Испытание политикой
«Ко мне подошел человек невысокого роста с ярко выраженной хохляцкой внешностью и предложил пройти в комнату номер 306. Так я был арестован». Эта цитата из воспоминаний осужденного замминистра внутренних дел СССР Юрия Чурбанова имеет самое непосредственное отношение к нынешнему исполняющему обязанности генерального прокурора Украины Олегу Литваку.
Его имя будет обязательно фигурировать в мемуарах министра обороны Язова и председателя КГБ СССР Крючкова, поскольку именно Олег Литвак был тем человеком, которому было поручено арестовать этих людей по итогам ГКЧП. Хранится у Олега Михайловича и протокол допроса первого и единственного президента Советского Союза Михаила Горбачева: Литвак был одним из двух следователей, которые проводили этот допрос после августовских событий 1991 года.
В бытность одним из шестнадцати «важняков» (следователей по особо важным делам Генпрокуратуры Союза), Олегу Литваку приходилось принимать самое активное участие в деле Адылова. Кстати, поговаривают, что в Узбекистане Литвака пытались отравить. Но это было, по всей видимости, не главным испытанием, через которое прошел профи. Контроль партии, КГБ, подставы своих, из-за которых происходили отстранения от следствия, реабилитации, громкие дела и конкретные их завершения - все это, перемоловшись, превратилось в серьезный багаж опыта. Пройдя путь от следователя районной прокуратуры до первого заместителя Главного следственного управления Генпрокуратуры СССР, Олег Литвак, по мнению близко знающих его людей, выработал четкую собственную систему профессионального поведения. Наверное, именно поэтому он серьезно разошелся во взглядах с некогда известными Гдляном и Ивановым, методы работы которых с достаточной точностью в Украине копировал Сергей Фортуна, чьему перу принадлежали многие из 43 громких украинских дел. Напомним, что лишь три из них дошли до суда. Будучи первым заместителем генерального прокурора - Владислава Дацюка, Олег Литвак неоднократно подчеркивал свое несогласие с теми методами, которыми пользовались в работе Дацюк и Фортуна. Желая угодить Президенту, объявившему войну преступности, и не имея достаточно опыта следственной работы, и тот, и другой использовали не совсем законные приемы в достижении «вала по плану». Об этом немало было написано в прессе. В конечном итоге Олег Литвак написал следующее заявление: «В связи с тем, что у меня различаются точки зрения с генпрокурором на роль и место прокуратуры в становлении правового государства, прошу освободить меня от обязанностей первого заместителя генпрокурора».
На год и два месяца экс-первый зам. генпрокурора ушел в политическое небытие. До того, как занять, по приглашению Леонида Кучмы, пост помощника по правовым вопросам, он занимался правовыми консультациями в одной из крупных украино-российских коммерческих структур.
В администрации Президента ничем особенным Олег Литвак себя не зарекомендовал, равно как не сделал он этого и будучи главой Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. По крайней мере, так может казаться посторонним наблюдателям, коим я являюсь. Однако юристы и политики, более близко знающие нынешнего исполняющего обязанности генпрокурора, считают, что он в команде Президента не сидел сложа руки. Зимняя замена Олега Литвака Василием Дурдинцом, по их мнению, объяснялась не только желанием Президента держать под контролем Павла Лазаренко, но и тем, что Олег Литвак инициировал через соответствующие органы начало более восьми тысяч дел о попрании закона в сфере приватизации. Утверждают, что именно Павел Лазаренко потребовал от Президента смещения Олега Литвака с поста секретаря Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В утешение бывшему помощнику дали команду готовить документы для учреждения Национального бюро расследований. Будучи специалистом в своем деле, Олег Литвак зажегся этой идеей и весьма серьезно занялся конструированием структуры так по сути еще и не родившегося НБР, главой которого он являлся до момента выхода указа Президента о назначении его исполняющим обязанности генпрокурора.
В отношении желания Олега Литвака занять этот пост мнения расходятся. Одни утверждают, что он давно метил на него, поскольку знал, что уход в отставку Григория Ворсинова последует сразу же за отставкой Павла Лазаренко и вакансия будет открытой. Другие считают, что Олег Михайлович упирался и не хотел занимать пост генпрокурора, прекрасно отдавая себе отчет, какие политические и, как следствие, профессиональные издержки повлечет за собой нахождение на этом посту. На данном уровне развития демократии в нашей стране, конечно.
Но даже временное плохое самочувствие, на которое сослался Олег Литвак, не помогло ему устоять перед решимостью Президента незамедлительно подписать указ и в тот же день распорядиться представить его сотрудникам Генпрокуратуры.
Решимость Президента, с которой он остановил свой выбор именно на Литваке, с одной стороны, может насторожить народных депутатов, которые должны будут, согласно Конституции, утвердить предложенную Президентом кандидатуру. Опыт работы последних двух генеральных прокуроров в Украине доказывает, что костяк третьей власти - Генеральной прокуратуры - превратился для исполнительной власти (Президента или премьера, в зависимости от того, чей прокурор занимал пост) в отмычку от «сезама» полномочий, оказывания давления, сведения счетов.
С другой стороны, коллеги, знающие Литвака не только по работе в украинской, но и в союзной прокуратуре, утверждают, что закон для Олега Михайловича - превыше всего. По их мнению, он не будет надувать цветные шарики громких дел, которые лопнут при первой же попытке утвердить доказательства в суде. Он не будет заниматься травлей Павла Лазаренко или Александра Волкова, находящихся на разных полюсах президентских интересов. Но если он получит необходимые доказательства чьей-либо вины перед законом, то его не остановят никакие авторитеты.
Какая из точек зрения победит, мы сможем узнать только после конкретных шагов. Совершенно ясно лишь одно: громкие дела, которыми будет заниматься Олег Литвак, будут доходить до суда, ибо он знает цену доказательству и качественно проведенному следствию.
Сложно сказать, пройдет ли его кандидатура утверждение Верховной Радой. Большинство склоняется к тому, что - да. Однако, в свете планируемого внесения изменений в Конституцию, возможно, стоило бы задуматься и над тем, а не должен ли парламент утверждать не только кандидатуру, но и отставку генерального прокурора? Таким образом прокуратура могла бы оказаться в равном удалении от влияния исполнительной и законодательной власти, а значит, - и в равном удалении от тех рук, которые могут пытаться использовать ее как отмычку к собственным политическим сокровищам.