ПОЛУЗАБЫТЫЙ КОНФЛИКТ

Поделиться
Старая истина, что все познается в сравнении, очень ощущается в другой стране. Даже если это бывшая республика некогда очень большой страны...

Старая истина, что все познается в сравнении, очень ощущается в другой стране. Даже если это бывшая республика некогда очень большой страны. За маршем шахтеров, которые в Днепропетровске и Киеве выбивают из властей заработанные деньги, заботами о получении пенсий и стипендий нам кажется, что в Украине совсем плохо. Сразу вспоминаются благополучные страны Европы, Северной Америки, в крайнем случае, не задетые кризисом азиатские «тигры». А об Азербайджане мы вспоминаем редко, а если и происходит такое, то только в связи с нефтью. Да еще полузабытые воспоминания о самом старом на пространстве бывшего СССР межнациональном конфликте, который плавно перешел в полномасштабную войну.

Азербайджан

Как живет сейчас Азербайджан? Да как он может жить, если 20 процентов территории находятся под контролем армянской стороны. В стране почти миллион беженцев, для размещения которых используются школы, клубы, пансионаты и любые хоть чуть-чуть пригодные для жилья помещения. Промышленность работает так же, как и у нас, то есть практически не функционирует. Отсюда острейшая проблема занятости для всегда трудоизбыточной страны. А нет работы - нет и зарплаты. К этому добавляется острейший энергетический кризис. Электроэнергетика, которая и в советское время работала на пределе возможностей, сейчас таких перегрузок не выдерживает. В провинции часто отключают электроэнергию, плохо с газом. Есть сложности с расчетами с Россией и Туркменией. А жить надо. Значит, уезжают туда, где можно заработать. В Россию, Украину, Иран, Турцию. Кто не уехал за границу - перебирается в столицу. За последние три года население Баку удвоилось и приближается к 4 миллионам человек. Столь бурный рост естественно порождает свои проблемы. Жилье стоит дорого, улицы убираются плохо, хотя и есть договоренность с иностранными фирмами о создании предприятия по переработке мусора. С другой стороны, столица Азербайджана переживает строительный бум. Реконструируются, реставрируются здания в центре города, им возвращается первоначальный вид. Строятся бизнес-центры, отели с большим количеством звездочек, офисы и другие служебные помещения. Основательно реконструируются телефонные сети и АТС. Позвонить по городу - нет никаких проблем, слышимость приличная. Большие дискуссии вызывает градостроительная политика в Старом городе. Его облюбовали для офисов ведущих фирм, а по планам там предполагалось разместить лавки, мастерские чеканщиков и других ремесленников. Но деньги берут свое, и на извилистых улочках стремительно появляются зеркальные окна и двери офисов, банковских контор.

Конфликт

И все же главной проблемой остается Карабах. В середине мая исполнилось четыре года с момента прекращения огня на линии противостояния. В целом перемирие соблюдается обеими сторонами, если не считать мелких инцидентов. Обе стороны стремятся не допустить разрастания возникающих столкновений в большую войну, несмотря на отсутствие между ними разъединительных миротворческих сил. Самый старый межнациональный конфликт на пространстве бывшего СССР находится в латентной форме, но от этого его политическая острота не уменьшается. Армения использует более выгодное военное положение для стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Это дало основание бывшему президенту Тер-Петросяну в конце прошлого года выступить с предложениями по урегулированию конфликта. Они сводились к фактическому признанию независимости Нагорного Карабаха при соблюдении территориальной целостности Азербайджана. Каким образом в Ереване хотели примирить признание независимости части азербайджанской территории и целостность соседнего государства - осталось неясным. Были разговоры о конфедеративном устройстве Азербайджана, заключении договора между Баку и Степанакертом. Во всяком случае такая позиция бывшего президента Армении давала основания для начала переговоров при участии посредников из Минской группы. Важно, что Россия, США и Франция были склонны поддержать эту идею в качестве исходной. Тер-Петросян считал, что военно-политическое положение Армении будет ухудшаться в связи с заинтересованностью ведущих держав на Западе и Востоке в разработке нефтяных запасов Азербайджана и Центральной Азии и транспортировке нефти через Закавказье и Турцию в Европу. В этом случае Армения рискует оказаться блокирующим элементом на южных транспортных магистралях типа Шелкового пути. Несмотря на поддержку России, она могла оказаться перед единым фронтом довольно большого числа государств, интересы которых все теснее будут связаны с нефтью и транспортными артериями. К тому же блокада со стороны Азербайджана и Турции значительно уменьшает привлекательность Армении как сферы приложения капитала. Военные победы, не закрепленные политически, имеют тенденцию девальвироваться.

Однако предложение Тер-Петросяна вызвало в Армении политический кризис. Видимо, военные успехи затуманили голову армянским политикам да и значительной части населения. Под давлением националистической волны Тер-Петросян вынужден был уйти, а президентом стал сторонник жесткой линии Роберт Кочарян. Хотя в многочисленных интервью последний всячески подчеркивал, что он не жесткий, а прагматичный политик. Тем не менее, позиция армянской дипломатии ужесточилась. Теперь в Ереване настаивают на признании государственности Карабаха. В интервью московской «Независимой газете» президент Роберт Кочарян определил возможность урегулирования конфликта на основе пакетного варианта. Смысл сводится к одновременному решению проблем военно-технических и политических. При этом категорически отвергается подчиненность Карабаха Азербайджану в каком-либо виде. Таким образом, Армения вернулась к идее независимости, отвергнув тем самым принцип нерушимости границ, который зафиксирован в Заключительном акте совещания в Хельсинки в 1975 году. По мнению армянской дипломатии, между Карабахом и Азербайджаном возможны лишь горизонтальные связи культурного и экономического характера. При этом декларируется желание решать проблемы только мирным путем.

Характерно, что термин «пакетный вариант» обеими сторонами понимается совершенно по-разному. Как заявил в интервью днепропетровской радиостанции «Радио-Премьер» заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, его страна придерживается принципов пакетного урегулирования, принятых на лиссабонской встрече ОБСЕ в 1996 году. Этот пакет включает в себя следующие принципы: территориальная целостность Азербайджана и Армении; предоставление Нагорному Карабаху максимально возможной автономии в составе Азербайджана, параметры которой должны быть определены в процессе переговоров между сторонами; гарантии безопасности армянскому и азербайджанскому населению Карабаха и возвращение беженцев, изгнанных в ходе боевых действий. Для выполнения последнего принципа создается международный миротворческий механизм, что предусмотрено решением будапештской встречи ОБСЕ в 1994 году. Поддерживая принятые на авторитетных международных конференциях основные принципы урегулирования в Карабахе, Азербайджан рассчитывает на содействие Минской группы. Однако недавние акты армянской стороны по признанию де-факто независимости Карабаха, принятые накануне визита международных посредников в Ереван и Баку, не дают оснований для оптимизма в скором разрешении конфликта.

Перспективы

Причины изменения позиции Армении в сторону ужесточения и смена президента не сводятся только к психологическим факторам, которые обусловлены военными победами. С конца прошлого года наблюдается беспрецедентное падение цен на нефть. И это при том, что на рынке отсутствует Ирак, а Индонезия в связи с кризисом резко сократила добычу. Перепроизводство нефти носит не флуктуационный, а системный характер. Современные технологии позволили существенно удешевить добычу из месторождений в развитых странах, в связи с чем их потребности в большей степени удовлетворяются за счет национальных ресурсов. В этой связи интерес западных стран к расширению добычи нефти в Каспийском море и Центральной Азии значительно снизился. Уменьшилась соответственно и привлекательность стран региона. Этим объясняется несколько более мягкая позиция в отношении Армении, занятая представителем Германии в ОБСЕ Франком Ламбахом во время его встреч с министром иностранных дел Варданом Осканяном в начале мая. По мнению армянской дипломатии все это снижает реальный объем средств, которые мог бы использовать Азербайджан для модернизации армии и поднятия ее боеспособности. Процесс этот растягивается, что не способствует трансформации позиции Еревана.

Но кроме этих внешних причин, есть и внутренние. В Армении без особого шума усиленно ведутся поиски нефти и газа. Если будут найдены ресурсы, достаточные для удовлетворения большей части собственных относительно небольших потребностей, то блокада со стороны Турции и Азербайджана станет бесполезной, нефтяная карта перестанет быть козырной. Местная промышленность получит импульс для развития. Все это в настоящее время необходимо рассматривать только как потенциал, но затягивание с урегулированием конфликта в пользу Армении.

Третьим фактором, тормозящим урегулирование, является позиция России и Ирана. Обе эти страны являются крупнейшими поставщиками нефти и не заинтересованы в выходе каспийской нефти на мировой рынок. Поэтому для них важно не только сохранить армянский блокирующий фактор, осложняющий выход «черного золота» за пределы каспийского и центральноазиатского регионов, но и затруднить реализацию проектов трансазиатского транспортного коридора. Хотя причины, по которым сходятся интересы России и Ирана, различны. Для Ирана это, в первую очередь, обусловлено противостоянием с США, а для России геополитическими и стратегическими причинами. Все более усиливающийся прозападный курс Азербайджана подкрепляет позиции тех в Москве, кто с ужасом думает о перспективе ухода из Закавказья. Ради сохранения своих баз в Армении и военного присутствия за Кавказским хребтом некоторые российские круги, в первую очередь военные, согласны воевать до последнего армянина и азербайджанца. А если конфликт принял затяжную неогнеопасную форму, то тем лучше. Хотя численность оперативной группы «Армения» предполагается сократить, но о выводе российских войск не может быть и речи. Опираясь на поддержку, в первую очередь России, в Ереване могут ожидать сколь угодно долго.

Тем не менее карабахский конфликт даже в латентной форме серьезно дестабилизирует обстановку в регионе. Отвлекаются огромные средства на закупку вооружений, модернизацию и переподготовку армии. Экономическое положение очень сложное и оно отягощается огромными военными расходами. Наличие горячих точек в Закавказье является продолжением конфликтов на юго-востоке Турции и севере Ирака. Тем самым дуга нестабильности из района Персидского залива удлиняется до Южного Кавказа. Учитывая продолжающуюся гражданскую войну в Афганистане и Таджикистане, усиление уйгурского сепаратизма на западе Китая и рост исламского фундаментализма в Алжире, можно говорить уже не о дуге, а о параллели нестабильности. Вот почему мировое сообщество сильно заинтересовано в разрешении карабахского конфликта, чтобы, по возможности, снизить политическую и военную температуру в регионе. Поэтому миротворческие усилия будут продолжаться не только Минской группой, но и ОБСЕ в более широком плане.

Российская поддержка Армении тоже не может быть беспредельной. В значительной степени это будет определяться ситуацией на Северном Кавказе. Помощь сепаратистам в Карабахе и Абхазии может дорого обойтись в Чечне и Дагестане. При всей стратегической важности каспийской нефти и стратегических баз в Южном Кавказе сохранение территориальной целостности России важнее. Конфликты в Закавказье являются питательной средой для роста сепаратизма российских регионов. Тут не только проблема Северного Кавказа или Татарстана. Появляются признаки сепаратизма и на русских территориях. Тем более, что в истории РСФСР такие прецеденты были. Достаточно вспомнить Дальневосточную республику 1920-22 г.г. Легко спрогнозировать, что по чисто внутренним причинам российская поддержка Армении значительно уменьшится. Тогда армянская сторона попадет в очень сложное положение, поэтому временной резерв у Еревана совсем не такой большой, как может показаться.

Украина

У нас о карабахском конфликте пишут мало. Но это не значит, что для нас безразлично развитие ситуации в этом регионе. Дело не только в нефти, которую мы хотели бы получать из Азербайджана. Для нас гораздо важней, чтобы в регионе установился мир. Выигрыш от реализации трансазиатского транспортного коридора, который пройдет через Украину, перекроет все нефтяные издержки. Южный Кавказ - это рынок сбыта украинской металлургии и машиностроения, продукции сельского хозяйства. Через этот регион наша экономика может подключиться к исключительно емким и располагающими капиталом рынкам Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Но кроме причин чисто экономических, есть и основания политические, по которым наша страна заинтересована в ослаблении напряженности в Закавказье.

Закавказские конфликты делают Азово-Черноморский регион весьма уязвимым для игр внешних сил. Несмотря на то, что конфликты есть только в восточной части, это оказывает негативное воздействие и на западную. У нас достаточно сепаратистов, мечтающих о «городе русской славы» в Крыму, есть проблемы в Закарпатье и на Буковине. Наличие сепаратистских пожаров в Закавказье и Приднестровье негативно сказывается на нашем внутреннем положении. Усиливаются миграционные потоки, которые тяжелым бременем ложатся на нашу, находящуюся в весьма плачевном состоянии, экономику. Противостояние Турции и России в Южном Кавказе, которое усиливается в зонах конфликтов, отражается и на нас, уменьшая свободу маневра украинской дипломатии. За примерами ходить далеко не надо. Весьма успешный опыт ослабления напряженности в Приднестровье мог быть использован и в Карабахе. Мы имеем контингент миротворцев, получивших опыт в Боснии. Несомненно, что они могли быть использованы и в Закавказье. Но Россия очень не хочет расширения украинского присутствия в этом регионе, поэтому Армения не соглашается принимать миротворческие услуги нашей страны. В более общем плане мы поддерживаем решения встреч ОБСЕ в Будапеште и Лиссабоне, в выработке которых активно участвовали наши дипломаты, как основы для мирного урегулирования. Несомненно, что мы обладаем значительным миротворческим потенциалом в Карабахском конфликте и очень жаль, если он не будет востребован. Дело мира в регионе от этого только проиграет.

Азербайджан и его столица живут тяжело, но с надеждой. С надеждой на мир в Карабахе и лучшую жизнь. Как, впрочем, люди и в других странах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме