После неудачного запуска ракеты-носителя «Зенит-2» (9.09.1998 г.) по программе международного коммерческого проекта Globalstar (система спутниковой связи) сразу же была создана межгосударственная «аварийная» комиссия, в которую вошли ведущие специалисты космических агентств Украины и России, головных КБ, заводов, НИИ и испытательных центров. Поначалу казалось причина аварии настолько очевидна, что потребуется всего несколько дней, чтобы установить истину. Так было и заявлено специалистами НКАУ, назывался даже срок обнародования причин аварии - сентябрь 1998 года.
Нынешний год стал прямо-таки «урожайным» на аварии ракет-носителей: американцев подвели «Титан» и «Дельта», россиян - «Тополь-М», нас - «Зенит-2»... Понятно наше желание как можно быстрее установить причины аварии «Зенита», но «досрочные темпы» могли только навредить: скорее всего, выводы нужны не американцам, потерявшим дюжину спутников связи, а нам, так как, не сделав поучительных выводов на будущее, мы рискуем остаться без надежной техники и потерять потенциальных заказчиков.
Поиск причин аварии шел по всем вероятным и невероятным направлениям. Поисковая группа, в которую вошел и представитель американской компании Space Systems/Loral, на вертолете МИ-8 совершила облеты места падения фрагментов ракеты-носителя. Особо тщательно проводилась расшифровка и исследование телеметрической информации, анализ конструкции, технологии и испытательной документации, степень влияния различных факторов на работоспособность системы управления.
28 октября комиссия подписала заключение о причинах аварии ракеты-носителя «Зенит-2». Комиссия установила: авария ракеты-носителя «Зенит-2» произошла из-за отказа системы управления, вызванного последовательным отключением двух каналов (№3 и №2) бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) на 248-й и 276-й секундах полета с последующей штатной реализацией аварийной циклограммы. Причиной отключения двух каналов явились единичные сбои в каналах БЦВМ в сочетании с несовершенством принятого алгоритма работы системы управления. Сбои в работе каналов БЦВМ носили случайный (?) характер и не являлись конструкционным, производственным дефектом или следствием неправильной эксплуатации.
Чтобы лучше представить нелепость ситуации, произошедшей на космодроме, позволю себе привести такой пример. Во время забега на длинную дистанцию один из ведущих спортсменов случайно «чихнул», потом он «чихнул» еще раз, и эти два «чиха» обернулись для бегуна трагедией: судьи сняли спортсмена с дистанции, даже не поинтересовавшись, были ли эти «чихи» просто случайностью или симптомом простуды. Обидно: упущены благоприятные возможности, очень важный и нужный нам успешный пуск.
«Зенит» замышлялся для пилотируемых полетов, он должен был заменить ветерана - «семерку» С.Королева, но вовремя не позаботились о создании еще одной ступени космического корабля. Ныне «Зенит-2» используется как грузовой носитель, а система управления для него осталась прежней. Такого несовершенства уже нет на «Зените-3 SL», предназначенного для «Морского старта»: конструкторы предусмотрительно заложили в систему управления новую программу, защищенную от всех случайностей и сбоев. Образно говоря, если носитель начнет «чихать» или «кашлять», его будут оперативно лечить, а не уничтожать в полете.
«Аварийная» комиссия выработала ряд рекомендаций, в том числе все электроиспытания и последующие пуски «Зенита-2» проводить с доработанным математическим программным обеспечением.
Убедить наших заказчиков в надежности «Зенита-2» может только одно: успешные запуски ракеты-носителя. На Южмаше уже давно готов космический аппарат нового поколения «Океан О», единственным препятствием к его запуску является отсутствие финансирования. Будут пуски - появится и возможность реанимирования программы Globalstar.