Аксиомой является тот факт, что тип избирательной системы влияет как на политический, так и персональный состав парламентов. Цель-максимум при выборе избирательной системы — объединение двух интересов. Первый — как можно точнее представить в высшем представительском органе общественные настроения, выразителем которых являются политические партии, и второй — оказывать содействие избранию эффективного законодательного органа. Второе, безусловно, возможно при наличии устойчивой и долгодействующей коалиции большинства и квалифицированных парламентариев.
Первый и второй интересы пребывают в постоянном конфликте. Представьте себе, что предпочтение отдано точности политического представительства. Лучше всего это достигается при условии пропорциональной избирательной системы, а если приоритет абсолютный, то и при условии отсутствия избирательного барьера. Безусловно, что политическая ситуация в Украине динамично развивается и прогноз общественных симпатий может быть довольно приблизительным, тем не менее, считаю, достаточно красноречивой будет иллюстрация итогов минувших выборов 1998 года, если подсчеты проводить при условии отсутствия 4%-ного барьера. Вот как в этом случае выглядело бы распределение депутатских мандатов по сравнению с реальной ситуацией:
>
В сегодняшнем парламенте имеется 12 депутатов, избранных по партийным спискам, которые при баллотировании в своих округах набрали больше голосов, чем среднее количество голосов победителей в одномандатном округе, но в своих округах они не были избраны.
Если бы такая система была применена в 1998 году, то фракционная структура парламента имела бы следующий вид:
НДП — 159
КПУ — 82
«Громада» — 59
НРУ — 40
СДПУ(о) — 32
СелПУ — 16
С приложением из 62 представителей партий, которые не преодолели барьер и имеют своих представителей — победителей в одномандатным округах и внепартийных независимых депутатов.
Такой порядок формирования партийных списков кроме того:
• устранит внутрипартийные проблемы;
• повысит уровень легитимности избранных депутатов;
• повысит роль Верховной Рады как представительского выборного органа народа Украины;
• сохранит возможность участия в выборах по одномандатным округам для лидеров политических партий;
• будет оказывать содействие формированию многочисленных партийных фракций в парламенте партиями, реально имеющими общенациональный характер.
Это один из вариантов модернизации смешанной избирательной системы, дающий возможность сохранить ее основное преимущество и учесть правовые и общественные особенности современного Украинского государства.