В соответствии со среднеевропейскими квотами, количество мигрантов в стране не должно превышать 0,1 процента от ее населения. То есть, без негативных последствий для себя Украина может принять примерно 50 тысяч иностранцев. По оценкам специалистов, реальное количество мигрантов в нашей стране составляет около миллиона. Причем подавляющие большинство из них попали в страну нелегально. Специалисты утверждают, что абсолютное большинство иностранцев, прибывших в страну на легальных основаниях, затем переходят на нелегальное положение, а при выявлении их заявляют о потере национального паспорта. Ежегодно на территории Украины регистрируется около полумиллиона национальных паспортов иностранных граждан. На территории Украины пребывают иностранцы, составляющие 30-40 % от общего количества взрослого населения Украины.
Право каждого человека на свободу передвижения очень часто входит в непримиримое противоречие, например, с правом других людей на поддержание стабильного жизненного уровня в их родной стране и т.п. И хотя мировое сообщество неустанно стремится найти оптимальное разрешение проблемы, прийти к компромиссу по этому вопросу далеко не всегда представляется возможным. Украина также не осталась в стороне от миграционных процессов, но, конечно, не по причине экономического процветания, а исключительного своего географического положения. Для большинства эмигрантов она - вовсе не земля обетованная, а перевалочная база.
Проблемы, связанные с проблемой нелегальной миграции и защитой прав беженцев, обсуждались на состоявшемся недавно семинаре, организованном «Українською правничою фундацією», Украинским центром по правам человека и Национальной академией внутренних дел Украины. В Украине непосредственное отношение к проблеме эмигрантов имеет 5-6 министерств и ведомств, соответственно - каждое из них может оценить ситуацию лишь фрагментарно. А целый ряд факторов и, прежде всего, несовершенство законодательства, регламентирующего эти вопросы, приводит к тому, что государство не способно предоставить ни минимальной помощи беженцам, ни наименьшего отпора нелегальным эмигрантам, значительную часть которых составляют криминальные элементы, чувствующие себя в Украине лучше, чем дома.
С другой стороны, в соответствии со статьей 3 закона «О беженцах» статус беженца не предоставляется лицу, совершившему тяжкое преступление неполитического характера за пределами Украины, до прибытия на ее территорию. А постановлением Кабмина, регулирующим этот вопрос, предусмотрено, что в ряде случаев компетентный орган может отказать лицу, прибывшему в Украину, если есть информация о возбуждении уголовного дела против этого человека или вынесения обвинительного приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения свободы. Но ведь ни один режим не выдает гонимым справки в том, что они преследуются по политическим мотивам, - гораздо легче возбудить против инакомыслящего уголовное дело, о чем свидетельствует, в частности, история страны, частью которой мы были в недавнем прошлом. (История, как известно, повторяется. И новейшей истории, увы, подобные примеры тоже известны. Разница заключается лишь в том, что в нашей стране гонимые и преследователи, как правило, друг друга стоят.) Кроме того, для преследуемых выезд из страны без фальшивых документов порой становится невозможным, примером чему может служить Иран.
Одна из главных задач международного права в этой области - добиться того, чтобы даже нелегально прибывшие беженцы получали защиту государства. В то же время для беженцев не предусмотрено право выбирать страну, в которой они хотели бы получить убежище. В том случае, если они прибыли непосредственно из страны, где подвергались преследованиям, а из государства, где уже могли получить прибежище, их могут вернуть. Однако общепризнанными считаются принципы, в соответствии с которыми государства обязуются ни при каких обстоятельствах не высылать и не возвращать беженцев на границу государства, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие принадлежности к определенной социальной группе, расе, религии, гражданству или по причине политических убеждений. Эти положения содержатся в Женевской конвенции 1951 года.
Международное право четко разграничивает понятия - беженец и нелегальный эмигрант и предусматривает ряд ограничений в борьбе с нелегальными эмигрантами.
По состоянию на 1 июля 1998 года в Украине статус беженцев получило 2931 лицо, из них 1017 - дети. Значительное количество фактических беженцев, в частности, из Сомали не получают соответствующего статуса, так как слишком поздно обращаются в компетентные органы.
В 1996 году 80% обращавшихся в компетентные органы получили статус беженцев, а спустя год такой статус обрело лишь 45% заявителей. И, по прогнозам, эта тенденция сохранится. Кстати, она характерна не только для Украины. В последние годы в Германии статус беженцев получает лишь 10% заявителей.
По данным Госкомнацмиграции, в 1997 году в Украине было разрешено проживание 23 тысячам иностранных граждан, в том числе 14,5 тысячам студентам. Фактически же въехало в страну 129 тысяч лиц.
За 8 месяцев нынешнего года к административной ответственности привлечено около четырех тысяч юридических и физических лиц, содействовавших нарушению иностранцами законодательства о правовом статусе.
Во Франции лицо, которое посодействовало въезду, передвижению или пребыванию в государстве иностранного гражданина, нарушив закон, несет наказание в виде штрафа (от двух до пяти тысяч франков) и лишения свободы (от двух месяцев до пяти лет). Эти санкции распространяются и на граждан иностранных государств.
Пересечение границы США не в том пункте, который был обозначен миграционными властями и с нарушением установленного срока, обойдется в 500 долларов США.
В Германии за уклонение от мероприятий по установлению личности или гражданства нарушителя могут лишить свободы на один год и штраф. Аналогичные санкции предусмотрены за использование фальшивых документов.
Начальник управления паспортной, регистрационной и миграционной работы МВД Украины Владимир Шепель:
- Мы на несколько лет опоздали с планированием и применением на практике мероприятий по противодействию нелегальной миграции. Нам следовало сместить акцент с борьбы с нелегальной миграцией на ее предупреждение. Даже такая богатая страна, как США, с 1982 года амнистировала около восьми миллионов нелегальных эмигрантов (?). Такое же решение приняла в 1974 году Канада, амнистировав 150 тысяч нелегальных мигрантов. Эти государства не смогли изыскать возможность депортировать этих граждан по причине значительных финансовых затрат и сложностей организационного характера. Украина в нынешнем году практически депортировала в принудительном порядке примерно на 40% больше нелегальных мигрантов, чем в прошлом. С законодателем, конечно, трудно спорить, но по мнению МВД, неправильным является положение украинского законодательства, не имеющего аналогов в других странах. Речь идет об автоматическом получении права подавать документы на получение украинского гражданства вследствие пребывания здесь на законных основаниях в течение пяти лет. В частности, такое право получает иностранец, обучавшийся в Украине.
Что прибило
к нашему берегу?
Преступные группировки, сформированные по национальному признаку, оказывают, по утверждению специалистов, специфическое влияние на криминогенную ситуацию в Украине. Обеспокоенность специалистов вызывают нигерийские группировки, сравнительно недавно пустившие корни в Украине, но, увы, весьма перспективные в криминальном плане. Именно они осуществляют большинство основных операций по поставке и распространению героина, а также активно ведут специфическую криминальную деятельность иного рода - например, инициируют создания всевозможных украинско-нигерийских СП, что и приводит к значительным финансовым потерям доверчивых компаньонов.
Недавно МВД Украины проводилась профилактическая операция под условным названием «Регион». Осуществилась проверка выходцев из кавказского региона, осчастлививших своим присутствием Украину. Во время операции, длившейся неделю, было установлено и проверено 15 тысяч таких граждан, которые постоянно проживают или временно находятся на территории государства. Среди них было выявлено 349 (то есть примерно каждый 40-й) членов активно действующих организованных преступных группировок, около 60 лидеров, возглавляющих целые отряды. Под горячую руку попало также 45 чеченцев, избравших делом жизни незаконную деятельность.
При проверке коммерческих структур было установлено более шести тысяч лиц кавказской национальности, являющихся собственниками или соучредителями предприятий (в том числе торговли - 3,5 тысячи, в топливно-энергетическом комплексе - 227, в агропромышленном комплексе - 505, в посреднической деятельности - более 1,5 тысячи. Было установлено 231 лицо из кавказского региона, вообще не имеющих легальных источников дохода, но обладали, говоря языком милицейского протокола, «значительными финансовыми ресурсами».
По данным МВД, во время операции было возбуждено 793 уголовных дела в отношении гостей из Закавказья, к уголовной ответственности уже привлечено 450 таких лиц. Было раскрыто 938 тяжких преступления, совершенных лицами этого региона, 14 убийств, 19 разбойных нападений, 66 грабежей, 75 вымогательств. Изъято 170 поддельных паспортов. Установлено более 15 тысяч нарушений паспортного режима. 4,5 тысячи оказались нелегальными эмигрантами. Но за пределы государства выдворено всего 638 человек.
Колоссальными темпами растет транзит наркотиков, причем активную роль в этом процессе играют мигранты. В 1994 году был выявлен один факт незаконного перемещения кокаина - 6,5 килограмма, первый героин был изъят в Украине в 1995 году. А уже за период с 1995 по 1998 год произведено более тысячи изъятий и перекрыто 14 каналов нелегального перемещения наркотиков. А сравнительно недавно в результате реализации упреждающей информации немецких коллег таможенникам удалось не просто изъять, а осуществить так называемую контролированную поставку 224 кг кокаиновой пасты и задержать получателей наркотиков. При этом арестованы граждане Украины, Испании, Эквадора, Колумбии и Перу.
В последнее время значительно увеличилось количество контейнеров, поступающих из Турции, Пакистана и Индии. Они приходят на адрес украинских фирм с дальнейшим переоформлением на адрес европейских компаний. Значительная часть преуспевших на этом поприще - бывшие выпускники украинских вузов, с успехом постигшие не только тонкости профессии, указанной в дипломе.
«Бюро путешествий»
Весьма прибыльным криминальным бизнесом является организация перемещения нелегальных мигрантов. По мнению зарубежных сотрудников правоохранительных органов, нелегальная миграция как форма организованной преступности занимает второе место по прибыльности после наркобизнеса. Стоимость путешествия для нелегального мигранта значительно колеблется. Цены зависят от расстояния между родной страной и страной назначения, затруднений, связанных с приобретением документов, организационным обеспечением. В целом, чем длиннее путешествие, тем выше плата за нелегальную переправку. Наибольшую сумму - около $30 тысяч платят нелегально переправляемые китайские мигранты. Примерно в $1500 обходится дорога из Бангладеш в Грецию. Из Италии в страны, расположенные западнее, можно добраться при помощи посредников за $12000. Путь из Индии в Европу может обойтись от $2,5 до $10 тысяч. Из Албании в Грецию - около $250, а в Германию или Голландию - примерно $4000.
С другой стороны, пока что не существует механизма конфискации прибыли, полученной организаторами нелегальной эмиграции. В принципе, в отношении их вообще крайне сложно добыть доказательства, которые имели бы судебную перспективу.
Кто-то приходит, кто-то - уходит
Интенсивнее всего покидают сегодня территорию Украины русские. За шесть лет (1991-1996 гг.) Украину покинула 161 тысяча евреев и 73 тысячи русских. И хотя в Украине существует категория граждан, которых такая информация лишь порадует, не стоит забывать, что в соответствии с переписью населения 1989 года именно эти две группы занимают первые места по уровню образования.
Логично было бы предположить, что с распадом СССР большинство приехавших составят украинцы. Но в 1991 году в Украину прибыло с целью остаться на постоянное место жительства больше русских, чем украинцев (примерно 199 и 197 тысяч соответственно). По данным Института социологии НАН, самый большой «наплыв» в Украину был в 1992 году. В частности, в страну приехало 249 тысяч украинцев и 203 тысячи русских. Правда, в последующие годы соотношение между русскими и украинцами почти выровнялось, а в целом количество прибывающих значительно сократилось.
Среди других этнических групп, представители которых достаточно активно приезжают в Украину, следует отметить белорусов, грузин, армян, азербайджанцев и молдаван. Речь идет об официально зарегистрированных гражданах. В итоге по украинцам - положительное сальдо 275 тысяч, по русским - отрицательное - 73 тысячи человек, то есть количество русских в Украине уменьшилось на 73 тысячи.
Активно приезжают в Украину армяне, азербайджанцы, белорусы, грузины и молдаване. Заметно концентрируются в Украине этнические группы из Закавказья.
В Украине были подвергнуты депортации такие этнические группы, как поляки, крымские татары, армяне, болгары и немцы. Первые поляки были депортированы из Украины в Казахстан в середине 30-х годов, затем повторно - в 1939-1941 гг.
Всего в 30-е годы было депортировано около 2 млн. лиц, проживавших в Украине.
Исключительно по национальному признаку было выселено более 700 тысяч лиц, в том числе 435 тысяч немцев (в 1941 году). Не по собственной воле покинули Украину 200 тысяч крымских татар (вернулось около 250 тысяч), а также 37 тысяч болгар, армян и греков (вернулось около 10 тысяч).
Кстати. В нынешнем году на обустройство возвращающихся в Крым представителей депортированных народов из госбюджета Украины выделено лишь 20% от запланированной суммы.
Выступая в среду на заседании рабочей группы по подготовке предложений по решению вопросов, связанных с возвращением депортированных крымских татар, первый заместитель председателя комитета по делам национальностей и миграции В.Трощинский заявил о необходимости принять решение о финансировании расходов на эти нужды в полном объеме в размере 13,5 млн. грн. Характеризуя в целом ситуацию с финансированием обустройства крымских татар, В.Трощинский сообщил, что с 1992 по 1998 год, по оценкам специалистов, на эти цели государством выделено около $300 млн. Общий объем иностранной помощи за это время составил более $5 млн. При этом, по его словам, выделенные средства используются неэффективно. Нетрудно предположить, что стоит за этим эвфемизмом, прозвучавшим из уст чиновника.
Из 132 тыс. трудоспособного населения 62% так и не смогли найти себе работу. До сих пор без жилья остаются 50% репатриантов.
В то же время на расширенном заседании коллегии прокуратуры Крыма на прошлой неделе говорилось, что прокуратура за период с 1 января 1997 года по 1 июля 1998 года выявила грубые нарушения финансовой дисциплины в управлении капитального строительства (УКС) республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан.
Возврату подлежат в бюджет автономии 558,228 тыс. грн. Перерасход средств на содержание аппарата управления капитального строительства составил свыше 351 тыс. грн.
Кроме того, следственное управление прокуратуры закончило расследование и направило в суд уголовное дело по коммерческому банку «Имдат-банк» (в настоящее время называется коммерческий банк «Крым-юрт»), через который проходили значительные бюджетные средства республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан. В настоящее время уголовное дело по банку рассматривается Центральным районным судом Симферополя.