Нынешняя годовщина депортации крымских татар отмечена в Крыму событиями неординарными. Президент Украины издал Указ «О Совете представителей крымскотатарского народа» под председательством главы меджлиса Мустафы Джемилева. А в Симферополе, еще без разрешения горсовета, на одной из площадей народные депутаты Украины Геннадий Удовенко, председатель меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев открыли памятник известному генералу-правозащитнику Петру Григоренко в присутствии его сына Андрея Григоренко, ныне гражданина США и массовом стечении народа. В ответ партия «Союз», известная своей пророссийской позицией, заявила о намерении поставить рядом памятник Екатерине II. В День памяти жертв депортации 18 мая, установленный когда-то Верховным Советом Крыма, в Симферополе завершился беспрецедентный многодневный марш протеста крымских татар, семь колонн которого вошли в город со всех сторон и провели на центральной площади митинг. По словам начальника ГУ МВД Украины в Крыму Г. Москаля, в нем приняли участие до 35 тысяч человек. К охране общественного порядка было привлечено 6,5 тысячи сотрудников МВД. На центральной площади Симферополя был установлен пикет крымских татар из более 20 палаток, в которых остались примерно 200 человек, требующих дальнейшего проведения переговоров крымских татар и властей по удовлетворению требований народа. Пикет простоит, по заявлениям организаторов, «до решения поставленных вопросов»…
Встреча руководителей Верховной Рады и Совета министров Крыма с представителями меджлиса состоялась в среду, и, как сказал Сергей Куницын, были найдены пути к решению всех поставленных вопросов.
Сегодня, после окончания всех событий, когда напряженность начала спадать, уместно сформулировать несколько уроков, которые преподаны крымскому и украинскому обществу и властям.
Видимо, первый из них состоит в том, что затягивание решения проблем депортированных народов, путь, который почему-то избран властями, - далеко не нормальный способ взаимоотношений народа и государства. На протяжении всех лет возвращения крымские татары ставят перед государством одни и те же вопросы, и теперь, чтобы «докричаться» до властей, они вынуждены проводить столь громкие марши и митинги. Только начав «самовозвраты» земель, крымские татары добились еще от советской власти выделения участков, только организовав акции протеста, крымские татары добились решения вопроса о гражданстве, да и то с помощью международных организаций. Только организовав беспрецедентный митинг - даже на 50-ю годовщину депортации в митинге принимало участие примерно 20 тысяч человек! - крымские татары добились приема лично Президентом, создания консультативного совета при нем, а также обещания от главы парламента провести не позже сентября парламентские чтения по проблемам крымских татар и других депортированных из Крыма сталинским режимом. Речь идет в данном случае о свершившемся факте официального признания меджлиса консультативным органом при Президенте, ибо в его состав войдут, что понятно, преимущественно члены меджлиса, а также о принятии в будущем закона о политической и фактической реабилитации депортированных, проект которого давно подготовлен и ждет своей очереди.
Второй урок: течение истории происходит так, что все в прошлом репрессированные народы, имеющие мощное национально-демократическое движение, в том числе и крымские татары, при любых условиях добьются своей полной реабилитации и восстановления прав. Большим вопросом сегодня для чести и совести Украины является то, достигнут этого крымские татары вопреки сопротивлению властей (что навсегда сформирует враждебное отношение этого народа к этому государству), или же благодаря и при содействии государственных органов, что навсегда подружит этот народ с государством. Более того, Украина стоит перед выбором - пойти по отношению к крымским татарам как к национальному меньшинству, по пути Российской империи и Советского государства, угнетавших их, или же построить с ними дружественные и благожелательные отношения с чистого листа, что откроет для молодого государства вполне демократические перспективы. Понятно и без объяснений, какой именно путь соответствует современной Европе, ее нормам и этике. По сути Украина стоит перед дилеммой: либо признать крымскотатарский народ частью украинского общества и государства и восстановить все его права, построить с ним цивилизованные отношения, либо… Впрочем, здесь не только третьего, но второго не дано, ибо альтернативой может быть только новая депортация, что немыслимо…
Третий урок: события в Крыму убедительно показали, кто выше: народ и его чаяния или чиновная власть и кто к кому должен прислушиваться. И в случае с установлением памятника Петру Григоренко, разрешение на который Симферопольский горсовет, видимо, вынужден будет дать задним числом, победил народ, и в случае с удовлетворением требований, многократно озвученных на митингах, побеждает также организованный народ. Более того, те органы власти, которые способствуют решению проблем и сотрудничают с народом, получают его поддержку, как, например, крымское правительство и администрация Президента. Совет министров Крыма сейчас совместно с меджлисом готовят к рассмотрению документ, в котором будет решен блок из 14 экономических и социальных вопросов: предусмотрен порядок участия депортированных в паевании общественных земель, в приватизации земельных участков, вопросы открытия национальных школ, развития национального образования, культуры, открытия музеев, развития национальных языков. При мэрах городов и районных администрациях будут созданы консультационные советы, аналогичные президентскому. А те органы власти, которые сопротивляются требованиям депортированных, оказываются в ситуации противостояния, которое не имеет перспектив.
Урок четвертый состоит в том, что народ никогда не позволит государству без последствий игнорировать современные реалии и свои же документы. Декларация прав национальностей Украины, провозглашенная не кем иным, как Верховной Радой Украины еще в 1991 году, содержит статью 2: «Украинское государство гарантирует всем национальностям право на сохранение их традиционного расселения и обеспечивает существование национально-административных единиц, принимает на себя обязанности создавать надлежащие условия для развития всех национальных языков и культур». Красноречивы и остальные шесть статей этого короткого, но архисовременного документа, забыть который значило бы просто «провалиться» в средневековье.