ПРИЗНАЕТ ЛИ ВЛАСТЬ УКРАИНЫ КОНСТИТУЦИЮ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА

Поделиться
Через год после того, как Украина из рук той же власти получила Основной Закон, вопрос может звучать наивно-риторически, но не спешите с выводом...

Через год после того, как Украина из рук той же власти получила Основной Закон, вопрос может звучать наивно-риторически, но не спешите с выводом. «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины» (статья 6 Конституции).

Посмотрим внимательно на каждую из определенных Конституцией ветвей власти. Самая сложная проблема с организацией работы существует у парламента из-за способа его избрания, гарантирующего преобладание персональных интересов над общественными, региональных - над общегосударственными, корпоративных - над политическими. Однако он есть, и именно этот парламент принял нашу Конституцию. А вот дальше - сложнее. Реализация основного задания, для которого избирается парламент, - принятие законов, - начинается с появления законодательной инициативы. «Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету министров Украины и Национальному банку Украины» (статья 93 Конституции). Но то и дело в сессионном зале появляются и рассматриваются законопроекты, внесенные комитетом Верховной Рады или безымянными членами комитета, специальными комиссиями; принимаются постановления Верховной Рады об их доработке соответственным комитетом или комиссией и о повторном вынесении на первое чтение. Уклонение от персонификации субъекта законодательной инициативы делает невозможной адресную оценку как качества работы, так и общественных последствий принятия проекта.

Следующий шаг еще более трудный, я бы сказал - конституционно-болезненный. «Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично» (статья 84 Конституции). Действующая ныне в Верховной Раде Украины электронная система голосования позволяет фиксировать результаты, не придерживаясь этого требования Конституции, и этой возможностью народные депутаты Украины пользуются на каждом пленарном заседании. При этом значительная часть депутатов не всегда перед голосованием помнит о том, что «Конституция имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей» (статья 8 Конституции). Иначе не появлялись бы такие нормы, как пункт 10 Заключительных и переходных положений закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»: «До принятия законов, определяющих порядок формирования местных бюджетов соответственно Конституции Украины и этого Закона, местные бюджеты формируются в порядке, установленном законами о бюджетной и налоговых системах». А как же быть со статьей 160 Конституции Украины: «Конституция Украины действительна со дня ее принятия». Подпись гаранта Конституции под таким текстом также является некоторым свидетельством его отношения к Конституции. Можно также напомнить принятие Верховной Радой к рассмотрению проекта Государственного бюджета Украины на 1997 год, который как минимум нарушает семь статей Основного Закона.

Итак, уважает ли Верховная Рада принятую ею Конституцию?

Исполнительная власть в Украине имеет целую систему центральных и региональных органов, их структур. С органами исполнительной власти граждане Украины соприкасаются чуть ли не каждый день. Подробный анализ конституционности действий каждого органа должен стать предметом отдельного исследования. В пределах этой статьи констатирую лишь два положения, которые конституционно регулируют отношения граждан с органами исполнительной власти и не слишком уважаются последними: «Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия работы, на заработную плату, не ниже установленной законом» (статья 43 Конституции). Постоянное и повсеместное невыполнение обеих норм в Украине стало хроническим. «Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом» (статья 41 Конституции). А что сегодня происходит на таможнях Украины?

Отдельно хочу сказать о подготовке и содержании проекта Государственного бюджета Украины, что является конституционной ответственностью Кабинета министров Украины. Как процесс его подготовки, многосерийной подачи, так и содержание проекта красноречиво свидетельствуют: конституционные нормы сановными правителями просто игнорируются.

Итак, уважает ли исполнительная власть Конституцию Украины?

С судебной властью у нас проблем тоже не меньше. Процесс осознания судьями своей роли в обществе, как и понимание независимости судебной власти, проходит далеко небезболезненно. Редко теперь встречается судья, который осознает свое главное призвание - защита прав и свобод человека и гражданина (статья 55 Конституции). Значительная часть судей продолжает ощущать себя защитниками интересов государства. И свою независимость значительная часть судей поняла не как право самостоятельно, на основании Конституции и законов Украины, принимать решения, а как право быть закрытыми от внешнего контроля за выполнением процессуальных норм. Особенно беспокоит недостаточное знание судьями Основного Закона именно в тех частях, которыми они должны руководствоваться. Остается неосознанной также приоритетность естественных прав человека перед неправовыми нормами. «В Украине признается и действует принцип верховенства права» (статья 8 Конституции). Что признается - возможно, а вот что касается действия - есть небезосновательные сомнения. Еще ни один суд и ни один судья не воспользовался этой нормой.

Много вопросов поставило первое решение Конституционного суда Украины. Не вдаваясь в анализ этого решения, хочу лишь задать вопрос - как быть с законом Украины «О принятии Конституции Украины и введении ее в действие» от 28 июня 1996 года:

«Верховная Рада Украины постановляет:

Статья 1. Принять Конституцию Украины.

Статья 2. Признать недействительной Конституцию (Основной Закон) Украины от 20 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 3. Признать недействительным Конституционный «Договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины».

А Конституционный суд принимает решения на основании норм, признанных недействительными в Украине.

Итак, уважает ли судебная власть Конституцию Украины?

Особое место в государственной власти принадлежит Президенту Украины. Он, как глава государства, принимает участие в функционировании всех трех ветвей власти. В парламенте он пользуется правом законодательной инициативы и правом не соглашаться с принятым законодательным органом законом, обязуя его повторно рассматривать проект с замечаниями Президента. И только двумя третями конституционного состава с ними можно не согласиться. Что касается судебной власти, то Президент создает суды, осуществляет первое назначение судей и может помиловать наказанного судом гражданина. В исполнительной власти Президент соответственно Конституции осуществляет все ключевые назначения. Он же является гарантом исполнения Конституции Украины.

Прискорбно, но список, который свидетельствует об игнорировании отдельных конституционных норм, тоже не будет коротким. Не имею намерения перечислять указы, не один десяток которых сегодня ждут очереди на рассмотрение в Конституционном суде. Констатирую лишь, что Конституция Украины изменила текст присяги и порядок ее принесения для Президента Украины. Президент не осуществил этого акта. Также до сих пор не подал на согласование парламента кандидатуры генерального прокурора Украины, членов Центральной избирательной комиссии Украины, председателей Антимонопольного комитета и Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины. С другой стороны, возникает вопрос: какими нормами руководствовался Президент, вводя должность государственного министра Украины?

Итак, уважает ли Президент Украины Конституцию Украины?

А что же граждане Украины? Уважают ли они власть в Украине?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме