. По «языковым признакам» регионы можно было бы разделить на три группы: 1) читающие только по-русски (Крым и Харьковская область); 2) читающие в основном по-русски (Одесская и Днепропетровская области) и 3) регионы, где доминирует украинский язык (Полтавская и Львовская области).
НГИ чаще предпочитают русский язык (58,1%), ГИ - украинский или вариант двуязычия (соответственно 40,9% и 27,3%).
Независимые журналисты - «работоголики»
Большинство сотрудников исследуемых СМИ оказались со специальным образованием (66,7%), при этом 29,1% не читают никакой художественной литературы, 47,5% не ходят в театры. Чем же заняты журналисты? Если речь идет о сотрудниках НГИ, то... работой. Независимые журналисты, как показал опрос, трудятся гораздо интенсивнее своих коллег из ГИ: 53,3% из них выдают «на гора» более двух печатных листов продукции в месяц (тогда как в ГИ таких лишь 28,6%).
Исследования показали, что, как правило, всеми финансами СМИ заведует главный редактор (или руководитель коллектива) единолично (86,4% в ГИ и 74,2% в НГИ), реже он делит эти функции с финансовым или коммерческим директором, а также с редсоветом.
От местных властей финансовую помощь получают 36,4% государственных изданий; 87,1% НГИ не получают от них вообще никакой помощи. При этом техническая оснащенность НГИ значительно отличается от ГИ в лучшую сторону.
Рейтинг популярности
Опрос респондентов определил самые популярные газеты шести регионов Украины (таковыми признаны те печатные СМИ, которые читаются более 20% опрошенных). Этот рейтинг выглядит так:
Днепропетровская обл. - газета «Днепр вечерний» (читают 23,8% опрошенных);
Харьковская обл. - газеты-лидера нет;
Автономная Республика Крым - «Крымская правда» (49%);
Львовская обл. - «Высокий Замок» (53%);
Одесская обл. - газеты-лидера нет;
Полтавская обл. - «Вечерняя Полтава» (20%), «Полтавський вiсник» (23%), «Зоря Полтавщини» (25%).
Политическая ориентация СМИ
Население регионов оценило как социалистические 8,25% СМИ, как центристские (общедемократические, либеральные) - 20,38%, как национал-демократические -12,38%, как националистические - 4%. Более же всего респондентов (35,5%) вообще отрицают какую-либо политическую направленность местных СМИ. Результаты опроса наглядно свидетельствуют: общественность склонна считать, что издания скорее поддерживают, чем не поддерживают власть.
Сложнее дело обстоит в опросах экспертов. В НГИ поддерживают Президента 24,8%, не поддерживают - 14,3%, в государственных СМИ демонстрируется тотальный уровень поддержки Президента - 92,3%, и это при том, что не поддерживающих Президента журналистов в опросе не оказалось вовсе.
Невысока оценка населением уровня освещаемости экономических и политических реформ. Журналисты в этом вопросе солидарны с гражданами. Экспертам предлагался вариант «провокации»: нужно было рассмотреть какую-либо чрезвычайную ситуацию и спрогнозировать реакцию местной прессы на нее (например, эскалация напряженности между Президентом и парламентом и пр.) Суммируя ответы, можно утверждать, что большинство СМИ в случае ЧП политического характера займет выжидательную позицию с ориентированием на мнение местной власти.
Социальный статус журналиста
9,4% опрошенных журналистов считают, что частыми стали случаи преследования со стороны местных властей за высказываемые оценки или суждения. В ответах на вопрос «Как сделать журналиста независимым?» чаще всего встречались ответы: «С помощью соответствующих законов» (60%) и «С помощью развития частных изданий, конкуренции» (44%).
Свой общественный статус как «высокий» оценили 7,7% опрошенных журналистов, «выше среднего» - 61,5%, «средний» - 25%, «ниже среднего» - 5,8%.
С финансовыми проблемами в основном связаны и ответы на вопрос «Что мешает вам реализовать себя, свои творческие возможности?». Проблему нехватки денег назвали здесь 70% отвечавших журналистов.
Журналистика
и местная власть
Высокие оценки поддержки власти изданиями, радио и ТВ, зафиксированные населением, журналистами и высшими должностными лицами регионов, свидетельствуют о том, что понятие «центризм» (весьма размытое и в украинской политике) понимается большинством опрошенных как просто лояльность к власти.
Как выяснилось из опроса, треть населения вообще не читает местной прессы, не смотрит программ местного ТВ или не слушает местное радио. А самооценка журналистов в этом случае оказывается завышенной. Влияние на региональную политику большинство журналистов оценили как реальное, высоко их мнение и о воздействии СМИ на общественность. При этом трудно понять, как же это все согласуется с мнением читателей, зрителей, слушателей.
Можно считать исчезающим явлением цензурное ограничение деятельности журналистов, но зато заметны случаи преследования и угроз в адрес работников СМИ. Правда, есть версия о том, что «нецензурирование» объясняется высокой степенью конформности местных СМИ, заключивших с местной властью своеобразный «договор о ненападении». Поскольку местная власть хоть и не в силах закрыть неугодное издание, но зато имеет сотни способов его финансово-социального «удушения». Материальная неудовлетворенность работников СМИ, как показывают результаты опроса, является серьезнейшей проблемой отечественной журналистики.